город Ростов-на-Дону |
|
07 сентября 2021 г. |
дело N А53-14629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
при участии:
от заявителя: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель Василенко Д.А. по доверенности от 25.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальная индустриально-торговая корпорация" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 по делу N А53-14629/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национальная индустриально-торговая корпорация" (ИНН 6167132213 ОГРН 1166196052494) к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
(ИНН 6152000398 ОГРН 1026103305304) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Национальная индустриально-торговая корпорация" (далее - заявитель, ООО "Национальная индустриально-торговая корпорация", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о признании незаконным отказа N 59.30-4565/14 от 04.03.2021 в продлении срока действия договора о размещении НТО, об обязании заключить дополнительное соглашение.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Общество настаивает на обоснованности заявленных требований, указывая на то, что отказ департамента ограничивает права общества на эксплуатацию НТО в месте и на срок, предусмотренные схемой НТО; обществом в период действия договора обязательства исполнялись надлежащим образом.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Общество извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "Национальная индустриально-торговая корпорация" и департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта N 464/Н от 20.01.2020 по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 20-летия Октября, 79/2 А, на срок 5 лет - до 16.12.2024.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.05.2020 N 475 в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону" внесены изменения, в частности в п. п. 1.1.99 положение "договор о размещении НТО заключается сроком до 5 лет" заменено на "договор о размещении НТО заключается на срок, предусмотренный правовым актом муниципального образования город Ростов-на-Дону".
В связи с изменением положений акта органа местного самоуправления, касающихся срока заключения договора на размещение НТО, и полагая, что общество с ограниченной ответственностью "Национальная индустриально-торговая корпорация" имеет право на заключение договора на размещение НТО сроком на 10 лет, 08.02.2021 общество обратилось в департамент с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору N 464/Н от 20.01.2020.
Департамент письмом от 04.03.2021 N 59.30-4565/14 отказал в продлении срока договора на 10 лет, в связи с отсутствием оснований для заключения дополнительного соглашения, изменяющего условия договора о размещении НТО.
Полагая, что решение департамента не соответствует закону, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно подп. 32 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи
На основании пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ только при наличии в совокупности следующих условий:
- заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
- исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
- ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
- на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При отсутствии данных условий заявитель не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок, может быть предоставлен данному лицу в аренду, в том числе в аренду на новый срок, только на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения Схемы размещения НТО на территории Ростовской области урегулирован Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012. N 663 (далее - Постановление N 663).
Определенный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) осуществляет планирование по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов и обеспечения населения товарами первой необходимости (п. 3 Постановления N 663).
На основании сформированного плана по размещению нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 4 Постановления N 663).
Разработанная схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается правовым актом органа местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования (п. 5 Постановления N 663).
Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (п. 6 Постановления N 663).
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением НТО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 583), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта (далее - договор о размещении).
Случаи, когда размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов, за исключением случаев, указанных пп. 2.2.1, пп. 2.2.1.1, пп. 2.2.2. Постановления N 583.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 16.12.2019 N 40/Н ООО "Национальная индустриально-торговая корпорация" предоставлено по договору о размещении НТО от 20.01.2020 N 464/Н право на размещение павильона (услуги общественного питания) площадью 18 кв.м по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр. 20-летия Октября 79/2 А, на срок до 16.12.2024, т.е. на 5 лет.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 13.05.2020 N 475 в Схему размещения НТО на территории г. Ростова-на-Дону внесены изменения, в том числе в пп. 1.1.99, где положение "договор о размещении НТО заключается сроком до 5 лет" заменено на "договор о размещении НТО заключается на срок, предусмотренный правовым актом муниципального образования г. Ростов-на-Дону".
Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N 1351 "О размещении НТО на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" регулирует порядок размещения НТО, представляющих собой временное сооружение или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 кв.м включительно, на основании договоров о размещении НТО сроком не более 10 лет в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования г. Ростов-на-Дону.
Указанная норма устанавливает предельный возможный срок осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО - не более 10 лет, что не запрещает заключать договоры о размещении НТО на более короткий срок, в том числе на 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как верно указано судом первой инстанции, постановление Администрации принято после заключения сторонами договора на размещение НТО и не содержит норм, позволяющих распространять его действие на отношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В содержании конкурсной документации о проведении конкурса Бюллетень N 40/Н от 16.12.2019 указано, что договор о размещении НТО по адресу пр. 20-летия Октября, 79/2 А (п. 1922) заключается сроком до пяти лет.
Таким образом, заявитель принял участие в конкурсе и заключил по результатам конкурса договор на размещение торгового объекта, период функционирования которого был сторонами согласован. На момент заключения договора его условия, в том числе срок действия, были заранее известны заявителю и оговорены сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В данном случае существенных изменения обстоятельств в том смысле, который предусматривает статья 451 Гражданского кодекса РФ, отсутствуют.
Как следует из пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Таким образом, учитывая принцип публичности и прозрачности процедуры предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, заключение дополнительного соглашения увеличивающего срок действия договора, противоречит требованиям ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О защите конкуренции", согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 40 (114) "Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" утвержденных Приказом ФАС от 10.02.2010 N 67 не допускается изменение условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.
Таким образом, изменение существенных условий договора о размещении нестационарного торгового объекта, в том числе изменение срока договора о размещении нестационарного торгового объекта, является нарушением требований предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 14 разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приложение к письму ФАС России от 04.09.2013 N АЦ/34611/13).
Согласно правовой позиции, установившейся в судебной практике, по смыслу статей 606 и 607 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора аренды являются условие о предмете договора, сроке аренды, размере платы либо способах ее определения. В данном случае, учитывая специфику порядка заключения спорного договора (по результатам публичной процедуры) срок договора относится к существенным условиям.
Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Срок договора о размещении НТО определен договором, заключенным по результатам торгов, и в силу пункта 8 статьи 448 ГК РФ не может быть изменен сторонами, поскольку такое изменение договора повлияет на его условия, имеющие существенное значение для определения цены на торгах.
Поскольку договор был заключен по результатам конкурса, Департамент не может быть обязан к заключению дополнительного соглашения о продлении срока на размещение нестационарного торгового объекта до 10 лет.
С учетом указанных норм законодательства, изменение условия договора, в том числе увеличение срока его действия, является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 по делу N А53-14629/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14629/2021
Истец: ООО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТОРГОВАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ