г. Вологда |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А44-188/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Едрово" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 июня 2021 года по делу N А44-188/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Едрово" (ОГРН 1025300515877, ИНН 5302001923; адрес: 175429, Новгородская область, Валдайский район, село Едрово, улица Московская, дом 2а; далее - АО "Едрово", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению "Валдайское лесничество" (ОГРН 1155321008270, ИНН 5302014376; адрес: 175400, Новгородская область, Валдайский район, город Валдай, улица Октябрьская, дом 55; далее - ГОКУ "Валдайское лесничество", учреждение) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в приеме лесной декларации от 21.10.2020 N 25.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее - министерство) и прокуратура Новгородской области (Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура) (ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает на то, что в отношении спорного водотока не выявлены признаки водного объекта, отсутствует информация об указанном объекте и его водоохраной зоне в государственном водном реестре, что не оспаривается учреждением. Настаивает на незаконности отказа в приеме лесной декларации.
Министерство в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От учреждения и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в отзыве министерства содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом (арендатор) и Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель) (правопредшественник министерства) заключен договор аренды лесного участка от 24.06.2011 N 312, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Пунктом 2 договора определено, что обществу подлежит передаче лесной участок площадью 30 173 га, состоящий из земельного участка с кадастровым номером 53:03:0000000:223 площадью 301 730 000 кв. м, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: ведение лесного хозяйства и эксплуатация лесного фонда, в том числе заготовка древесины; местоположение: Новгородская область, Валдайский район, Валдайское лесничество, Валдайское участковое лесничество, лесные кварталы N 1-62, 65-73, 77-122, 124-135, 137, 139-145, 147-254.
Данный договор прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области.
Общество, являясь лесопользователем, представило в учреждение 21.10.2020 (вх. N 954) лесную декларацию от 21.10.2020 N 25, согласно которой в период с 30.10.2020 по 30.10.2021 запланировало проведение заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов на лесном участке, полученном аренду.
Учреждение в извещении от 27.10.2020 (том 1, лист 36) отказало обществу в приеме данной лесной декларации со ссылкой на пункт 6 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (действовавшего в спорный период подачи декларации) (далее - Порядок N 17), по причине того, что в квартале N 69 выделах 13.1, 14.1, 19.1, 21.1 Валдайского участкового лесничества отвод произведен в водоохранной зоне ручья, что является нарушением статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Не согласившись с отказом учреждения в приеме лесной декларации, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные отношения регулируются нормами лесного законодательства.
К одному из видов использования лесов пунктом 1 части 1 статьи 25 данного Кодекса отнесена заготовка древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 настоящего Кодекса).
Порядком N 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Пункты 3 и 4 упомянутого Порядка содержат перечень информации, подлежащей внесению в лесную декларацию.
Таким образом, поскольку общество является лесопользователем по договору аренды лесного участка от 24.06.2011 N 312, то оно обязано ежегодно подавать в уполномоченный орган лесную декларацию.
Пунктами 3, 4, 4.1-4.4 Порядка N 17 установлены требования к лесной декларации и четырем приложениям к ней.
Абзацем первым пункта 3 Порядка N 17 предусмотрено, что в лесной декларации должна быть отражена информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Согласно пункту 4 Порядка N 17 в лесную декларацию вносится следующая информация:
а) о наименовании уполномоченного органа;
б) о лице, подавшем лесную декларацию: наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс) - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактные данные (номер телефона, факс) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя;
в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
г) о декларируемом периоде;
д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
В силу пункта 4.3 Порядка N 17 в приложении к лесной декларации должна быть указана общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации; при размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним.
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка N 17 в приложении к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки неэксплутационные участки.
Согласно пункту 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474).
Из положений Правил N 474 следует, что конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с указанными правилами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент), в котором установлены сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) государственной услуги по приему лесных деклараций.
Согласно приложению 1 к Административному регламенту уполномоченным органом на территории Новгородской области является Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (в настоящее время министерство), полномочия которого, в том числе, по приему лесных деклараций и подписанию извещений об отказе в приеме таковых согласно Уставу учреждения и доверенности министерства на имя руководителя учреждения на территории Валдайского муниципального района осуществляет ГОКУ "Валдайское лесничество".
Результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их приеме (пункт 2 Административного регламента).
Перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации приведен в пункте 2.11.1 Административного регламента:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, основанием отказа обществу в приеме данной лесной декларации послужил вывод ГОКУ "Валдайское лесничество" со ссылкой на пункт 6 Порядка N 17, мотивирован тем, что в квартале 69 выделах 13.1, 14.1, 19.1, 21.1 Валдайского участкового лесничества отвод произведен в водоохранной зоне ручья, что является нарушением статьи 65 ВК РФ.
Понятие водного объекта содержится в статье 1 ВК РФ.
Так, под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу положений ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" водоток - это водный объект, характеризующимся движением воды в направлении склона в углублении земной поверхности.
В статье 27 ЛК РФ определено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами, использование лесов может быть ограничено.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные ЛК РФ, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Согласно части 3 статьи 111 ЛК РФ леса проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 4 статьи 111 ЛК РФ).
Как установлено судом и следует из лесохозяйственного регламента Валдайского лесничества Новгородской области, сохранение в процессе лесопользования элементов биологического разнообразия (отдельных ценных деревьев в любом ярусе, а так же участков с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение) является основной задачей при ведении лесопользования. При этом среди прочего, к участкам с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение, относятся временные водотоки, вокруг которых не выделена водоохранная зона, озера менее 50 га, на которые предусмотрены следующие меры охраны:
участки делянки, представляющие собой данные местообитания, рубке не подлежат и исключаются из эксплуатационной части лесосеки;
около мелких водных объектов (на которые не распространяется действующее законодательство) устанавливается водоохранная зона (в обе стороны от ручьев и речек, вокруг ключей, родников, выходов грунтовых вод) шириной, равной средней высоте окружающего древесного полога, но не менее 20 метров, где не проводятся все виды рубок).
В данном случае отказ обществу в принятии лесной декларации извещением учреждения от 27.10.2020 явился следствием того обстоятельства, что ГОКУ "Валдайское лесничество" усмотрело нарушение обществом Порядка N 17 ввиду недостоверности представленных в декларации сведений в отношении лесосеки в квартале 69 выделах 13.1, 14.1, 19.1, 21.1 Валдайского участкового лесничества, поскольку в декларации не выделены неэксплутационные участки лесосеки, все виды рубок на которых запрещены законодательством Российской Федерации, в частности вблизи имеющегося на лесном участке ручья (водотока).
При этом наличие на спорном лесном участке водотока зафиксировано участковым лесничим Валдайского участкового лесничества 26.10.2020 (том 2, лист 7).
Кроме того, как установлено судом, указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции при проведении комиссионного обследования спорных выделов с участием представителей лиц, участвующих в деле. По итогам данного обследования составлен акт осмотра участка от 22.04.2021 (том 2, лист 22).
Согласно статье 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, выявленный на арендуемом обществом лесном участке водоток является водным объектом, который может иметь водоохранную зону, в которой проведение рубок с целью заготовки леса запрещено законом.
Довод общества о том, что в настоящее время указанный водоток не внесен в государственный водный реестр, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку сам по себе данный факт не влияет на правовой статус спорного водного объекта и не свидетельствует о том, что таковым не является.
Кроме того, в любом случае до установления в законном порядке статуса данного водотока, его водоохранной зоны, общество не имеет законных оснований для проведения рубок вблизи данного объекта, в связи с этим поданная им лесная декларация, в которой такие рубки запланированы, не могла быть принята ГОКУ "Валдайское лесничество".
Из совокупного толковании вышеназванных правовых норм следует, что, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам. При этом проведение сплошных рубок для целей заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством запрещено.
При этом императивные положения ЛК РФ обязательны к исполнению всеми лесопользователями (арендаторами) независимо от даты заключения договора и содержания проекта освоения лесов.
Осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) не допускаются в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие в прошедшем государственную экспертизу проекте освоения лесов запроектированных работ по рубкам на арендованном лесном участке не исключают для лесопользователя соблюдение запретов, установленных императивными нормами действующего законодательства в области спорных правоотношений.
Судом первой инстанции верно отмечено, что отказ ГОКУ "Валдайское лесничество" в приеме лесной декларации общества, сведения которой в совокупности с давностью лесоустройства на спорных лесных выделах не учитывали запрет проведения сплошных рубок, не только соответствует указанным нормам действующего законодательства в области спорных правоотношений, но и не нарушает прав и законных интересов общества как арендатора лесного участка, поскольку не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных законом, и не препятствует соответствующему лесопользованию после проведения таксации лесов на спорных выделах.
На основании изложенного судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 июня 2021 года по делу N А44-188/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Едрово" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-188/2021
Истец: АО "Едрово"
Ответчик: ГОКУ "Валдайское лесничество"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, Прокуратура Новгородской области в лице Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры