г. Челябинск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А07-14702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вториндустрия" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 по делу N А07-14702/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Вториндустрия" - Габидуллин Р.В. (удостоверение адвоката, доверенность от 26.11.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Вториндустрия" (далее - заявитель, ООО "Вториндустрия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство, Минэкологии РБ) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 26.06.2020 N 30/9897.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - ООО РО "Эко-Сити"), общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - ООО "Эко-Сити) и Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - Управление Росприроднадзора).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.05.2021) в удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Вториндустрия" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом неправильно распределено бремя доказывания по настоящему делу, поскольку обязанность доказать соответствия оспоренного решения закону лежит на Министерстве. Также указывает на незаконность оспоренного решения Министерства. Ссылается на то обстоятельство, что полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) в городском округе город Стерлитамак, находящийся во владении заявителя, включен в территориальную схему обращения с отходами и является действующим, а поименованное в оспоренном письме Министерства решение об исключении этого полигона из схемы принято с нарушением установленной процедуры и в отсутствие законных оснований. Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о недоказанности факта нарушения оспоренным решением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, указывая на то обстоятельство, что этим решением ограничивается деятельность заявителя по захоронению ТКО, которая является основным и единственным видом деятельности ООО "Вториндустрия".
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Вториндустрия" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1110268004450 и владеет на праве аренды полигоном для размещения твердых коммунальных отходов в г. Стерлитамак на основании заключенного с ГУП "Табигат" Республики Башкортостан договора от 31.08.2017 N 52/А (т.2 л.д.17-26).
Указанный полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.01.2018 N 6 (т.1 л.д.17-27), а также включен в утвержденную приказом Минэкологии РБ от 30.12.2019 N 1198п и размещенную на официальном сайте в сети Интернет Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан.
ООО РО "Эко-Сити" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности N 3 Республики Башкортостан на основании соглашения N 2/2018 от 23.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности N3, заключенного с Минэкологии РБ (т.1 л.д.28-33). Предметом соглашения является обеспечение региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора.
Между ООО "Вториндустрия" и ООО РО "Эко-Сити" заключен договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов N 9-3 от 14.04.2020, в соответствии с условиями которого ООО "Вториндустрия" обязалось осуществлять деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов, принятых от Регионального оператора, а Региональный оператор обязался передавать ТКО ООО "Вториндустрия" и оплачивать услуги по захоронению ТКО (т.1 л.д.34-39).
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан от 07.11.2019 N 301 для ООО "Вториндустрия" установлены предельные тарифы на захоронение ТКО в городском округе город Стерлитамак Республик Башкортостан (т.1 л.д.42-43).
19.06.2019 Управлением Росприроднадзора в адрес Минэкологии РБ вынесено предупреждение N 03/1126 (т.1 л.д.118-125, т.2 л.д.29-35), которым предложено в том числе на основании статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) внести изменения в территориальную схему, исключить полигон ООО "Вториндустрия", расположенный в г. Стерлитамак, и рассмотреть вопрос о перенаправлении потоков ТКО на объекты размещения ТКО, заполненность которых составляет менее 90%, расположенных в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО N 3. Это решение мотивировано тем обстоятельством, что остаточная вместимость полигона ТБО г. Стерлитамак ОО "Вториндустрия" составляет всего 1,9% от проектной вместимости (проектная вместимость - 933300тн, остаточная вместимость - 18177,3тн), что свидетельствует о его наполненности.
Во исполнение требований указанного предупреждения Минэкологии РБ направило в адрес ООО РО "Эко-Сити" направило письмо от 26.06.2020 N 30/9897, которым доведено до сведения о принятии Министерством на основании поступившего предупреждения Управления Росприроднадзора решения об исключении из территориальной схемы объекта размещения отходов эксплуатируемого ООО "Вториндустрия" ввиду его остаточной вместимости 1,9%. Этим же письмом ООО РО "Эко-Сити" предложено в связи с исключением полигона ТКО ООО "Вториндустрия" из территориальной схемы, с 29.06.2020 предусмотреть поток отходов, ранее направляемых на данный полигон, на полигон ТКО Ишимбайского района, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Эко-Сити". Кроме того, региональному оператору предложено представлять в Министерство ежедневно заверенную копию маршрутов мусоровозов (ГЛОНАСС) по отходам, направляемым на полигон ООО "Эко-Сити", и неукоснительно соблюдать территориальную схему и схему потоков (т.1 л.д.11-13, 115-117).
Полагая, что в этом письме Министерства содержится решение об исключении из территориальной схемы находящегося во владении заявителя объекта размещения отходов, и это решение является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности (ввиду ограничения возможности осуществления им деятельности по размещению отходов на этом объекте), заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
Оценив позицию суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия. Порядок рассмотрения таких требований установлен положениями главы 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предметом оценки в рассматриваемой ситуации является адресованное ООО РО "Эко-Сити" письмо Министерства от 26.06.2020 N 30/9897, которым доведен до сведения факт поступления в адрес Министерства предупреждения Управления Росприроднадзора о недопустимости нарушения обязательных требований в части соблюдения схемы потоков отходов и сведений об объектах обращения с отходами, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, а также о принятии Министерством решения об исключении из территориальной схемы объекта размещения отходов эксплуатируемого ООО "Вториндустрия" ввиду его недостаточной остаточной вместимости (1,9% от проектной). Кроме того, ООО РО "Эко-Сити" предложено в связи с исключением полигона ТКО ООО "Вториндустрия" из территориальной схемы с 29.06.2020 предусмотреть поток отходов, ранее направляемых на данный полигон, на полигон ТКО Ишимбайского района, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Эко-Сити", и в дальнейшем неукоснительно соблюдать территориальную схему и схему потоков.
Оценивая это письмо Министерства на предмет законности и обоснованности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В указанном письме, адресованном третьему лицу, не содержится решения об исключении из территориальной схемы объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Вториндустрия", а лишь приведена информации о принятии такого решения. То есть, письмо в этой части носит исключительно информативный характер и нарушать прав и законных интересов заявителя не может.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
Пунктом 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ установлено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
В соответствии с пунктами 3.94.3 и 3.94.9 Положения о Министерстве природопользования и экологи Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200, к полномочиям Министерства отнесены в том числе разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, осуществление организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - правила N 1130).
В соответствии с Правилами N 1130, корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости (пункт 29). Основаниями для корректировки территориальной схемы являются: а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами (пункт 30).
В настоящем случае решение об исключении объекта заявителя из территориальной схемы обращения с ТКО обусловлено изменением условий реализации утвержденной территориальной схемы ввиду необходимости вывода внесенного в схему эксплуатируемого заявителем объекта размещения отходов из эксплуатации по причине его недостаточной остаточной вместимости (1,9% от проектной вместимости), что соответствует основаниям, приведенным в подпунктах "а" и "г" пункта 30 Правил N 1130. Это обстоятельство установлено Управлением Росприроднадзора и доведено до сведения Министерства предупреждением от 19.06.2020 N 03/1126.
Каких-либо мотивированных возражений в части вывода о недостаточной остаточной вместимости полигона заявителем не приведено.
В этой связи оснований полагать незаконным решение об исключении из территориальной схемы объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Вториндустрия", не имеется.
Соответственно, отсутствуют основания для признания незаконным содержащегося в оспоренном письме Министерства предложения ООО РО "Эко-Сити" в связи с исключением полигона ТКО ООО "Вториндустрия" из территориальной схемы с 29.06.2020 предусмотреть поток отходов, ранее направляемых на данный полигон, на полигон ТКО Ишимбайского района, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Эко-Сити".
Из отзыва Минэкологии РБ (т.2 л.д.27-37) следует, что в настоящее время Министерство проводит работы по внесению изменений в территориальную схему с учетом полученного предостережения, для чего в соответствии Правилами N 1130 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения общественных слушаний размещен проект приказа Минэкологии РБ "О внесении изменений в приказ Минэкологии РБ от 30.12.2019 N 1198п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан". По результатам общественного обсуждения Министерство приступило к доработке проекта Приказа. Указанная информация размещена на официальном сайте Министерства.
Законность и обоснованность оспоренного заявителем акта исключают возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным (незаконным).
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, заявителем не дано надлежащего обоснования нарушения оспоренным письмом Министерства его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Довод подателя апелляционной жалобы об ограничении его деятельности по захоронению ТКО (которая является основным и единственным видом деятельности ООО "Вториндустрия") ввиду исключения его объекта из территориальной схемы обращения ТКО и перенаправления потока отходов на иной полигон, не может быть принят судом во внимание. Такое ограничение связано исключительно с недостаточностью остаточной вместимости полигона заявителя, а потому не может быть поставлено в вину Министерству, вынужденному с учетом этого объективного обстоятельства вносить корректировку в территориальную схему обращения с ТКО.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, совокупность обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспоренного акта Министерства недействительным (незаконным), материалами дела не подтверждена.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Вториндустрия" излишне оплатило госпошлину в размере 1500 руб. (платежным поручением от 13.07.2021 N 728). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 по делу N А07-14702/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вториндустрия" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вториндустрия" (ОГРН 1110268004450) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2021 N 728.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14702/2020
Истец: ООО "ВТОРИНДУСТРИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР "ЭКО-СИТИ", ООО "ЭКО-СИТИ", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ