г. Киров |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А82-2430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей:
от Предпринимателя - Алькаевой Н.В. по доверенности от 01.02.2021,
от Инспекции - Медведевой А.С. по доверенности от 26.07.2021, Смирновой Л.А. по доверенности от 18.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2021 по делу N А82-2430/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Назаровой Марии Валерьевны
(ОГРН: 313760426900042; ИНН: 760214768157)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
(ОГРН: 1047600432000; ИНН: 7604016101)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Назарова Мария Валерьевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 25.10.2019 N 16-19/566.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Предприниматель был извещен о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 22.07.2019 N 16-19/287.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Инспекции не согласился.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области, представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция, ссылаясь на статью 93, пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направила в адрес Предпринимателя требование от 10.06.2019 N 23751 о предоставлении документов (информации) в течение пяти рабочих дней со дня получения требования.
Требование направлено 21.06.2019 и получено Предпринимателем 01.07.2019 (лист дела 112, 113).
Поскольку истребуемые документы (информацию) в установленный срок (08.07.2019) Предприниматель не представил, Инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях от 22.07.2019 N 16-19/287 (далее - акт).
Акт и извещение о времени и месте рассмотрения акта на 05.09.2019 в 15 часов (представлено в суде апелляционной инстанции) были направлены по адресу регистрации Предпринимателя и не были получены им (почтовое отправление с идентификатором 15006637231048).
05.09.2019 Инспекцией принято решение N 16-22/08/33431 о переносе срока рассмотрения акта на 24.10.2019 в 15 часов 15 минут (представлено в суде апелляционной инстанции).
Инспекция указывает, что извещение от 05.09.2019 N 16-22/08/33431 о переносе срока рассмотрения акта, а также повторно копия акта были направлены Предпринимателю заказным письмом, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 09.09.2019 N 90 (почтовый идентификатор 15099139608579).
Почтовое отправление не было получено Предпринимателем.
По результатам рассмотрения материалов налогового контроля Инспекция вынесла решение от 25.10.2019 N 16-19/566 о привлечении Предпринимателя к ответственности по пункту 2 статьи 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
Предприниматель обжаловал решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган, указав в жалобе, в том числе, что не был извещен о времени и месте рассмотрения акта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 26.10.2020 N 211 решение Инспекции от 25.10.2019 N 16-19/566 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая решение Инспекции недействительным, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 101.4, пунктом 2 статьи 126 Кодекса, пунктом 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В пункте 2 статьи 126 Кодекса установлено, что непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 100.1 Кодекса).
В пункте 1 статьи 101.4 Кодекса установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Кодекса лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 101.4 Кодекса по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Кодекса).
В силу пункта 12 статьи 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как следует из материалов дела, в подтверждение факта направления в адрес Предпринимателя извещения от 05.09.2019 N 16-22/08/33431 о рассмотрении акта 24.10.2019 в 15 часов 15 минут Инспекция представила (в суде апелляционной инстанции) список внутренних почтовых отправлений от 09.09.2019 N 90 (почтовый идентификатор 15099139608579).
Между тем, из графы 13 (примечание) списка следует, что Предпринимателю были направлены только акты, ссылка на извещение от 05.09.2019 N 16-22/08/33431 отсутствует. Кроме того, Инспекция представила сопроводительное письмо от 05.09.2019 N 16-22/08/33430, в котором также указано, что Предпринимателю направляются повторно акты, дата и время рассмотрения акта в указанном письме не указаны, ссылка на направление извещения в приложении также отсутствует.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что факт направления Предпринимателю извещения о времени и месте рассмотрения акта 24.10.2019 в 15 часов 15 минут не подтвержден. Доказательств, свидетельствующих о том, что Предприниматель был извещен иным образом о времени месте рассмотрения акта на 24.10.2019, Инспекцией не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на служебную записку (представлена в суде апелляционной инстанции) о том, что необходимо направить акты и письмо о переносе срока рассмотрения материалов по актам, не принимается, поскольку указанная записка является внутренним документом налогового органа, и доказательством соблюдения Инспекцией процедуры рассмотрения акта быть не может. Доказательств фактического направления Предпринимателю извещения о переносе рассмотрения акта на 24.10.2019 не имеется.
С учетом изложенного Предприниматель не была извещена о времени рассмотрения акта, не могла участвовать в его рассмотрении и не имела возможности представить свои возражения. Нарушение процедуры рассмотрения акта в силу пункта 12 статьи 101.4 Кодекса является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Предпринимателя и признал решение Инспекции недействительным. Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2021 по делу N А82-2430/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2430/2021
Истец: ИП Назарова Мария Валерьевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
Третье лицо: Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области, Арбитражный суд Ярославской области