г. Владивосток |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А51-3070/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Владивостока, Управления градостроительства администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-5317/2021, 05АП-5319/2021
на решение от 24.06.2021
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-3070/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алга" (ИНН 2537049702, ОГРН 1082537000138)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства администрации г. Владивостока (ИНН 2536323102, ОГРН 1202500010052)
о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство, выраженного в письмах от 21.01.2021 N 716/20у, от 01.02.2021 N 1514/20у,
руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
при участии:
от ООО "Алга": Царева Т.В. по доверенности от 15.02.2021, сроком действия до 15.02.2021;
от администрации г. Владивостока: Салыкова Л.В. по доверенности от 18.12.2020, сроком действия по 31.12.2021;
от УГр администрации г. Владивостока: Салыкова Л.В. по доверенности от 29.12.2020, сроком действия по 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алга" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (далее - администрация) в лице Управления градостроительства администрации г. Владивостока в продлении разрешения на строительство, выраженного в письмах от 21.01.2021 N 716/20у, от 01.02.2021 N 1514/20у. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать продлить срок действия разрешения N RU25304000-104/2019 от 27.09.2019 сроком на 10 месяцев с даты вступления в силу судебного акта.
Определением арбитражного суда от 29.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства администрации г. Владивостока (далее - управление, УГр).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2021 заявленные требования удовлетворены, и в целях устранения допущенных нарушений на управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества вх.N 1514/20у от 26.01.2021.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация и управление обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которым просят отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалоб указывают, что заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока действия разрешения были поданы с нарушением установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в продления разрешения на строительство. В этой связи настаивают на законности и обоснованности оспариваемых решений. Кроме того, заявители жалоб поясняют, что, заявляя о продлении срока действия разрешения на строительство, общество не исправило проектную документацию в части определения сроков строительства объекта, в связи с чем по его заявлениям в любом случае не представилось бы возможным принять положительное решение. При этом настаивают на том, что срок действия разрешения на строительство должен согласовываться со сроком действия договора аренды земельного участка и со сроком строительства, указанным в проектной документации.
В судебном заседании представители администрации и управления поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объёме.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Дополнительно общество указало на исполнение обжалуемого судебного акта органом местного самоуправления путем продления срока действия разрешения на строительство до 27.11.2021 и в обоснование указанных пояснений ходатайствовало о приобщении дополнительного документа к материалам дела.
Данное ходатайство было судебной коллегией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено и удовлетворено, в результате чего измененное разрешение на строительство было приобщено к материалам дела, как представленное в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
20.12.2016 между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 28-Ю-21944 аренды земельного участка, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:040003:1680, площадью 1710 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 112 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 10, вид разрешенного использования: станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия, для использования в целях строительства станции технического обслуживания автомобилей.
Согласно пункту 1.3 договора срок аренды участка устанавливается 5 лет с момента (даты) подписания настоящего договора.
15.06.2017 в Едином государственном реестре недвижимости осуществлена государственная регистрации ограничения указанного земельного участка правом аренды заявителя, запись N 25:28:040003:1680-25/001/2017-1.
27.09.2019 обществу выдано разрешение на строительство N RU25304000-104/2019, согласно которому разрешено строительство объекта капитального строительства "Станция технического обслуживания автомобилей в районе ул. героев Варяга, 10 в г. Владивостоке". Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства - 25:28:040003:1680, площадь застройки - 480,30 кв.м, общая площадь здания - 1503,70 кв.м, площадь участка - 1710 кв.м, объем - 5361,60 куб.м, количество этажей - 4. Срок действия разрешения установлен до 27.05.2020.
31.01.2020 обществом подготовлено извещение о начале строительства объекта капитального строительства.
22.04.2020 заявитель обратился в администрацию с заявлением исх. N 47 от 15.04.2020 о внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока его действия на 8 месяцев в связи с необходимостью оформления и пересадки краснокнижных растений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040003:1680.
28.04.2020 по результатам рассмотрения указанного заявления в разрешение на строительство были внесены изменения, и срок его действия был продлен до 27.01.2021.
18.01.2021 заявитель вновь обратился в администрацию с заявлением исх. N 53 от 15.01.2021 о продлении срока действия разрешения на строительство N RU25304000-104/2019 на 10 месяцев (включительно до ноября 2021 года) в связи с погодными условиями, болезнью сотрудников коронавирусом, недостаточностью денежных средств.
Рассмотрев указанное обращение, управление письмом N 716/20у от 21.01.2021 N 716/20у отказало во внесении изменений в разрешение на строительство, указав, что заявление подано менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, и что поданное заявление по своей форме не соответствует требованиям Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 31.12.2019 N 4566 (далее - Регламент N 4566).
26.01.2021 общество со ссылкой на положения части 10 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" повторно обратилось в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство N RU25304000-104/2019 на 10 месяцев, приложив соответствующую форму заявления о внесении изменений в разрешение на строительство.
По результатам рассмотрения данного обращения администрация в лице УГр также пришла к выводу о наличии оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство по мотиву пропуска срока для подачи соответствующего заявления на основании части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что было оформлено письмом от 01.02.2021 N 1514/20у.
Не согласившись с указанными отказами, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционных жалоб, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 19 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 данной статьи.
В силу части 21.14 статьи 51 ГрК РФ в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченный на выдачу разрешений на орган местного самоуправления принимает решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство приведены в части 21.15 ГрК РФ, в том числе пунктом 8 названной части определено, что подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Указанный пункт 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ введен в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступил в действие с 04.08.2018.
В свою очередь Федеральным законом от 29.12.2020 N 468-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 468-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), в том числе статья 4 дополнена частью 10.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 191-ФЗ (в редакции Закона N 468-ФЗ) до 1 января 2024 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года, и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
На основании статьи 6 Закона N 468-ФЗ указанные изменения вступили в действие с 29.12.2020.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемые решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока его действия мотивированы подачей обществом заявлений от 18.01.2021 и от 26.01.2021 менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, исходя из положений пункта 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.
В свою очередь разрешение на строительство N RU25304000-104/2019 со сроком действия 27.01.2021, о продлении которого было заявлено обществом в администрацию, было выдано заявителю 27.09.2019.
В этой связи, следуя прямому указанию пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 191-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно заключил, что к спорным отношениям положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ неприменимы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что вывод органа местного самоуправления о наличии правовых оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока его действия, основанный на норме материального права, не подлежащей применению, является нормативно необоснованным и напрямую противоречит требованиям закона.
Соответственно оспариваемые решения N 716/20у от 21.01.2021, N 1514/20у от 01.02.2021 были приняты в противоречие с действующим правовым регулированием и повлекли нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал их незаконными.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия также отмечает, что до принятия Закона N 468-ФЗ, которым было установлено правило о неприменении пункта 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ к разрешениям на строительство, выданным до 01.01.2020, в условиях ограничительных мер, принятых вследствие предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, Правительством Российской Федерации было вынесено Постановление от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление N 440).
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 3 "Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации" к данному Постановлению на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
Совокупный анализ положений Постановления N 440, включая Приложение N 3, показывает, что данный нормативный правовой акт не предусматривает необходимости подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство с целью продления срока действия разрешения на строительство, срок действия которого истекает в период с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
Таким образом, следует признать, что разрешения на строительство, срок действия которых истекает в вышеуказанный период, считаются продленными на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.08.2020 N 33225-ИФ/03.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора приведенные нормы Постановления N 440 указывают на то, что срок действия разрешения на строительство N RU25304000-104/2019 от 27.09.2019, установленный первоначально до 27.05.2020, фактически был продлен на 1 год именно по Постановлению N 440.
Данное обстоятельство, как уже было указано выше, не требовало отдельного обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения, однако такое заявление обществом все-таки было подано, и по результатам его рассмотрения срок действия разрешения на строительство был продлен до 27.01.2021.
Учитывая изложенные обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи, апелляционная коллегия считает, что для рассмотрения вопроса о внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока его действия не имело значение соблюдение срока, установленного пунктом 8 частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ, равно как не требовалась проверка срока подачи заявления для принятия решения по заявлениям общества.
В этой связи уполномоченный орган, рассматривая обращения общества от 18.01.2021 и 26.01.2021, и, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, безосновательно сослался на пункт 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.
Что касается указания администрации и управления по тексту оспариваемых отказов на подачу заявлений не по форме, предусмотренной Регламентом N 4566, и, минуя Единый портал государственных и муниципальных услуг, то суд апелляционной инстанции отмечает, что данные нарушения порядка обращения за предоставлением муниципальной услуги не обозначены в действующем законодательстве ни в качестве оснований для отказа в предоставлении услуги или её приостановления, ни в качестве оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, а, следовательно, не могут служить доказательством обоснованности оспариваемых решений.
Не находя оснований согласиться с заявителями жалоб в части того, что оспариваемые решения не привели к нарушению прав и законных интересов общества, поскольку вместе с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство не были представлены документы, подтверждающие внесение изменений в проектную документацию в части срока строительства объекта, судебная коллегия отмечает, что по смыслу части 21.14 статьи 51 ГрК РФ представление таких документов при подаче заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия не требуется.
Одновременно коллегия суда отмечает, что действительно, частью 19 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Между тем указанное правило применимо к обстоятельствам выдачи разрешения на строительство, но не принятия решения о внесении в него изменений в части срока действия данного разрешения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о наличии иных препятствий для продления разрешения на строительство не могут быть приняты во внимание, как не основанные на нормах правах и материалах дела, тем более, что на дату проверки судебного акта в апелляционном порядке срок действия разрешения уже продлен управлением до 27.11.2021.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые решения органа местного самоуправления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инспекции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав данные отказы незаконными, и, обязав устранить допущенные нарушения.
В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на администрацию и управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2021 по делу N А51-3070/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3070/2021
Истец: ООО "АЛГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА, Управление градостроительства администрации г. Владивостока