г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А26-8135/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.В. Балакир, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.И. Янбиковой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Министерства представителя Яружина Ю.Э. (доверенность от 18.12.2023),
от Общества представителя Шестакова А.В. (доверенность от 09.01.2023),
апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Норд Интер Хауз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2023 по делу N А26-8135/2023 (судья С.Н. Гарист) по иску:
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090)
к закрытому акционерному обществу "Норд Интер Хауз" (191024, Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 10, лит. А, пом. 6Н; ОГРН 1021000992352, ИНН 1012000328)
об обязании провести санитарно-оздоровительные мероприятия по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Норд Интер Хауз" (далее - ответчик, Общество) об обязании ответчика провести санитарно-оздоровительные мероприятия в рамках договора от 15.12.2008 N 38-з в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу на площади 256,4 га согласно сведениям о назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Впоследствии Министерство уточнило исковые требования, просило обязать Общество провести санитарно-оздоровительные мероприятия в рамках договора от 15.12.2008 N 38-з в срок до 01.09.2024 на площади 256,4 га согласно сведениям о назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Решением от 25.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в силу части 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), все виды рубок для целей определения расчетной лесосеки определяются среди прочего в лесохозяйственных регламентах, такими рубками являются рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка лесных насаждений при уходе за лесами, рубка поврежденных и погибших лесных насаждений, рубка лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется на основании договоров аренды, приложением N 3 к договору аренды в существующей редакции объем заготовки древесины при уборке погибших и поврежденных лесных насаждений с 2023 года не установлен, Министерство не инициировало внесение изменений в договор аренды, равно как и не внесены изменения в проект освоения лесов, условие договора, изложенное в пункте 4.4.13 договора, об обязанности арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия не может применяться без учета иных условий договора.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение без изменения, указывает, что обязанность арендатора по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках предусмотрена статьей 60.7 ЛК РФ, пунктом 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, условиями договора аренды, ответчиком соответствующие работы не выполнены.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия, правопредшественником Министерства, (арендодатель) и Обществом (арендатор) в порядке переоформления договора аренды лесного участка от 28.11.2008 N 884 заключен договор от 15.12.2008 N 38-з аренды лесного участка площадью 17 827 га, расположенного в Республике Карелия, Лахденпохский муниципальный район, ГУ РК "Сортавальское центральное лесничество".
В период действия договора результате лесопатологического обследования лесного участка, проведенного в 2021-2022 годах, на арендуемом участке выявлены участки, поврежденные опасными вредителями леса (короедом-типографом), ветровалом и буреломом на площади 201,3 га.
Результаты обследования отражены в актах лесопатологического обследования от 24.06.2021 N 2021-6-2, 31.08.2021 N 2021-6-9, 2021-6-10, 2021-6-11, 06.10.2021 N 2021-6-13, 2021-6-14, 27.10.2021 N 2021-6-15, 2021-6-16, 2021-6-17, 19.11.2021 N 2021-6-38, 2021-6-39, 2021-6-40, 2021-6-41, 30.06.2022 N 2022-6-1, 2022-6-2, 2022-6-3, 20.07.2022 N 2022-6-1, 2022-6-2, 2022-6-3, 17.11.2022 N 2022-6-8, 2022-6-9, содержащих назначение сплошных санитарных рубок поврежденных насаждений с целью предотвращения негативных процессов или ущерба от их воздействия.
Указанные акты утверждены Министерством.
Впоследствии 01.12.2022 Министерством вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства, а также направлена претензия от 05.05.2023 N 429.
Поскольку Обществом указанные санитарно-оздоровительные мероприятия проведены не были, Министерство со ссылкой на пункт 4.4.13 договора обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 ЛК РФ). Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25, частям 1 и 8 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено данным Кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.
Как установлено частями 2, 3, 4 статьи 29 ЛК РФ, заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Заготовка древесины на основании договора аренды лесного участка осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ на лиц, использующих леса, возложены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Обязанность Общества по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов предусмотрена в пункте 4.4.13 договора аренды.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 данной статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ, пункту 1 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 912 (далее - Правила N 912), предупреждение распространения вредных организмов в лесах включает в себя проведение: а) профилактических мероприятий по защите лесов; б) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; в) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий
Указанные в части 1 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 60.7 ЛК РФ, пункт 3 Правил N 912).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 912 санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке) (пункт 26 Правил N 912).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки (пункт 34 Правил N 912).
Как указано выше, с целью предотвращения негативных процессов, снижения ущерба от их воздействия, назначены санитарные рубки сплошные.
Проведение сплошных санитарных рубок согласовано Министерством после оформления документов на их проведение в соответствии с действующим законодательством.
Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 N 472, действовавшими до 05.05.2022, предусмотрено, что сплошные санитарные рубки - это рубки, проводимые для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами. Сплошные санитарные рубки проводят на участках с насаждениями, утратившими биологическую устойчивость, при невозможности сохранить их, оздоровив выборочными санитарными рубками.
В соответствии с Регламентом организации и проведения мероприятий по государственной инвентаризации лесов центральным аппаратом Рослесхоза, территориальными органами Рослесхоза и подведомственными Рослесхозу организациями, утвержденным приказом Рослесхоза от 06.05.2022 N 556, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) санитарной рубки; санитарная рубка считается сплошной, если вырубается весь древостой на выделе или лесопатологическом выделе.
Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять целевые функции.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество ссылается на отсутствие документов, необходимых для проведения назначенных санитарно-оздоровительных мероприятий: изменений договора аренды и проекта освоения лесов.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 N 307-ЭС20-17553 защита и охрана леса в настоящее время имеют приоритетное направление в сфере государственной экономической политики, а также в целях пресечения правонарушений в сфере лесопользования и незаконной вырубки здоровой древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошной санитарной рубки, при проведении которой объемы древесины в силу части 3 статьи 60.8 ЛК РФ не включаются в расчетную лесосеку), Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", вступившим в действие с 01.10.2016, положения данного Кодекса дополнены главой 3.1 "Защита лесов" в составе статей 60.1 - 60.11. Данной главой детально урегулированы правила и порядок осуществления защитных мероприятий, увеличено количество отчетности, которую должны представлять лесопользователи под контролем уполномоченных органов.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Между тем, судебный контроль направлен на предотвращение злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвращение вырубки ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверку наличия и отсутствия оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор, соблюдение установленного приведенными нормами лесного законодательства порядка осуществления защитных (санитарных) мероприятий, однако правовой подход, сформулированный в вышеуказанном определении Верховного Суда Российской Федерации, не может трактоваться таким образом, что в отсутствие соглашения к договору арендатор освобождается от проведения санитарно-оздоровительных мероприятий при наличии оснований для их проведения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2023 по делу N А26-8135/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8135/2023
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Ланденпохское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Норд Интер Хауз"
Третье лицо: ЗАО "Норд Интер Хауз"