г. Воронеж |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А64-4778/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой": Юдаевой Н.Е., директора на основании протокола N 1 от 25.01.2019, паспорт РФ, Матвеевой Н.П., представителя по доверенности б/н от 12.10.2020, паспорт РФ;
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.06.2021 по делу N А64-4778/2020 по иску публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ИНН 6829010210, ОГРН 1056882285129) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (ИНН 6827030958, ОГРН 1196820000959) о взыскании 28 856,52 руб., при участии третьих лиц: Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области, ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", истец) обратилось (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (далее - ООО "Жилстрой", ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, за апрель 2020 года в размере 24 603, 48 руб.
Определением арбитражного суда от 21.07.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 18.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.06.2021 исковые требования ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Жилстрой" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области (далее - УРТ по Тамбовской области, третье лицо), ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", третье лицо) не явились.
Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом установлена невозможность соединения с представителем ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" Котовым С.В., обратившимся с ходатайством о проведении судебного заседания в режиме онлайн. При попытке связаться с лицом, заявившим ходатайство, по телефону, указанному в ходатайстве о проведении судебного онлайн-заседания, для выяснения причин отсутствия подключения представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не ответил.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения истца и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Директор и представитель ООО "Жилстрой" поддержали доводы апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца на апелляционную жалобу и возражений ответчика на отзыв истца, заслушав объяснения директора и представителя ООО "Жилстрой", судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тамбовской области на основании постановления Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 N 36-э.
ООО "Жилстрой" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов на территории мкр. Кочетовка г. Мичуринска Тамбовской области по ул. 7 Ноября, д.д. 15, 43, 44, по ул. Октябрьская, д. 80, избравших на общих собраниях собственников помещений способ управления многоквартирными домами управляющей организацией ООО "Жилстрой".
Между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией договор энергоснабжения в письменной форме не заключен.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" осуществляет поставку электрической энергии собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов по ул. 7 Ноября, д.д. 15, 43, 44, ул. Октябрьская, д. 80 мкр. Кочетовка г. Мичуринска Тамбовской области по прямым договорам купли-продажи электрической энергии для бытовых потребителей, в подтверждение чего в материалы дела представлены копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 19-78).
Наличие прямых договоров истца с собственниками помещений указанных многоквартирных домов сторонами не оспаривается.
В апреле 2020 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", действуя в интересах потребителей электрической энергии, поставило в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, электрическую энергию в целях содержания общего имущества по акту приема-передачи электроэнергии (мощности) N Э-016684/02 от 30.04.2020 в количестве 7287,52 кВт/ч и выставило на оплату счет-фактуру N Э-016684/02 от 30.04.2020.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ООО "Жилстрой" не оплатило образовавшийся долг за поставленную в апреле 2020 года электрическую энергию, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятого судом уточнения).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По смыслу ст.ст. 539, 544 ГК РФ обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на абонента (потребителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае собственниками помещений в многоквартирных домах по ул. 7 Ноября, д.д. 15, 43, 44, по ул. Октябрьская, д. 80 мкр. Кочетовка г. Мичуринска Тамбовской области выбран способ управления управляющей организацией - ООО "Жилстрой".
Факт управления указанными многоквартирными домами в апреле 2020 года не оспаривается ответчиком и подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ в сети Интернет: https://dom.gosuslugi.ru/.
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подп. "а" п. 31(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подп. "б", "г" - "ж" п. 17 настоящих Правил, обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных п. 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Правил N 354).
В рассматриваемом случае между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ООО "Жилстрой" договор купли-продажи электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов не подписан, между сторонами сложились фактические отношения по поставке коммунального ресурса (электрической энергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие у ответчика письменного договора с ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не освобождает управляющую организацию от обязанности возместить стоимость отпущенной электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме несут собственники помещений в доме (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (п. 44 Правил N 354), при этом за период до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
Соответственно, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации) не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений в доме как лица, осуществляющего содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Согласно уточненному расчету истца стоимость электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества за апрель 2020 года, составляет 24 603, 48 руб.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" произвело расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирных домах за рассматриваемый период на основании сведений о показаниях общедомовых приборов учета, а также сведений об объеме индивидуального потребления собственниками помещений в многоквартирных домах.
Между сторонами имеются разногласия в части определения объемов индивидуального потребления электроэнергии, подлежащих вычету из объемов ресурса, определенного общедомовым прибором учета.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что индивидуальные приборы учета электрической энергии, установленные в помещениях собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, непригодны к расчетам в связи с истечением срока поверки. По мнению ООО "Жилстрой", истцом должен быть произведен перерасчет объема электроэнергии в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, в которых срок поверки приборов учета истек, поскольку при должной и своевременной проверке истцом индивидуальных приборов учета, начислении объема электроэнергии по нормативу, объем электроэнергии, приходящейся на содержание общего имущества, существенно уменьшится.
Как следует из пояснений сторон, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, ранее находились в управлении ООО "КДУ".
В период с ноября по декабрь 2019 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" совместно с ООО "КДУ" проведена проверка индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях в многоквартирных домах. По результатам проверки установлено, что ряд индивидуальных приборов учета эксплуатировался с истекшим сроком межповерочного интервала, в связи с чем приборы учета признаны непригодными к коммерческим расчетам за потребленную электроэнергию, что подтверждается соответствующими актами.
С учетом результатов проведенной проверки начисления электроэнергии собственникам и пользователям жилых помещений, у которых приборы учета признаны нерасчетными и не установлен новый прибор учета, произведены истцом исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в соответствии с п. 59 Правил N 354.
Ответчик, возражая против доводов истца, указал, что расчет начислений за апрель 2020 года должен производиться по нормативу, поскольку согласно п. 59 Правил N 354 начисление объема электроэнергии при истечении срока эксплуатации прибора учета исходя из среднемесячного объема потребления осуществляется в первые три месяца после составления акта проверки, а в последующие периоды (если прибор учета не заменен) - по нормативу. Поскольку проверка приборов учета завершена в декабре 2019 года, расчет за апрель 2020 года, по мнению ответчика, должен быть произведен по нормативу.
Оценив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции правильно пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 59 Правил N 354 определены случаи, при которых при определении объема оказанных коммунальных услуг применяются расчетные способы.
Так, согласно п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в п. 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подп. "а" и "в" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подп. "б" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил N 354).
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом ответчика о том, что расчет индивидуального потребления в отношении жилых помещений, в которых приборы учета признаны нерасчетными, за апрель 2020 года, являющийся как минимум четвертым расчетным периодом с даты составления акта проверки прибора учета, должен быть произведен истцом по нормативу.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" представило справочный расчет начислений за электроэнергию на содержание общего имущества за апрель 2020 года, где расчет начислений электроэнергии в отношении жилых помещений, в которых приборы учета признаны нерасчетными, произведен по нормативу (т. 3, л.д. 137). Из справочного расчета следует, что при расчете индивидуального потребления по нормативу по спорным квартирам, стоимость электроэнергии на содержание общего имущества за апрель 2020 года составит 30 697, 92 руб. (7752 кВт/ч). При этом в иске заявлена сумма требований - 24 603, 48 руб. (за объем электроэнергии 7287 кВт/ч). Приведенный информационный расчет истца ответчиком не опровергнут.
Таким образом, арбитражным судом области установлено, что начисление истцом объема электроэнергии по среднемесячным значениям в отношении ряда жилых помещений, необорудованных приборами учета, не привело к увеличению объема начислений электроэнергии на содержание общего имущества. Следовательно, расчет исковых требований ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не нарушает прав ответчика, поскольку истец просит о взыскании меньшей суммы, чем вправе заявить.
Доводы ООО "Жилстрой" о том, что истцом в расчете применяются данные приборов учета с истекшим сроком межповерочного интервала, правильно отклонены судом области как несостоятельные.
Судом первой инстанции установлено, что после проведенной в ноябре - декабре 2019 года проверки индивидуальных приборов учета и выявления приборов учета с истекшим сроком межповерочного интервала, результаты проверки приняты гарантирующим поставщиком, в ряде квартир приборы учета заменены на новые. Данные обстоятельства подтверждаются реестром замены приборов учета собственников жилых помещений, актами замены приборов учета.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действие подп. "д" п. 81(12) Правил N 354, согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, приостановлено до 01.01.2021.
Указанные меры поддержки граждан были введены Правительством Российской Федерации в связи с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19).
С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424, ресурсоснабжающие организации до 01.01.2021 были обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки. Владельцы таких приборов учета до 01.01.2021 продолжали подавать индивидуальные показания, и именно эти данные должны приниматься для расчета.
Как следует из совместного письма от 21.04.2020 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N АА-275/04, Федеральной службы по аккредитации N НС-73, все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами - потребителями коммунальных услуг без проведения очередной поверки до 01.01.2021, в том числе и с истекшим сроком поверки. Показания таких приборов для расчета оплаты коммунальных услуг принимаются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета, в случае поступления заявки на поверку приборов учета - обязаны информировать заявителей об отсутствии необходимости проводить указанные работы до 01.01.2021.
Данные правила распространяются на правоотношения сторон с учетом искового периода - апрель 2020 года.
Таким образом, истец правомерно принял к расчетам представленные населением показания индивидуальных приборов учета.
ООО "Жилстрой" также заявлено о неверном применении истцом при расчете объема электроэнергии, подлежащего оплате собственниками помещений в многоквартирных домах, у которых отсутствуют приборы учета либо приборы учета признаны нерасчетными, норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях.
По утверждению ответчика, ряд жилых помещений оборудован собственниками помещений электроводонагревателями, что влечет применение иного норматива потребления электроэнергии. В подтверждение данного довода в материалы дела представлены акты обследования жилых помещений, составленные управляющей компанией с участием собственников жилых помещений, из которых следует, что ряд квартир оборудован электрическими водонагревателями.
Истец, возражая против доводов ответчика, указал, что акты проверки жилых помещений, где зафиксирован факт установки электроводонагревателей, составлены управляющей компанией в 2016-2017 гг., однако истцу не направлялись, об указанных обстоятельствах истцу стало известно только в ходе судебного разбирательства. Кроме того, по мнению ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", с учетом разъяснений, представленных в материалы дела УРТ области, отсутствуют основания для применения различных нормативов для тех или иных квартир, расположенных в одном многоквартирном доме с одинаковыми техническими характеристиками.
Как следует из пояснений сторон, в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствует централизованное горячее водоснабжение.
В 2016-2017 гг. предыдущей управляющей компанией ООО "КДУ" в ходе осуществления своих полномочий установлено, что ряд квартир, не имеющих расчетного индивидуального прибора учета, оборудован электроводонагревателями.
Истец в расчете начислений за потребление в жилом помещении применяет норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, установленный для жилых помещений без электроводонагревателей, с учетом данных, полученных 17.02.2020 от ООО "КДУ", в том числе о количестве комнат в квартире, количестве проживающих, а также технических характеристиках многоквартирного жилого дома.
Истец указывает, что ответчик, приступивший к управлению многоквартирным домом, данных в отношении жилых помещений, позволяющих применять иной норматив потребления электроэнергии, в адрес ресурсоснабжающей компании не предоставил.
Судом первой инстанции установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых помещениях многоквартирных домов в Тамбовской области утверждены приказом УРТ области от 31.08.2012 N 03/174.
Как следует из разъяснений, представленных в материалы дела УРТ области от 03.12.2000 N 01-54/2609, применение нормативов поставлено в зависимость от конструктивных и технических параметров и степени благоустройства многоквартирных жилых домов. По мнению УРТ области, самовольная установка собственниками жилых помещений электроводонагревателей не является основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях (т. 2, л.д. 59-62).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома.
Так, согласно подп. "б" п. 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению учитываются количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем. Величина норматива потребления также зависит от количества проживающих жителей в жилом помещении.
Степень благоустройства многоквартирного жилого дома определяется наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования; в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.п. 2, 6 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (п.п. 10, 11 Правил N 306). При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Согласно п. 27 и таблицам N N 8 и 9 приложения N 2 к Правилам N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжении и (или) горячего водоснабжения.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении методом аналогов определяется по формуле 9 п. 8 приложения N 1 к Правилам N 306.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода определяется по формулам 29-33 п.п. 30 - 36 приложения N 1 к Правилам N 306.
Пунктами 32 и 33 приложения N 1 к Правилам N 306 предусмотрено, что при определении величины норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитывается объем годового потребления электрической энергии для нагрева воды в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами.
В формах для установления нормативов потребления по электроснабжению (таблицы N 8, 9 приложения N 2 к Правилам N 306) также содержится указание на оснащение жилого помещения стационарными электроплитами и электроводонагревателями в установленном порядке.
Согласно подп. "а" п. 16 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме изменяется более чем на 5 процентов.
Действующим законодательством установлен порядок переустройства и переоборудования жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно п.п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
Исходя из положений п. 1 ст. 25 ЖК РФ, согласование с органом местного самоуправления работ по переустройству помещения требуется, если после проведения работ по переустройству жилого помещения изменились его технические характеристики, что требует отражения в техническом паспорте помещения.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37, в технический паспорт жилого помещения (квартиры) включают технические характеристики помещения, в числе которых сведения о горячем водоснабжении - централизованном или от местных водонагревателей (приложения N 2, N 13 к Инструкции).
В соответствии с п.п. "а", "е" п. 35 Правил N 354 потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, последствия самовольного переустройства помещения в многоквартирном доме предусмотрены действующим законодательством и не включают в себя принятие такой меры как изменение норматива потребления коммунальных услуг.
Отклоняя возражения ответчика относительно применения истцом при расчете индивидуального потребления электроэнергии в отношении жилых помещений, не оборудованных приборами учета, норматива потребления электроэнергии для жилых помещений с электроводонагревателями, суд первой инстанции также учел позицию Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 24.05.2021, представленную в материалы дела N А64-9827/2020 по аналогичному вопросу, согласно которой поставщик коммунального ресурса не вправе корректировать нормативные значения потребления коммунальных ресурсов, установленные УРТ области, которые, в свою очередь, напрямую зависят от категории многоквартирного дома.
Согласно п. 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Ответчиком представлены в материалы дела акты обследования жилых помещений, составленные в 2016-2017 гг. предыдущей управляющей компанией ООО "КДУ" с участием потребителей, из которых следует, что в квартирах в 2016-2017 гг. были установлены электроводонагреватели.
Между тем, в нарушение положений п. 62 Правил N 354 ресурсоснабжающая компания для составления актов проверки не привлекалась, о проведении проверки не уведомлялась. Кроме того, акты проверки составлены в 2016-2017 гг. и не подтверждают факт наличия в апреле 2020 года в жилых помещениях несанкционированно подключенных электроводонагревателей. Акты безучетного потребления электроэнергии в отношении потребителей не составлялись, расчет доначислений платы за электроэнергию в порядке п. 62 Правил N 354 не производился.
В этой связи, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для исключения из объема начислений электроэнергии на содержание общего имущества объема доначислений электроэнергии собственникам жилых помещений в порядке п. 62 Правил N 354, не имеется.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований в полном объеме, также указал, что по ряду квартир истцом неправомерно выставлен объем электроэнергии, равный нулю.
Истец, в свою очередь, пояснил, что гарантирующим поставщиком принимаются данные, которые передаются потребителями в установленном порядке, в ряде квартир отключен доступ к электроэнергии, в связи с чем потребление электроэнергии отсутствует.
В соответствии с подп. "ж" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
На основании подп. "к"(1) п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, объем электроэнергии в отношении потребителей, неверно передавших или своевременно не передавших показания индивидуальных приборов, может быть скорректирован в последующем периоде.
Доводы ответчика о том, что истец, производя перерасчеты гражданам, не производит одновременно перерасчет начислений на содержание общего имущества, что увеличивает объем потребления ресурса на содержание общего имущества, отклонены арбитражным судом области как необоснованные.
При этом суд первой инстанции указал, что расчеты, производимые ресурсоснабжающей организацией, учитывают последовательность изменения показаний индивидуальных приборов учета, а также предусматривают осуществление корректировок. Основанием перерасчетов индивидуального потребления послужило предоставление гражданами за спорный период показаний индивидуальных приборов учета, которые в предыдущие периоды не передавались либо при выявлении ранее допущенной потребителем ошибки в показаниях. Соответственно разница в них отнесена на содержание общего имущества, что соответствует положениям п. 61 Правил N 354.
Правоотношения между сторонами по поставке коммунального ресурса являются длящимися, перерасчет индивидуального потребления влияет на объем электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды в текущем периоде, однако корректируется в иных периодах.
Истцом в материалы дела представлены акты отключения электроэнергии в отношении ряда квартир, по которым в апреле 2020 года начисление электроэнергии не производилось. Акты составлены с участием представителя управляющей компании, каких-либо возражений по факту отключения электроэнергии акты не содержат.
Отклоняя возражения ответчика относительно неверного начисления объема электроэнергии в отношении жилых помещений N N 59, 31, 62 по ул. 7 Ноября, д. 15, жилого помещения N 13 по ул. 7 Ноября, д. 43, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Ответчик указывает, что квартира N 59 по ул. 7 Ноября, д. 15, является муниципальной. Согласно данным управляющей компании в квартире зарегистрировано 2 человека, при этом истцом начисление электроэнергии в отношении данного жилого помещения в апреле 2020 года не производится.
Истец, мотивируя свою позицию, указал, что в данной квартире никто не проживает, входная дверь в помещение "зашита" листом из гипсокартона, потребления электроэнергии не происходит. В подтверждение данного довода в материалы дела представлены фото- и видеоматериалы обследования жилого помещения на предмет подключения к сетям электроснабжения.
Из представленных доказательств следует, что в отношении квартиры N 59 по ул. 7 Ноября, д. 15 произведена реконструкция сетей электроснабжения, прибор учета вынесен на лестничную площадку, подача электроэнергии в жилое помещение прекращена ввиду приостановления предоставления коммунальной услуги, о чем составлен акт от 09.03.2021 (т. 3, л.д. 58).
Поскольку в силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, доказательств потребления электроэнергии по данному помещению в материалы дела не представлено, оснований для начисления электроэнергии не имеется.
В отношении квартир N 31, N 62 по ул. 7 Ноября, д. 15 в спорном периоде начислений не производилось в связи с отключением электроэнергии по заявлению потребителей, о чем свидетельствуют акты от 15.11.2019 и от 18.08.2018, составленные с участием представителя управляющей компании. Доводы ответчика о переходе 15.10.2019 права собственности на квартиру N 31 не влияют на факт отключения электроэнергии. Доказательств самовольного подключения к сетям электроснабжения по данным помещениям в рассматриваемый период в материалы дела не представлено.
В отношении квартиры N 13 по ул. 7 Ноября, д. 43 в апреле 2020 года начислений не производилось. Истец указывает, что 14.01.2019 произведено отключение электроэнергии, о чем составлен акт от 14.01.2019. Показания по прибору учета на дату отключения составили 15059 кВт/ч, 03.02.2020 возобновлена подача электроэнергии, актом от 03.02.2020 зафиксированы показания 15059 кВт/ч. Поскольку показания потребленной электроэнергии потребителем не передавались, истцом начисление электроэнергии за спорный период производилось в порядке п. 59 Правил N 354 по среднемесячным показаниям, которые в силу отсутствия потребления электроэнергии в ранние периоды имели нулевые показания (т. 4, л.д. 5, 6).
Согласно пп. "б" п. 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами или договором, плата за коммунальную услугу за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, поскольку потребителем в установленном порядке не переданы показания индивидуального прибора учета, расчет начислений за электроэнергию в отношении квартиры N 13 по ул. 7 Ноября, д. 43 произведен истцом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы ответчика относительно увеличения истцом объема потребления электроэнергии на коэффициент трансформации с учетом оборудования общедомовых приборов учета трансформаторами тока также отклонены судом области.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета, подключенными к электрическим сетям через трансформаторы тока. В отношении измерительных комплексов сетевой организацией ОАО "РЖД" гарантирующему поставщику представлены сведения о коэффициенте трансформации, применяемом в расчетах объема потребленной электроэнергии. Значение коэффициента трансформации трансформаторов тока, которыми оснащены системы учета многоквартирных домов, варьируется от 15 до 60 (т. 1, л.д. 12).
Ответчик полагает, что такая разница в значениях коэффициента трансформации трансформаторов тока негативно отражается на объеме электроэнергии, приходящемся на содержание общего имущества.
Как следует из пояснений сторон, сетевой организацией в рамках реализации инвестиционной программы проведены мероприятия по оснащению спорных многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета.
Установленные в данных многоквартирных домах приборы учета признаны пригодными для расчетов за поставленную электроэнергию. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Ответчик полагает, что общедомовые приборы учета, установленные в многоквартирных домах, являются собственностью сетевой организации, и объем электроэнергии, образующийся в результате применения коэффициента трансформации, должен быть отнесен на потери сетевой организации.
В соответствии с подп. "е (1)" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета энергетических ресурсов как самими собственниками помещений, так и в предусмотренных законом случаях ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов.
В частности, ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в случае, если граждане - собственники помещений в многоквартирных домах не исполнили содержащееся в части 5 данной статьи требование об установлении соответствующих приборов учета используемых энергетических ресурсов, то оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется организациями, перечисленными в части 9 названной статьи, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность произвести принудительную установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме такая обязанность не исполнена, при этом общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов входит в состав общего имущества.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что общедомовые приборы учета не относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, противоречат действующему законодательству.
ООО "Жилстрой" не представлено доказательств того, что ОАО "РЖД" отказало в передаче в собственность управляющей компании приборов учета, используемых истцом в расчетах за потребление общедомовой электроэнергии, либо ответчиком принимались меры по установке собственных общедомовых приборов учета.
Из положений п. 8 Правил N 491 следует, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
О размещении общедомовых приборов учета за пределами внешней границы сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, сторонами не заявлено.
Количество электроэнергии, поступившей в многоквартирные дома, определено истцом и сетевой организацией как произведение разности последнего и предыдущего показаний электросчетчика на расчетный коэффициент трансформации измерительных трансформаторов тока.
Документов, подтверждающих иные технические характеристики трансформаторов тока, в том числе нагрузку токовых цепей трансформатора тока, ответчиком не представлено.
В этой связи применение истцом в расчете объема потребленной электроэнергии коэффициента трансформации трансформаторов тока соответствует требованиям законодательства.
Оценив представленные в материалы доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области обоснованно удовлетворил требования ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о взыскании с ответчика основного долга по оплате электрический энергии, потребленной в целях содержания общего имущества за апрель 2020 года, в размере 24 603, 48 руб.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Жилстрой" аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на неверное начисление объема индивидуального потребления по жилым помещениям N N 59, 31, 62 по ул. 7 Ноября, д. 15, жилого помещения N 13 по ул. 7 Ноября, д. 43 подлежат отклонению. Истцом представлено обоснование нулевого потребления по данным квартирам (т. 4, л.д. 1-8).
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.06.2021 по делу N А64-4778/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4778/2020
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Жилстрой"
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - подразделения Трансэнерго - филиала "РЖД", Управление по регулированию тарифов по Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд