город Ростов-на-Дону |
|
08 сентября 2021 г. |
дело N А32-48106/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2021 по делу N А32-48106/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - АО "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании платы, процентов
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 174044 руб. 40 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8905 руб. 79 коп. за период с 16.11.2019 по 28.10.2020, а также процентов, начисленных на сумму в размере 174044 руб. 40 коп. в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, за период с 29.10.2020 до момента фактической уплаты указанной суммы долга.
Решением от 16.06.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом нарушена интервальность подачи вагонов. Основания для начисления платы в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом первой инстанции не установлены фактические обстоятельства настоящего дела. Между сторонами заключен договор от 05.07.2018 N 85/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД. В нарушение условий пункта 7 договора ответчик не освободил выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная и вагоны продолжали простаивать в ожидании локомотива ответчика. Истец представил надлежащие доказательства в обоснование своих требований: выписки из книги уведомлений о времени подачи вагонов, памятки приемосдатчика, акты общей формы о простое вагонов. Вывод о том, что невыполнение ОАО "Российские железные дороги" суточных планов подвода вагонов к станции Туапсе-Сортировочная является основанием для освобождения ответчика взыскиваемой платы необоснован и противоречит действующему законодательству. Бездействие ответчика привело к простою вагонов на путях общего пользования, так как вагоны были приняты ответчиком вне зависимости от выполнения суточных планов подвода вагонов к станции истцом.
В судебное заседание представитель ОАО "Российские железные дороги" не явился. Общество о рассмотрении апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель АО "Туапсинский морской торговый порт" в заседание не явился. Общество о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и АО "Туапсинский морской торговый порт" 05.07.2018 заключен договор N 85/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная, в рамках которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 207 к железнодорожному пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к железнодорожному пути N 5 парка "В" станции Туапсе-Сортировочная.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом АО "Туапсинский морской торговый порт".
В соответствии с пунктом 7 договора, передаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом ОАО "Российские железные дороги" на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Согласно пункту 8 договора, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
В пункте 11 договора установлен технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования - 9,5 час.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 договора, за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, последний обязан уплатить перевозчику плату, в соответствии с требованиями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта.
В сентябре и октябре 2019 года на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная СКЖД простаивали вагоны, прибывшие в адрес АО "Туапсинский морской торговый порт".
В связи с неисполнением АО "Туапсинский морской торговый порт" обязательств по внесению платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Согласно части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1-4 Тарифного руководства.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в нарушение условий договора от 05.07.2018 N 85/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД ответчик не освободил выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная и вагоны продолжали простаивать в ожидании локомотива ответчика, истец представил надлежащие доказательства в обоснование своих требований: выписки из книги уведомлений о времени подачи вагонов, памятки приемосдатчика, акты общей формы о простое вагонов.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
Плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
В соответствии с пунктом 7 договора, передаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом ОАО "Российские железные дороги" на один из свободных железнодорожных путей N N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными.
В пункте 12 договора определена интервальность передачи составов владельцу, из расчета 2,4 часа (144 минуты), основанного на среднем времени между подачами, при котором возможно достичь уровня перерабатывающей способности владельца при установленной длине подачи (поезда) не более 45 вагонов и перерабатывающей способности не более 406 вагонов в сутки.
Интервальность подачи вагонов так же предусмотрена Единым технологическим процессом работы железнодорожного пути необщего пользования оператора морского терминала АО "Туапсинский морской торговый порт" и станции примыкания Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги, утвержденного 30.09.2017 сторонами спора.
В пункте 6.3 Единого технологического процесса установлен порядок организации интервальности подачи вагонов, который необходим для своевременной обработки вагонов при погрузке судов в морском порту. Порядок основывается на ежесуточном планировании подвода вагонов, который включает не только формирование поездов и время их подачи владельцу, но и время подвода поездов с грузом на станцию Туапсе-Сортировочная. Время планирования подвода поездов для составления плана устанавливается перевозчиком с 18-01 часов предыдущих суток по 18-00 часов отчетных.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Российские железные дороги" нарушена интервальность подачи вагонов, установленная пунктом 12 договора, в результате чего, памятки приемосдатчика на подачу вагонов передавались АО "Туапсинский морской торговый порт" с интервалом менее 144 минут.
Нарушение ОАО "Российские железные дороги" интервальности подачи вагонов привело к затариванию вагонами путей общего пользования станции Туапсе-Сортировочная, прибывшими в адрес АО "Туапсинский морской торговый порт".
В связи неправильным расчетом времени передачи вагонов по памяткам N 25146, 25147, 25148, 25149, 25151, 25154, 25157, 25159, 25160, 25166, 25167, 25170, 25171, 25281, 25284, 25286, 25287, 25303, 25304, 25306, 25307, 25318, 25319, 25321, 25322, 25324, 25335, памятки приемосдатчика подписаны АО "Туапсинский морской торговый порт" с возражениями, и указанием, что вагоны принимаются на ответственность АО "Туапсинский морской торговый порт" с учетом положений пункта 12 договора N 85/7т от 05.07.2018.
Время начала задержки вагонов, перечисленных в актах общей формы 4/3486, 4/3488, 4/3487, 4/3626, 4/3627, 4/3646, 4/3648, 4/3650, 4/3663, 4/3671, 4/3678, 4/3677, также указано с нарушением пункта 12 договора N 85/7 т.
Несоблюдение ОАО "Российские железные дороги" интервальности подачи вагонов приводит к нарушению срока обработки вагонов, что в свою очередь является причиной скопления вагонов на выставочных путях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта отсутствуют.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2021 по делу N А32-48106/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48106/2020
Истец: ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги -филиала "РЖД"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"