г. Чита |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А19-9371/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу N А19-9371/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (ОГРН 1173850022114, ИНН 3811446754; 664002, Иркутская область, город Иркутск, Крымская улица, дом 31) к Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения (ОГРН 1053827058889, ИНН 3827020697; 664520, Иркутская область, Иркутская область, р.п. Листвянка, ул. Горького, 87) о признании недействительным распоряжения от 07.05.2020 N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества",
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (далее - заявитель, общество или ООО "Мир развлечений") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Листвянского муниципального образования - Администрации городского поселения (далее также - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 07.05.2020 N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО "Мир развлечений" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что торговый павильон расположен на земельном участке на законных основаниях, а именно, на основании договора на размещение НТО N 14-ИР от 01.03.2019, заключенного с Министерством имущественных отношений Иркутской области.
Общество указывает, что распоряжение N 42 от 07.05.2020 получено им не было, доказательств направления данного распоряжения в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении сотрудниками Листвянской администрации не представлено.
ООО "Мир развлечений" полагает, что действия сотрудников Администрации Листвянского муниципального образования, в части принудительного понуждения переноса торгового павильона, расположенного на земельном участке, предоставленном по договору на размещение НТО N 14-ИР от 01.03.2019, выходят за рамки их должностных полномочий, а распоряжение N 42 от 07.05.2020 исполняющего обязанности главы Администрации Листвянского муниципального образования Ушарова А. С. является незаконным.
Общество отмечает, что Администрацией срок для решения вопроса в добровольном порядке для заявителя не предоставляла.
Отзыва на апелляционную жалобу от Администрации не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Между Министерством имущественных отношений Иркутской области (министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (пользователь) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019, по условиям пункта 1.1 которого министерство обязалось предоставить пользователю за плату право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, напротив Листвянской СОШ, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 40 кв.м., а пользователь обязался разместить НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского района на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.11.2018 N383пп, а также использовать участок в течение срока действия договора.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок его действия стороны установили с 01.03.2019 по 01.03.2026.
Разделом 4 договора стороны согласовали размеры платы за право на размещение НТО сроки ее внесения.
Место для размещения нестационарного торгового объекта передано пользователю по акту приема-передачи от 01.03.2019, подписанному сторонами без возражений.
Согласно приложению N 1 к договору на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019 на схеме размещения обозначены смежные земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:060103:155, 38:06:030103:26.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о зоне с особыми условиями использования от 09.07.2020 N КУВИ-002/2020-6329165 содержаться сведения о земельных участках, находящихся в границах Прибайкальского национального парка, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:060103:155, 38:06:030103:26.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, после заключения с ООО "Мир развлечений" договора, установило, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:060103:155, 38:06:030103:26, предоставленные ООО "Мир развлечений" за плату на право размещение нестационарного торгового объекта находятся в границах Прибайкальского национального парка, в связи с чем уведомило ООО "Мир развлечений" о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019 по истечению 30 дней с момента направления данного уведомления и необходимости в срок до 02.04.2020 передать участок по акту приема-передачи министерству, поскольку уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, которые переданы ООО "Мир развлечений" для размещения НТО по договору на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
11.04.2020 Администрация обратилась в Министерство имущественных отношений с письмом N 523 по вопросу предоставления информации о расторжении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, напротив Листвянской СОШ, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 40 кв.м.
Министерство письмом от 20.04.2020 сообщило Администрации, что ООО "Мир развлечений" направлено уведомление об отказе от исполнения договора на размещение и предложению в срок до 02.04.2020 передать участки по акту приема-передачи.
07.05.2020 Администраций вынесено распоряжение в отношении ООО "Мир развлечений" N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества", согласно которому принудительный перенос торгового павильона назначен на 29.05.2020.
Не согласившись с распоряжением N 07.05.2020 N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельною кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.
Пунктом 2 статьи 39.33 Земельною кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельною кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 Земельною кодекса Российской Федерации конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу подпункта 3 пункта 60 Положения N 271-пп действие разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов прекращается досрочно со дня принятия решения уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов в случае использования земель или земельного участка, в отношении которых выдано такое разрешение, не в соответствии с целями, указанными в разрешении.
Согласно пункту 62 Положения N 271-пп факт использования земель или земельного участка, в отношении которых (которого) выдано такое разрешение, не в соответствии с целями, указанными в разрешении на использование земель или земельного участка для размещения объектов, подтверждается актом осмотра земель или земельного участка, в отношении которых (которого) выдано такое разрешение, составленным уполномоченным органом.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела земельный участок по адресу Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, напротив Листвянской СОШ, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 40 кв.м., находиться в границах Прибайкальского национального парка (земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:060103:155, 38:06:030103:26).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные природные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Между Министерством имущественных отношений Иркутской области (министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (пользователь) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019, по условиям пункта 1.1 которого министерство обязалось предоставить пользователю за плату право на размещение нестационарного торгового объекта (НТО) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, напротив Листвянской СОШ, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 40 кв.м., а пользователь обязался разместить НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутского района на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 22.11.2018 N 383пп, а также использовать участок в течение срока действия договора.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, поскольку уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, которые переданы ООО "Мир развлечений" для размещения НТО по договору на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от 02.03.2020 N02-51-2016/20 уведомило ООО "Мир развлечений" о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019 по истечению 30 дней с момента направления данного уведомления и необходимости в срок до 02.04.2020 передать участок по акту приема-передачи Министерству.
В решении суда от 28.12.2020 по делу N А19-6085/2020 (https://kad.arbitr.ru/Card/eb42bd35-4e50-4665-b7b5-413ae6a11f8e) указано, что арбитражный суд приходит к выводу о том, что договор на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019 является ничтожным, не влечет юридических последствий.
В соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся в том числе: осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, Администрация, получив 20.04.2020 информацию от Министерства о направлении в адрес ООО "Мир развлечений" уведомления об отказе от исполнения договора на размещение и предложению в срок до 02.04.2020 передать участки по акту приема-передачи, не исполнении указанного уведомления обществом, 07.05.2020 вынесла распоряжение в отношении ООО "Мир развлечений" N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества", согласно которому принудительный перенос торгового павильона назначен на 29.05.2020.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что оспариваемое распоряжение N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества" вынесено правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В частности довод общества о том, что Администрацией нарушен порядок вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку в соответствии с Положением о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества на территории Листвянского образования, а именно не направлено уведомление о добровольном перемещении НТО, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на то, что на момент вынесения распоряжения N 42 от 07.05.2020, с учетом ничтожности договора на размещение нестационарного торгового объекта N 14-ИР от 01.03.2019, правовых оснований для размещения спорного торгового объекта у заявителя не имелось.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерством предлагалась обществу освободить в добровольном порядке спорный земельный участок в срок до 02.04.2020, однако заявителем указанное уведомление не исполнено.
Помимо прочего, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции считает, что на момент рассмотрения дела не усматривается нарушения оспариваемым распоряжением от 07.05.2020 N 42 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества" прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, поскольку данное распоряжение действовало до 29.05.2021. В настоящий момент считается недействующим.
Принятое Администрацией последующее распоряжение от 04.06.2020 N 47 "О принудительном переносе самовольно размещенного движимого имущества" на спорный объект, отменено распоряжением Администрации от 22.06.2020 N 64, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным только при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта (решения, действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия).
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения определения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу N А19-9371/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9371/2020
Истец: ООО "Мир развлечений"
Ответчик: Администрация Листвянского муниципального образования-Администрация городского поселения