г. Вологда |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А13-3567/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Ананьино" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2021 года по делу N А13-3567/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ананьино" (ОГРН 1143529000119, ИНН 3507310340; адрес: 160508, Вологодская область, Вологодский район, поселок Майский, дом 5Б, квартира 8; далее - общество, ООО УК "Ананьино") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6А; далее - Департамент) об оспаривании предписания от 03.03.2021 N 49.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2021 года по делу N А13-3567/2021 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Указывает, что общество произвело перерасчет платы за содержание жилого помещения в многоквартирном жилом доме в городе Вологде, с. Молочное, ул. Парковая, д. 10А исходя из суммы, взимаемой с пользователей помещений указанного дома, за исключением средств перерасхода по оказанию услуги по вывозу ТКО, в соответствии с действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.02.2021 N 67 в период с 16.02.2021 по 03.03.2021 департаментом проведена внеплановая проверка исполнения обществом предписания от 25.10.2019 N 578 об устранении выявленных нарушений по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Вологда, село Молочное, улица Парковая, дом 10А (далее - многоквартирный дом).
В ходе проверки установлено, что обществом в платежных документах за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за апрель 2020 года по жилым помещениям N 1, 7, 9, 10, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 32, 35, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 51, 58, 60, 61, 62 указан перерасчет платы, который произведен с нарушением положений жилищного законодательства.
Для исполнения предписания от 25.10.2019 N 578 общество должно было исключить из платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов в размере 2,37 руб./м2 (86 013 руб./12мес./3026м2=2,37 руб./м2), где:
- 86013 рублей - расходы по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, указанные в отчете по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома за 2018 год;
- 3026 м2 - площадь многоквартирного дома, указанная в отчете по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома за 2018 год.
Также в акте проверки указан расчет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по жилым помещениям N 1, 7, 9, 10, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 32, 35, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 51, 58, 60, 61, 62.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.03.2021 N 49, в котором отражено, что общество не в полном объеме исполнило предписание от 25.10.2019 N 578. Выдано предписание от 03.03.2021 N 49. Обществу для исполнения предписания необходимо исключить из платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов и осуществить перерасчет платы с 01.01.2019 в соответствии с действующим законодательством.
В предписании установлено, что рассчитанный обществом в платежных документах размер платы за содержание жилого помещения не соответствует размеру платы за содержание жилого помещения, который должен быть определен в соответствии с предписанием от 25.10.2019 N 578. Срок исполнения предписания - 15.04.2021.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 постановления администрации города Вологды от 28.12.2017 N 1473 (далее - Постановление N 1473) отдельные государственные полномочия по лицензионному контролю приняты администрацией города Вологды с 1 января 2018 года к исполнению.
Функции администрации города Вологды по реализации отдельных государственных полномочий по лицензионному контролю возложены на департамент. Должность главного инспектора отдела муниципального жилищного контроля департамента включена в Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия по лицензионному контролю на территории муниципального образования "Город Вологда" (пункты 2, 3 Постановления N 1473).
Проверка проведена и оспариваемое предписание выдано должностным лицом департамента в пределах предоставленных полномочий.
При рассмотрении предоставленных на проверку платежных документов по жилым помещениям N 1, 7, 9, 10, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 32, 35, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 51, 58, 60, 61, 62 департаментом установлено, что перерасчет платы за содержание жилого помещения произведен обществом при исключении из состава платы стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов в размере 0,48 руб./м2, тогда как стоимость таких услуг должна быть исключена в размере 2,37 руб./м2.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома для собственников возможно только на основании решения собственников, принятом на общем собрании.
При этом действующее законодательство предусматривает исключения из данного правила и предусматривает возможность изменения платы без решения собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Так, в соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На территории города Вологда с 01.01.2019 был определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - общество с ограниченной ответственностью "Аквалайн" (далее - ООО "Аквалайн").
Следовательно, с указанной даты услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть исключена из платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ).
Общество не выполнило обязанность по исключении с 01.01.2019 из состава платы за содержание жилого помещения расходов по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, что послужило основанием для выдачи департаментом предписания от 25.10.2019 N 578.
Законность данного предписания установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2020 по делу N А13-21288/2019.
Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требование и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отчетом по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за 2018 год подтверждается, что в составе всех расходов на содержание общего имущества (774 380 рублей) расходы общества по вывозу и утилизации ТКО составили 86 013 рублей. Стоимость услуги по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов до 01.01.2019 включалась в состав платы за содержание жилого помещения за 1 кв. м. Отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса N 697 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом сведений о данной услуге и конкретном размере ее стоимости, не свидетельствует об обратном.
Протоколом конкурса N 697 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 12.09.2017 N 3 установлен размер платы за содержание жилого помещения в следующих размерах: первый год управления - 19 руб. 25 коп. за 1 кв.м., второй год управления - 20 руб. 02 коп. за 1 кв.м., третий год управления - 20 руб. 81 коп. за 1 кв.м. При этом счета-извещения ООО УК "Ананьино" за январь - август 2019 года подтверждают, что плата за содержание жилого помещения в указанный период по-прежнему взималась обществом в размере 20 руб. 02 коп. за 1 кв.м. Фактическое уменьшение платы по строке "Содержание и текущий ремонт" на величину платы за обращение с ТКО, за проверенный период с 01.01.2019 по 01.09.2019, включительно, обществом не произведено. Начиная с 01.01.2019 размер платы за содержание жилого помещения должен быть уменьшен обществом на размер платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, в том числе на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемый ранее данной управляющей организацией в рамках оказания жилищных услуг.
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.01.2019 N 1784-МЕ/04, документом, обосновывающим размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, в случаях, предусмотренных частями 7, 8 статьи 156 ЖК РФ, рекомендуется рассматривать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения. В том случае, если решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения не содержит информации о размере в ее составе расходов на услуги за обращение с ТКО, расчет размера ее уменьшения рекомендуется осуществлять на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 году.
В рассматриваемом случае обществом и департаментом при расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения применены разные фактические данные о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги по обращению с ТКО по многоквартирному дому в 2018 году.
Расчет стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов произведен департаментом в размере 2,37 руб./м2 (86013 руб./12мес./3026м2=2,37 руб./м2). При данном расчете расходы по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов приняты в сумме 86 013 рублей, указанной в отчете по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома за 2018 год.
Общество произвело перерасчет платы за содержание и ремонт указанных жилых помещений на сумму 20 119 рублей 83 копейки за 2019 год и январь-февраль 2020 года (всего за 14 месяцев). Исходя из арифметического расчета сумм перерасчета, указанных в счетах-извещениях по жилым помещениям за апрель 2020 года плата за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов за период с 01.01.2019 по 01.09.2019 скорректирована исходя из расчета 0,48 руб./м2.
При этом исходя из представленных обществом документов и расшифровки расходов по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов в сумме 86 013 рублей следует, что в период с 01.01.2019 по 31.05.2019 по договору с предпринимателем Щапиным А.Н. вывоз и утилизация отходов осуществлялись по цене 1,72 руб./м2; в период с 01.06.2019 по 31.08.2019 по договору с предпринимателем Щапиным А.Н. транспортировка отходов осуществлялись по цене 1,40 руб./м2. Также в период с 01.06.2019 по 31.08.2019 по договору с акционерным обществом "Вторресурсы" прием, обработка ТКО осуществлялись по цене 878 руб./т, захоронение ТКО осуществлялось по цене 1 877,54 руб./т, при этом раздельный учет количества принятых, обработанных и захороненных ТКО по каждому многоквартирному жилому дому обществом не производился. Также договор, заключенный обществом с акционерным обществом "Вторресурсы" содержит иные сведения о площади жилых помещений, обслуживаемых обществом; общему количеству передаваемых отходов; стоимости услуг по обработке и захоронению отходов.
Учитывая указанные обстоятельства, не имеется возможности проверить фактические расходы общества в связи с отсутствием сведений необходимых для раздельного учета расходов по многоквартирному жилому дому по адресу: город Вологда, село Молочное, улица Парковая, дом 10А.
Общество при перерасчете начисления платы на содержание жилых помещений, предусмотренного предписанием от 25.10.2019 N 578 использовало следующий порядок расчетов: расход-начисления=перерасход, расход по ТКО-перерасход=сумма, взимаемая на вывоз ТКО, сумма взимаемая на вывоз ТКО разделить на площадь МКД и разделить на 12 мес= сумма за 1 кв. метр взимаемая ранее за вывоз ТКО (действительная к перерасчету). Фактический расчет: 774 380 рублей - 705997 рублей = 68 383 рублей (перерасход общества в 2018 году), 86 013 рублей - 68 383 рублей = 17 630 рублей (сумма, взимаемая на вывоз ТКО), 17630/3026/12=0,48 руб./м2 сумма, используемая при перерасчете тарифа на содержание жилого помещения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, такой порядок расчетов жилищным законодательством не предусмотрен. Общество документально не подтвердило сумму расходов управляющей организации 705 997 рублей, а также не представило доказательств образования перерасхода в сумме 68 383 рублей в 2018 году.
Таким образом, обязанность ООО УК "Ананьино", установленная предписанием от 25.10.2019 N 578, по исключению из платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в виде фактической стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО и осуществлении за период с 01.01.2019 по 01.09.2019, перерасчета размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, исполнена не в полном объеме.
Указанные в предписании от 03.03.2021 N 49 расчеты платы за содержание по жилым помещениям N 1, 7, 9, 10, 20, 22, 23, 24, 27, 30, 32, 35, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 51, 58, 60, 61, 62 произведены департаментом исходя из среднемесячного расчета стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов за 2018 год в размере 2,37 руб./м2 (86013 руб./12мес./3026м2=2,37 руб./м2) без учета изменений стоимости таких услуг за период с 01.06.2019 по 31.08.2019 при отсутствии первичных документов, подтверждающих фактические расходы, с использованием сведений отчета по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома за 2018 год. Общество по запросу департамента о предоставлении документов, подтверждающих выполнение предписания от 25.10.2019 N 578, представило только счета-квитанции по перечисленным жилым помещениям, без пояснений о периоде перерасчета и фактической стоимости услуг.
Вместе с тем, предписание департамента от 03.03.2021 N 49 об обязанности общества исключить из платы на содержание и текущий ремонт общего многоквартирного дома N 10а по улице Парковой село Молочное город Вологда стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов и осуществить перерасчет размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с 01.01.2019 в соответствии с законодательством Российской Федерации является соответствующим положениям жилищного законодательства, поскольку общество произвело перерасчет платы за содержание общего имущества в апреле 2020 года без учета вышеуказанных положений жилищного законодательства и обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2020 по делу N А13-21288/2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания департамента от 03.03.2021 N 49.
Иное толкование подателем жалобы фактических обстоятельств и положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Процессуальных нарушений при рассмотрении заявленных требований в порядке главы 24 АПК РФ судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2021 года по делу N А13-3567/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Ананьино" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3567/2021
Истец: ООО УК "Ананьино"
Ответчик: Администрация города Вологды, Главный инспектор отдела муниципального жилищного контроля Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды-Улитина Екатерина Сергеевна