город Томск |
|
7 сентября 2021 г. |
Дело N А03-15857/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Микрон" (N 07АП-7450/21(1)), общества с ограниченной ответственностью "Газавтонефть"(N 07АП-7450/21(2)), общества с ограниченной ответственностью "Газкомпани" (N 07АП-7450/21(3)) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.06.2021 по делу N А03-15857/2020 (судья Мищенко А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газкомпани" (ИНН 2277013395, ОГРН 1152208000460), г. Заринск, Алтайский край к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547), г. Барнаул, Алтайский край о признании недействительным решения по делу N 022/01/11-1085/2019 от 18.08.2020, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: - общество с ограниченной ответственностью "Микрон" (ИНН 2266005730, ОГРН 1162225093997, 658540, Алтайский край, Ребрихинский район, с. Ребриха, Ребрихинский тракт, 2); - общество с ограниченной ответственностью "Газавтонефть" (ИНН 2222833575, ОГРН 1152223003646 656922, Алтайский край, г Барнаул, Павловский тракт, 313); - общество с ограниченной ответственностью "Газпрофнефть" (ИНН 2223604120, ОГРН 1152223003635 656063, Алтайский край, г Барнаул, пр-кт Космонавтов, 46); - индивидуального предпринимателя Карташева Д.Н. (ИНН 222100162293, ОГРНИП 304222132800010, 656037, г. Барнаул, ул. Советской Армии, 47),
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Газкомпани": Сухинина Е.В., представитель по доверенности от 20.10.2020, паспорт; Мелков Д.Н., представитель по доверенности от 20.10.2020, паспорт;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газкомпани" (далее - Общество, ООО "Газкомпани") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС по АК) о признании недействительным решения по делу N 022/01/11-1085/2019 от 18.08.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены общество с ограниченной ответственностью "Микрон"; общество с ограниченной ответственностью "Газавтонефть"; общество с ограниченной ответственностью "Газпрофнефть"; индивидуальный предприниматель Карташева Д.Н.
Определением от 19.02.2021 дела N А03-15857/2020 и N А03-1927/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газавтонефть" (далее - ООО "Газавтонефть") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене решения по делу N022/01/11-1085/2019 от 18.08.2020, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А03-15857/2020.
Решением суда от 15.06.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Газкомпани", ООО "Микрон", ООО "Газавтонефть" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Апелляционные жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств. Заявители жалоб считают, что при вынесении оспариваемого решения антимонопольным органом не был доказан факт наличия в действиях общества квалифицирующих признаков сговора, совпадение розничных цен на сжиженный углеводородный газ в спорный период обусловлено объективными экономическими причинами на товарном рынке.
Антимонопольный орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Газкомпани" поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в антимонопольном органе по заявлению граждан было возбуждено дело N 022/01/11-1085/2019 по признакам нарушения ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ООО "Газпрофнефть", ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филипповым Г.В., ИП Карташевым Д.Н. пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию в 2019 году розничных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС, в размере 25 рублей 50 копеек, а также скидки в размере 2 рублей в городе Барнауле Алтайского края.
Рассмотрев материалы дела N 022/01/11-1085/2019, комиссия антимонопольного органа 18.08.2020 приняла решение, согласно которому признала ООО "Газавтонефтъ", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ООО "Газпрофнефть", ИП Карташева Д.Н. нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию в 2019 году одинаковых розничных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС, в размере 25 рублей 50 копеек в городе Барнауле Алтайского края по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось.
Рассмотрение дела N 022/01/11-1085/2019 в отношении "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филиппова Г.В. прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях данных лиц. ООО "Газкомпани", ООО "Газавтонефть", не согласившись с решением N 022/01/11-1085/2019 от 18.08.2020, обратились в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителей. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Для признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия (бездействия), то есть совершения (не совершение) соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия (бездействия) закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции). В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Картельные соглашения запрещаются сами по себе, то есть антимонопольный орган, применяющий такой запрет, не устанавливает вредоносное воздействие картеля на конкуренцию, а квалифицирует такое соглашение как незаконное по формальным основаниям, то есть по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны соглашения - конкуренты/участники картеля. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, указанных в части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, поскольку рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в названной норме последствиям. Разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", применимы и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.
Из взаимосвязанных статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут, в том числе, доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
На основании части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из материалов дела, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СГУ), включены хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка в географических границах г.Барнаула Алтайского края.
Управлением состав хозяйствующих субъектов определен на основании данных, предоставленных Сибирским управлением Ростехнадзора об АГЗС Алтайского края, зарегистрированных в реестре опасных производственных объектов, а также по результатам проведения выездного мониторинга деятельности АГЗС на территории г.Барнаула.
Приобретателями товара на исследуемом товарном рынке являются физические и юридические лица, владеющие на любом праве автотранспортными средствами, оснащенными газомоторным оборудованием, пользующиеся услугами заправки в розничной сети АГЗС моторным топливом - СУГ.
На товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в г. Барнауле Алтайского края продавцами являются следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Газавтонефть" (ИНН 2222833575, ОГРН 1152223003646), ИП Карташев (ИНН 222100162293, ОГРНИП 304222132800010), ООО "Микрон" (ИНН 2266005730, ОГРН 1162225093997), ООО "Газкомпани"(ИНН 2277013395, ОГРН 1152208000460), ООО "Газпрофнефтъ",(ИНН 2223604120, ОГРН 1152223003635), АГЗС Автогаз (ИНН 2221198063; ОГРН 11122225006661), ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" (ИНН 0411145965, ОГРН 1090411003352).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, одним из видов деятельности указанных хозяйствующих субъектов является "Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах" (ОКВЭД 47.30). Организации осуществляют деятельность на одном товарном рынке.
Хозяйствующие субъекты ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газпрофнеть", ООО "Газкомпани", ИП Карташев Д.Н. осуществляют торговую деятельность на АГЗС под товарным знаком "Газойл", без надлежащего оформления использования указанного товарного знака.
ИП Филиппов Г.В. осуществляет деятельность под товарным знаком "ТранСиб".
ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" использует в своей деятельности товарный знак "Лукойл", на основании заключенного договора коммерческой субконцессии N 15UN-22063K-04 от 30.06.2015.
Одинаковые цены реализации в рассматриваемый период времени были выявлены у 7 хозяйствующих субъектов: ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ООО "Газпрофнефть", ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филиппова Г.В., ИП Карташева Д-Н.
Закуп СУГ в 2018-2019 годах хозяйствующими субъектами производился как у одних и тех же, так и у разных поставщиков, при этом закупочные цены на топливо отличались.
Антимонопольным органом установлено, что поставщиками СУГ для ООО "Газавтонефть", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани" в анализируемом периоде являлись ОАО "Алтайкрайгазсервис" и АО УК ГК "Газойл".
В соответствии со счетами-фактурами, представленными хозяйствующими субъектами ООО "Газавтонефть", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани", следует, что: - в январе 2019 года ООО "Газавтонефть", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани" закупали смесь пропана и бутана по цене 6,88 руб./л.; - в феврале 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 107,6 тонн у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л. и 55,1 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 7,15 руб./л., в среднем закупочная стоимость составила 10,67 руб./л., ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 183,2 тонн у АО "Газойл" по цене 7,15 руб./л., ООО "Газавтонефть" закупило 204,2 тонн смесь пропана и бутана у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л.; - в марте 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 235,2 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 8 руб./л., ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 160,7 тонн у АО "Газойл" по цене 8 руб./л., ООО "Газавтонефть" закупило смесь пропана и бутана 52,9 тонн у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л. и 155,5 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 8 руб./л., в среднем закупочная стоимость составила 11,09 руб./л.; - в апреле 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 268,8 тонн у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 9,9 руб./л., ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 220 тонн ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л, ООО "Газавтонефть" закупило смесь пропана и бутана 49,8 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 9,9 руб./л. и 179,9 тонн у ООО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л., в среднем закупочная стоимость составила 12,04 руб./л.; - в мае 2019 года ООО "Газавтонефть", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани" закупали смесь пропана и бутана по цене 11,08 руб./л.; - в июне 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 286,1 тонну у АО УК ГК "Газойл" по цене 11,08 руб./л. ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 37,9 тонн у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л. и 119,4 тонны у АО УК ГК "Газойл" по цене 11,08 руб./л., в среднем цена составила 12,63 руб./л., ООО "Газавтонефть" закупило смесь пропана и бутана 175,9 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 11,08 руб./л.; - в июле 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 111,4 тонны у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л. и 235,2 тонны у АО УК ГК "Газойл" по цене 10,67 руб./л., в среднем цена составила 12,43 руб./л., ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 155,8 тонн у OAО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л., ООО "Газавтонефть" закупило смесь пропана и бутана 237,4 тонны у ОАО "Алтайкрайгазсервис" по цене 14,19 руб./л. - в августе 2019 года ООО "Газкомпани" закупило смесь пропана и бутана 340,1 тонн у АО УК ГК "Газойл" по цене 9,13 руб./л., ООО "Газпрофнефть" закупило смесь пропана и бутана 151,2 тонны у АО УК ГК "Газойл" по цене 9,13 руб./л., ООО "Газавтонефть" закупило смесь пропана и бутана 52,4 тонны у ОАО "Алтайфайгазсервис" по цене 13,92 руб./л.
Согласно информации представленной ООО "Газавтонефть" (вх. N 1913646 от 14.10.2019) розничные цены на СУГ определяются директором общества исходя из затрат с ориентировкой на сложившиеся на рынке цены, т.к. тарифы и иные механизмы регулирования цен в отношении реализации СУГ на АГЗС государством не применяются.
Вместе с тем, предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019 году на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.
Согласно информации представленной ООО "Газпрофнефть" (вх. N 1916305 от 05.12.2019) в 2019 году на всех АГЗС хозяйствующим субъектом была установлена единая розничная цена 25,50 руб./л.
Согласно информации представленной ООО "Газкомпани" (вх, N 1916301 от 05.12.2019, N 206108 от 14.05.2020) розничные цены на СУГ устанавливаются директором общества самостоятельно, приказы не издаются; цена может меняться в течение суток несколько раз.
Вместе с тем, предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019 году на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.
Поставщиком ИП Карташева Д.Н. являлось ОАО "Алтайкрайгазсервис", поставляло СУГ хозяйствующему субъекту с января по июль 2018 года по ценам от 10,44 руб./л. до 16,05 руб./л.
В августе 2018 года цена составляла 17,74 руб./л. В сентябре 2018 года - 19,6 руб./л., в октябре -19,46 руб./л, в ноябре - 17,25 руб./л., в декабре 2018 г. -14,3 руб./л. С января по апрель 2019 года закуп СУГ не осуществлялся.
В мае 2019 года закупочная цена составила 13,05 руб./л., в июне -13,23 руб./л. В июле 2019 года СУГ закупался по цене 12,89 руб./л.
На запрос антимонопольного органа ИП Карташевым Д.Н. предоставлены сведения о средних фактических ценах реализации СУГ в 2019 году (вх. N 1914329 от 11.10.2019), так как для потребителей хозяйствующим субъектом устанавливались персональные скидки, в зависимости от объема потребления, но доказательств данным фактам не представлено.
Согласно информации, представленной ИП Карташевым Д.Н. в антимонопольный орган (вх. N 20195 от 13.01.2020; вх. N 204563 от 08.04.2020), цены на СУГ определяются исходя из затрат с ориентировкой на сложившиеся на рынке цены; приказы об установлении цен и какие-либо иные локальные акты не составляются; цена 25 рублей 50 копеек за литр СУГ была установлена на АГЗС с 2018 года.
Согласно информации ООО "Микрон" (вх. N 1913642 от 14.10,2019) розничные цены на СУГ устанавливаются обществом исходя из сложившейся конкурентной рыночной цены, поставщиками являются ОАО "Алтайкрайгазсервис", АО УК ГК "Газойл", ООО "СибВостокГаз".
Для ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" поставщиками выступали ООО "КДС", ООО "Мекюн", ООО "Сибгаз", АО УК ГК "Газойл", ООО "ТД "Транс-Ойл", ООО "Нефть".
В соответствии с предоставленными ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт" данными розничная цена на СУГ на АГЗС г.Барнаула в размере 25,5 руб./л. была установлена на основании приказа N 837 от 06.11.2018 и действовала на протяжении всего 2019 года, на основании счетов-фактур (вх. N20144 от 10.01.2020), предоставленных ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", среднемесячные закупочные цены, с момента установления розничной цены в размере 25,5 руб., имели следующие значения (с НДС): в ноябре 2018 года средняя закупочная цена составила 16,56 руб./л., цены находились в диапазоне от 15,57 руб./л. до 17,93 руб./л.; в декабре 2018 года средняя закупочная цена составила 17,07 руб./л., цены находились в диапазоне от 16,83 руб./л. до 17,27 руб./л.; в январе 2019 года -11,48 руб./л., диапазон цен от 11,33 руб./л. до 11,83 руб./л.; в феврале 2019 года средняя закупочная цена составила 11,6 руб./л., цены находились в диапазоне от 10,29 руб./л. до 14,85 руб./л.; в марте 2019 года средняя цена равнялась 13,18 руб./л., диапазон 12,21 руб./л. -14,85 руб./л.; в апреле 2019 года средняя закупочная цена составила 15,10 руб./л., цены находились в диапазоне от 14,96 руб./л. до 15,13 руб./л; в мае 2019 года средняя цена равнялась 14,68 руб./л., диапазон 14,24 руб./л. -15,13 руб./л.; в июне 2019 года цена составляла 14,03 руб./л.; в июле 2019 года средняя цена равнялась 13,68 руб./л., диапазон 13,20 руб./л. -14,58 руб./л.; в августе 2019 года средняя цена 12,79 руб./л., диапазон 12,10 руб./л.-14,03 руб./л.; в сентябре 2019 года средняя цена 12,84 руб./л., диапазон 12,27 руб./л. -14,58 руб./л.
ИП Филиппову Г.В. СУГ поставляло ООО "Магистраль", закупочные цены в анализируемом периоде, находились в пределах от 12,00 руб./л. до 19,00 руб./л.
В соответствии с предоставленными ИП Филипповым В.Г. документами розничная цена на СУГ на АГЗС в размере 25,5 руб./л. была установлена на основании приказа N 14-П от 07.11.2018, которая действовала до 30.12.2019. На основании приказа N 4-П от 30.12.2019 розничная цена установлена в размере 22,40 руб./л.
На основании счетов-фактур, предоставленных ИП Филипповым В.Г., среднемесячные закупочные цены, с момента установления розничной цены в размере 25,5 руб., имели следующие значения (с НДС): в декабре 2018 года средняя закупочная цена составила 14,42 руб./л., цены находились в диапазоне от 12 руб./л. до 17,5 руб./л.; в январе 2019 года - 12,05 руб./л., диапазон цен от 12 руб./л. до 12,2 руб./л; в феврале 2019 года цена составляла 15 руб./л.; в марте 2019 года цена - 16 руб./л.; в апреле 2019 года средняя закупочная цена составила 18,40 руб./л., цены находились в диапазоне от 18 руб./л. до 19 руб./л.; в мае 2019 года цена составляла 18 руб./л.; в июне 2019 года закупочная цена равнялась 18 руб./л.; в июле 2019 года - 18 руб./л.; в августе 2019 года средняя закупочная цена составила 16,80 руб./л., цены находились в диапазоне от 16 руб./л. до 17 руб./л.; в сентябре 2019 года средняя закупочная цена составила 16,33 руб./л., цены находились в диапазоне от 16 руб./л. до 17 руб./л.; в октябре 2019 года средняя цена равнялась 16,8 руб./л., диапазон 15,9 руб./л. - 17 руб./л.; в ноябре 2019 года средняя цена - 17,8 руб./л, диапазон 17 руб./л. - 18 руб./л.; в декабре 2019 года средняя цена - 18,3 руб./л, диапазон 18 руб./л. -19 руб./л. Вместе с тем, предоставленная в антимонопольный орган информация о фактических розничных ценах реализации СУГ в 2019 году на АГЗС (отличной от 25,5 руб./л) не подтверждена документально.
Таким образом, из анализа вышеизложенных обстоятельств следует, что в период с июля по октябрь 2019 года реализация СУГ на АГЗС хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело N 022/01/11-1085/2019, осуществлялась по цене 25,50 руб./л., что следует из поступивших в антимонопольный орган заявлений граждан (вх. N199834 от 23.07.2019, вх. N 1910445 от 05.08.2019, вх. N 1910880 от 14.08.2019, вх. N 1911605 от 30.08.2019, вх. N 1912700 от 23.09.2019, вх. N 1913126 от 02.10.2019, вх. N 1913599 от 14.10.2019).
24.09.2019 антимонопольным органом проведен выездной мониторинг деятельности АГЗС, согласно кассовым чекам в указанную дату реализация СУГ по цене 25,50 руб./л осуществлялась ООО "Газпрофнефть", ИП Карташевым Д.Н., ООО "Газавтонефть", ООО "Газкомпани". Цена на СУГ в размере 25,50 руб./л. указана на стелах всех 7 хозяйствующих субъектах, о чем свидетельствуют сделанные сотрудниками УФАС по Алтайскому краю фотографии.
Исходя из предоставленной хозяйствующими субъектами информации, следует, что закуп СУГ в 2018-2019 гг., производился хозяйствующими субъектами как у одних и тех же, так и у разных поставщиков, при этом закупочные цены на топливо отличались.
В анализируемый период ОАО "Алтайкрайгазсервис" и АО УК ГК "Газойл" являлись поставщиками СУГ для ООО "Газавтонефть", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани", закупочные цена на смесь пропана и бутана в период с января по август 2019 года были различными.
Вместе с тем, антимонопольным органом установлены отдельные совпадения размера закупочной стоимости в разные месяцы, при этом объемы закупленного СУГ были различными. Однако при одинаковой закупочной цене, с учетом разных объемов, затраты на единицу товара соответственно также были различными.
Управлением в ходе проведения выездного мониторинга деятельности АГЗС установлено, что на АГЗС, осуществляющих деятельность под товарным знаком "Газойл" (ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани", ИП Карташев Д.Н.), размещена информация о том, что управляющим АГЗС является Васильев Вадим Анатольевич, который согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является директором ООО "Газавтонефть", что подтверждает факт взаимодействия и контакта хозяйствующих субъектов ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газпрофнефть", ООО "Газкомпани", ИП Карташев Д.Н. в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, антимонопольным органом в ходе выездной проверки 24.09.2019, установлено, что в информации для покупателей, указаны сведения об адресах ближайших АЗС, реализующих топливо, в том числе газ, при этом хозяйствующие субъекты, которые осуществляют на них деятельность, являются между собой конкурентами, так согласно информации на стенде АЗС N 175 ООО "Газавтонефть", размещена ссылка, в том числе, на АЗС N 175 ООО "Микрон", расположенную по адресу ул. Широкая просека 4, на информационном стенде АЗС N 108 ООО "Микрон" размещена ссылка на АЗС N 175 ООО "Газавтонефть", расположенную по адресу: ул. Мамонтова 141, а также АЗС N 177 ООО "Газкомпани", расположенную по ул. Дзержинского. На информационном стенде АЗС N 107 ООО "Газпрофнефть", расположенной по адресу ул. Малахова, 88а, размещены ссылки на АЗС ООО "Газавтонефть", расположенные по адресам: ул.Павловский тракт 313 и ул. Эмилии Алексеевой 122.
Таким образом, анализ вышеуказанных установленных комиссией фактов свидетельствует о наличии между обществами устной договоренности при формальном обладании статуса конкурентов на рынке.
При этом оснований для установления и поддержания одинаковых цен в 2019 году на СУГ, реализуемый рассматриваемыми хозяйствующими субъектами через АЗГС г.Барнаула Алтайского края, в виду различного экономического положения хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации СУГ управлением ФАС по Алтайскому краю не установлено.
Доводы хозяйствующих субъектов о том, что состав затрат и их размер у хозяйствующих субъектов был примерно равным, не может быть принят судом в силу следующего.
Закупочная цена СУГ у разных поставщиков имела отличные значения с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г., хозяйствующие субъекты имеют разное количество заправочных станций, отличная и стоимость арендной платы автозаправочных комплексов у продавцов СУГ, хозяйствующие субъекты осуществляли разные объемы реализации топлива.
Состав затрат на 1 литр СУГ для хозяйствующих субъектов индивидуален.
Так, на основании информации, представленной ООО "Газкомпани" (вх.N 202070 от 20.02.2020), структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: себестоимость газа с транспортными расходами - 12 руб. 33 коп.; затраты на содержание АГЗС - 5 руб.67 коп.; налоги - 0, 42 руб. В 2019 году - себестоимость газа с транспортными расходами - 14 руб. 96 коп.; затраты на содержание АГЗС - 4 руб.81 коп.; налоги - 0,42 руб.
Из информации, представленной ООО "Газавтонефть" (вх.N 202067 от 20.02.2020) следует, что структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: стоимость с транспортными расходами 14 руб.70 коп., аренда - 1 руб.85 коп., заработная плата - 1 руб.96 коп., материальные расходы - 0,26 руб., производственные расходы - 0,79 руб., расходы АУП - 0,09 руб., налоги - 0,43 руб. В 2019 году - стоимость с транспортными расходами 15 руб. 28 коп., аренда - 1 руб. 92 коп., заработная плата - 2 руб. 04 коп.; материальные расходы - 0,27 руб., производственные расходы - 0,82 руб., расходы АУП - 0,09 руб., налоги -0,45 руб. То есть, состав затрат ООО "Газавтонефть" в 2018 году составил 20 руб.06 коп., а в 2019 году 20 руб.86 коп.
По информации, представленной ООО "Микрон" (вх.N 202063 от 20.02.2020), структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: стоимость топлива с доставкой до АГЗС - 13 руб. 70 коп.; расходы АГЗС (заработная плата, аренда и иные материальные расходы) - 3 руб.76 коп.; налоги - 0,69 руб. В 2019 году - стоимость топлива с доставкой до АГЗС - 14 руб. 58 коп.; расходы АГЗС (заработная плата, аренда и иные материальные расходы) - 3 руб.97 коп.; налоги - 0,72 руб.
По информации, представленной ООО "Газпрофнефть", структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. сложилась следующим образом: стоимость топлива с доставкой - 13 руб. 61 коп., прочие расходы (амортизация, заработная плата, налоги и т.п.) - 4 руб.77 коп. В 2019 г. -стоимость топлива с доставкой - 15 руб. 52 коп., прочие (амортизация, заработная плата, налоги и тп) - 6 руб.66 коп.
По информации, представленной ИП Карташевым Д.Н., структура затрат на 1 литр СУГ топлива в 2018 г. не считались, среднее значение затрат по всем заправкам составило 4 руб.31 коп. без учета затрат на закуп СУГ. В 2019 году в среднем по предприятию значение затрат составило 5 руб.98 коп.
Согласно сведениям ИП Филиппова Г.В. (исх. N 3 от 27.03.2020 г.) затраты на 1 литр СУГ в 2018 году были равны 21,71 руб., а в 2019 г. - 21,3 руб.
На основании калькуляций ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", поступивших в УФАС по Алтайскому краю, затраты на 1 литр СУГ по одной из АГЗС по состоянию на 06.12.2018 г. составили 21, 61 руб., на второй по состоянию на 26.02.2019 г. - 20, 42 руб., на третьей по состоянию на 18.03.2019 г. - 21,25 руб.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у хозяйствующих субъектов ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ООО "Газпрофнефть", ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филиппова Г.В., ИП Карташева Д.Н. имелась возможность вести самостоятельную ценовую политику, устанавливая различные розничные цены на смесь пропана и бутана.
При этом, из пояснений и информации, представленной ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филипповым Г.В., розничные цены на СУГ реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, с учетом использования бонусной программы, а также предоставления скидок различны чем у остальных, действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Горно-Алтайск Нефтепродукт", ИП Филиппов Г.В. фактически реализовывали СУГ, через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края по различным розничным ценам.
Также при рассмотрении дела N 022/01/11-1085/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в возражениях на заключение об обстоятельствах дела N022/01/11-1085/2019, направленных в антимонопольный орган, ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ИП Карташев Д.Н. указали, что розничные цены на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края у хозяйствующих субъектов были различные, при этом однократное совпадение данных цен не может рассматриваться как соглашение, которое привело к установлению и поддержанию в 2019 году одинаковых розничных цен на СУГ.
В свою очередь доказательств данным обстоятельствам ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ИП Карташев Д.Н. в антимонопольный орган не представили.
Действия ООО "Газпрофнефть", ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ИП Карташева Д.Н., выраженные в установлении и поддержании в 2019 году одинаковых розничных цен на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, не были вызваны изменениями, связанными с общими условиями обращения товара на товарном рынке.
Формирование и изменение розничных цен хозяйствующими субъектами - участниками розничного рынка моторного топлива, осуществляется в зависимости от цен заводов-производителей и оптовых поставщиков СУГ, расходов на транспортировку (доставку), иных издержек в хозяйственной деятельности, связанных с реализацией товара непосредственно через объекты розничной торговли, которые являются индивидуальными для каждого продавца.
При установлении в течение определенного периода времени и поддержании лицами на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края одинакового уровня цен, достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно - устранение ценовой состязательности при реализации СУГ через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края.
Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых розничных цен на СУГ, реализуемый через АГЗС на территории г.Барнаула Алтайского края, выгодно хозяйствующим субъектам, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания, предложения новых форм сервиса и т.д.
ООО "Газпрофнефть", ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ИП Карташева Д.Н. отказались от соперничества на рынке розничной реализации СУГ в г.Барнауле Алтайского края при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Установление и поддержание цен на одном уровне (вне зависимости от их последствий для товарного рынка) само по себе означает ограничение конкуренции, поскольку содержит такой признак ограничения конкуренции, как "отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке", а также "определение общих условий обращения товара на товарном рынке: в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу, своих действий на товарном рынке".
В данном случае у хозяйствующих субъектов нет заинтересованности и необходимости в привлечении потребителей, а у потребителей нет заинтересованности в выборе продавца, поскольку цены на СУГ одинаковые и изменяются относительно одновременно. У потребителей отсутствует возможность приобрести товар по более низкой цене, чем цена, установленная указанными лицами, и они вынуждены приобретать товар по цене данных лиц.
С учетом изложенного, Управлением ФАС по Алтайскому краю правомерно установлено, что в рассматриваемом случае наступили запрещенные антимонопольным законодательством последствия в виде установления и поддержания единых цен на рынке розничной реализации СУГ в отсутствие на то объективных причин. Такие действия по определению имеют своим результатом ограничение конкуренции.
Довод заявителей жалоб о том, что допущена неверная квалификация правонарушения (статьи 11 и статьи 11.1 Закона о защите конкуренции), не может быть принят судом в силу следующего.
На основании части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.
При этом, согласно части 1 статьи 8 Закона N 135-ФЗ, согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
В рассматриваемом случае, отсутствуют доказательства квалифицирующих признаков согласованности действий хозяйствующих субъектов, указанных в части 1 статьи 8 Закона N 135-ФЗ, соблюдение которых необходимо для признания действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными и запрещенными пунктом 2 части 1 статьи 11.1 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, действия ООО "Газавтонефть", ООО "Микрон", ООО "Газкомпани", ООО "Газпрофнефть", ИП Карташева Д.Н, выразившиеся в установлении и поддержании в 2019 году розничных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через АГЗС, в размере 25 рублей 50 копеек в городе Барнауле Алтайского края, являются результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Критерии определения, анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке изложены в пункте 3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. Здесь же указано, что в случаях, указанных в подпунктах "а" и "д" пункта 1 настоящего Порядка, определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводиться.
Учитывая, что анализ товарного рынка может являться одним из возможных, но не обязательных доказательств, доводы о необходимости проведения анализа товарного рынка следует признать необоснованными.
Таким образом, для квалификации нарушения по части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" не требуется анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов. Достаточно определить продуктовые и географические границы товарного рынка.
Выводы ООО "Газкомпани" о допущенных Управлением при организации и проведении проверки грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки противоречат имеющимся в деле доказательствам, сделаны без оценки в порядке статьи 71 АПК РФ всей имеющейся в деле совокупности доказательств и без учета вышеуказанных норм права.
Судебная коллегия отмечает, что законодательством не предусмотрено императивных требований по проведению мониторинга в каком-либо установленном порядке.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено, в связи, с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оценивая иные доводы апеллянтов, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по указанным в них причинам, доводы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.06.2021 по делу N А03-15857/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Микрон", общества с ограниченной ответственностью "Газавтонефть", общества с ограниченной ответственностью "Газкомпани" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15857/2020
Истец: ООО "Газкомпани"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: ИП Карташев Дмитрий Николаевич, ООО "Газавтонефть", ООО "Газпромнефть", ООО "Микрон"