г. Челябинск |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А76-13606/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолига" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-13606/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Автолига" (далее - заявитель, ООО "Автолига", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Челябинский ТОГАДН) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2021 N 006565/74 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Автолига" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на отсутствие в его действиях события вменяемого правонарушения. Указывает на неизвещение общества о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отмечает, что согласно имеющейся в материалах дела карте маршрута к транспортному средству предъявляется такое требование как максимальный срок эксплуатации. Эксплуатация подразумевает под собой использование объекта по назначению, то есть в данном случае для осуществления перевозок. Указанный момент не связан с изготовлением транспортного средства, поскольку оно может поступить в эксплуатацию по истечении времени, после чего также может не эксплуатироваться определенное количество времени (покупка для дальнейшей продажи).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Челябинский ТОГАДН против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03 февраля 2021 года в 09 часов 45 минут по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 20 в ходе планового (рейдового) задания по распоряжению N 01 (21)0027Р от 28 января 2021 года были проверены транспортные средства марки 2227SK рег. знак Н818ТК174 и 222702 рег.знак О539НТ174, на котором юридическим лицом ООО "Автолига" осуществлялись регулярные перевозки пассажиров по муниципальному маршруту NN 86 "Мехколонна - Поселок Шершни" с нарушением установленных правил, а именно:
- несоответствие по сроку эксплуатации ТС, автобус марки 2227SK рег. Знак Н818ТК174 - 2012 г.в., марки 222702 рег.знак О539НТ174 - 2011 г.в., (в карте маршрута регулярных перевозок максимальный срок эксплуатации 5 лет);
Приведенные обстоятельства расценены административным органом в качестве нарушения пункта 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
03 марта 2021 года в отношении ООО "Автолига" по факту выявленного нарушения составлен протокол N 011402/74 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением N 006565/74 от 31 марта 2021 года заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ, использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного этой нормой, образует использование субъектом автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 35 Закона N 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Обязанность водителей транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок установлена пунктом 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ.
Подпунктом 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ установлено, что под картой маршрута регулярных перевозок понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (пункт 10 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ).
Перевозчик обязан использовать для осуществления регулярных перевозок пассажиров транспортные средства с характеристиками, предусмотренными картой маршрута. Нарушение этого требования образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Автолига" осуществляет деятельность по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту N 86 в г. Челябинске, что подтверждается выданной Управлением транспорта Администрации города Челябинска картой маршрута.
В соответствии с картой маршрута регулярных перевозок серии 74 N 006546, N 006581 выданной ООО "Автолига" на перевозку пассажиров по регулярному маршруту N 86 "Мехколонна - поселок Шершни", максимальный срок эксплуатации используемого на маршруте транспортного средства составляет пять лет.
Между тем, сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Челябинску в ходе проверки транспортных средств - осуществлявших перевозку по указанному маршруту автобусов 2227SK гос.рег.знак Н818ТК 174-2012 год и 222702 гос.рег.знак 0539НТ 174-2011 год установлено, что перевозка пассажиров осуществлялась ООО "Автолига" с нарушением указанных требований к транспортному средству, а именно - срок эксплуатации транспортных средств превышает пять лет.
Факт допущенных обществом нарушений подтверждается материалами административного дела, в том числе свидетельствами о регистрации транспортных средств.
Поскольку общество осуществляло перевозку пассажиров по регулярному муниципальному маршруту с использованием транспортных средств - автобусов с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута, управление пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие вины общества в совершении вмененного ему правонарушения также следует признать подтвержденным.
При таких обстоятельствах следует признать верным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Автолига" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Довод апеллянта о том, что срок эксплуатации указанный в карте маршрута к транспортному средству не связан с изготовлением транспортного средства, апелляционным судом отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки по нерегулируемым маршрутам (статьи 17, 21 - 24 Закона N 220-ФЗ) привлекаются на маршрут в результате конкурсного отбора в соответствии с нормами действующего законодательства. Одним из критериев отбора предприятий является максимальный срок эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с положениями "Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок", утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 08.10.2018 N 443-п юридическое лицо для участия в открытом конкурсе представляет обязательные документы, указанные в конкурсной документации.
Организатор конкурса определяет максимальный срок эксплуатации транспортного средства исходя их года его выпуска. Год выпуска транспортного средства указывается в Паспорте транспортного средства и Свидетельстве о регистрации транспортного средства.
По результатам конкурса организатор перевозок выдает свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и соответствующие карты маршрута регулярных перевозок на каждое транспортное средство с характеристиками, заявленными для участия в открытом конкурсе.
Из изложенного следует, что срок эксплуатации транспортного средства это и есть год выпуска транспортного средства.
Доводы апеллянта о нарушении порядка извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок привлечения к административной ответственности установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении; существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Административный орган на момент вынесения любого процессуального документа (протокол об административном правонарушении, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о привлечении к административной ответственности) должен располагать документальными, надлежащими доказательствами заблаговременного извещения привлекаемого лица о месте и времени составления (вынесения) соответствующего документа. В такой ситуации явка или неявка привлекаемого лица лично, или его законного представителя, или защитника (представителя), действующего на основании доверенности, выданной на участие в конкретном деле об административном правонарушении, является правом такого лица, а не обязанностью - административный орган, исполнив свою процессуальную обязанность по надлежащему извещению, вправе составить (вынести) соответствующий документ в любом случае (явилось или нет привлекаемое лицо, как и его защитник, представитель).
Как следует из статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 указанной статьи).
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (части 4, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что административный орган в целях соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности должен принять необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 30.06.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 16.10.2020, имеющейся в материалах дела, юридическим адресом (местом нахождения) ООО "Автолига" является адрес: 454008, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цинковая, д. 8
По указанному адресу Челябинским ТОГАДН направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении от 05.02.2021. Данное извещение получено обществом 11.02.2021, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080457200839 официального сайта Почты России.
03.03.2021 в отсутствие надлежаще извещенного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 011402/74.
Протокол об административном правонарушении и определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении о необходимости явки на 31.03.2021 были направлены по юридическому адресу ООО "Автолига", что подтверждается копией списка почтовых отправлений от 05.03.2021.
Согласно извещению ZK-7075 указанные документы были получены обществом 10.03.2021.
Государственный инспектор Челябинского ТОГАДН, располагая сведениями, содержащимися в указанном уведомлении и отчете об отслеживании почтовых отправлений по почтовому идентификатору 80080758596662 официального сайта Почты России 31.03.2021 рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление от 31.03.2021 N 006565/74 согласно почтовому уведомлению о вручении получено ООО "Автолига" 07.04.2021.
Административным органом при вынесении оспоренного постановления учтены все обстоятельства при назначении обществу административного наказания, административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Обстоятельств, препятствующих привлечению заявителя к административной ответственности, либо свидетельствующих о наличии оснований для применения наказания в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией части 5 статьи 11.33 КоАП РФ, исследованием материалов дела не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Таким образом, оспоренное постановление следует признать законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-13606/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автолига" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13606/2021
Истец: ООО "АВТОЛИГА"
Ответчик: ТОГАН по Челябинской области Уральского МУГАН Ространснадзора