г. Самара |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А55-31092/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Николаевой С.Ю., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.09.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телеком-Сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2021 по делу N А55-31092/2020 (судья Кулешова Л.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Телеком-Сервис" (ИНН 6311072390, ОГРН 1046300015376), г.Самара, к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (ИНН 3445910987, ОГРН 1023403851184), г.Самара, третьи лица: Федеральное бюджетное учреждение "Администрация волжского бассейна внутренних водных объектов", г.Нижний Новгород, Министерство строительства Самарской области, г.Самара, Главное управление МЧС России по Самарской области, г.Самара, о признании незаконным отказа,
в судебном заседании приняли участие:
от ГУ МЧС России по Самарской области - Зуев В.С. (доверенность от 11.01.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Телеком-Сервис" (далее - ООО "Телеком-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решение Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Отдел) от 11.08.2020 N КГ-12/2796 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование ООО "Телеком-Сервис" и об обязании Отдела предоставить водный объект в пользование общества на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечены федеральное бюджетное учреждение "Администрация волжского бассейна внутренних водных объектов", Министерство строительства Самарской области, ГУ МЧС России по Самарской области.
Решением от 20.05.2021 по делу N А55-31092/2020 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Телеком-Сервис" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГУ МЧС России по Самарской области и ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных объектов" апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Самарской области апелляционную жалобу отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав представителя ГУ МЧС России по Самарской области в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 14.07.2020 ООО "Телеком-Сервис" обратилось в Отдел с заявлением (с приложением пакета документов) о предоставлении в пользование водного объекта (вх. от 14.07.2020 N 4927):
- место расположение водного объекта - г.Самара, Красноглинский район, левый берег р.Волга (Саратовское водохранилище);
- географические координаты участка водопользования:
1) 53°18'27.57", 50°11'38.39"
2) 53°18'25.94", 50°11'38.22"
3) 53°18'26.07", 50°11'35.47"
4) 53°18'27.74", 50°11'35.73"
- площадь акватории - 2 597 кв.м (0,002597 кв.км);
- вид водопользования - совместное;
- цель водопользования - строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, резервированию каналов, а также для соединения узлов связи ООО "Телеком-Сервис";
- срок водопользования - 20 лет;
- обоснование срока водопользования - нормативный срок службы оптического кабеля.
Письмом от 11.08.2020 N КГ-12/2796 Отдел отказал ООО "Телеком-Сервис" в предоставлении водного объекта в пользование в связи с тем, что в представленных материалах отсутствуют обоснования заявленных цели и срока водопользования, не представлены сведения о технических параметрах размещаемых в акватории водного объекта сооружений (площадь и границы используемой для их строительства и реконструкции акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), отсутствует соответствующая копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры, получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пп."г" п.20 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844; далее - Правила N 844) в согласовании условий водопользования.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Телеком-Сервис" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, в пользование предоставляются для целей строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Ч.1 ст.23 ВК РФ установлено, что физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч.3 ст.11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Порядок действий уполномоченного органа при предоставлении государственной услуги по предоставлению водного объекта в пользование определен Правилами N 844, а также Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (утв.Приказом Минприроды России от 21.01.2013 N 20; далее - Регламент N 20).
Исходя из п.20 Правил N 844, предоставление права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляется при наличии положительных согласований условий водопользования для заявленной цели:
- с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;
- с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
- с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности на соответствие схемам территориального планирования, - в случае, если акватория водного объекта прилегает к землям населенных пунктов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Отдел в соответствии с представленными ООО "Телеком-Сервис" документами разработал условия использования водного объекта и направил их на согласование в адрес Средневолжского ТУ Росрыболовства (письмо от 28.07.2020 N КГ-12/2617), Самарского района водных путей и судоходства ФБУ "Администрация Волжского бассейна" (письмо от 28.07.2020 N КГ-12/2618), Министерства строительства Самарской области (письмо от 28.07.2020 N КГ-12/2615), а также, с учетом размещаемой на акватории водного объекта плавучей контракции (плавучий узел связи), в адрес ГУ МЧС России по Самарской области (письмо от 28.07.2020 N КГ-12/2616), Администрации г.о.Самара (письмо от 28.07.2020 N КГ-12/2619).
По результатам рассмотрения документов ООО "Телеком-Сервис" ФБУ "Администрация Волжского бассейна" (письмо от 31.07.2020 N 07-10/1177), Министерство строительства Самарской области (письмо от 12.08.2020 N 3/5201), ГУ МЧС России по Самарской области (письма от 28.08.2020 N 6756-1-32, от 15.10.2020 N 8015-1-32) сообщили Отделу об отказе в согласовании условий использования акватории водного объекта для заявленных ООО "Телеком-Сервис" целей.
Исходя из ст.9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, заказчик строительства обязан согласовать строительство сооружения на внутренних водных путях (проект производства работ по строительству) с ФБУ "Администрация Волжского бассейна".
В соответствии с информацией ФБУ "Администрация Волжского бассейна" (письмо от 31.07.2020 N 07-10/1177) проектные материалы на строительство линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи) с ФБУ "Администрация Волжского бассейна" согласованы не были, в связи с чем оно отказало в согласовании условий водопользования для заявленной ООО "Телеком-Сервис" цели.
По вопросу строительства плавучих объектов связи ГУ МЧС России по Самарской области направило запрос в Департамент информационных технологий и связи Самарской области. В письме от 24.09.2020 N 22/1134 Департамент информационных технологий и связи Самарской области сообщил, что в рамках реализации региональных составляющих национальной Федеральной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" отсутствуют мероприятия, предусматривающее строительство плавучих объектов связи и прокладку соответствующих каналов связи по дну рек Волга и Самара.
ГУ МЧС России по Самарской области также указало, что из представленных материалов следует, что на запрашиваемых участках акватории предусматривается плавание и нахождение маломерных судов (лодок технического обслуживания).
Однако в соответствии с п.2.11 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области (утв.Постановлением Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 N 1086) плавание и нахождение маломерных судом в акватории Самарского речного порта вдоль левого (городского) берега реки Волги от Студеного до ухвостья острова Рождественский запрещено.
15.10.2020 в дополнении к письму от 28.08.2020 N 6756-1-32 ГУ МЧС России по Самарской области направило в Отдел письмо N 8015-1-32 об отказе в согласовании предоставления водных объектов в пользование ООО "Телеком-Сервис".
Министерство строительства Самарской области в письме от 12.08.2020 указало, что поданные заявки по совокупности обладают признаками крупного инвестиционного проекта, требующего оформления не только использования водного объекта, но и земельных участков под объектами инфраструктуры на берегу, установления охранных зон. Учитывая отсутствие у Министерства сведений о реализации подобного инвестиционного проекта на территории региона, в согласовании заявок было отказано.
П.22 Правил N 844 установлено, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, в том числе в случаях, если документы, указанные в п.10, 11-14 Правил N 844, представлены с нарушением требований, установленных данными Правилами; получен отказ федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пп."г" п.20 данных Правил, в согласовании условий использования водного объекта.
Таким образом, в случае получения отказа уполномоченных органов в согласовании условий водопользования пределы дискреционных полномочий Отдела ограничены. Правилами N 844 императивно установлена обязанность Отдела в таком случае направить отказ в предоставлении водного объекта в пользование.
Поскольку в рассматриваемом случае Отдел получил отказы соответствующих органов в согласовании условий водопользования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в предоставлении водного объекта в пользование (исх. от 11.08.2020 N КГ-12/2796) является законным и обоснованным.
Кроме того, согласно п.9 Правил N 844 в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: а) сведения о заявителе; б) наименование и место расположения водного объекта; в) обоснование вида, цели и срока водопользования.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для целей строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов установлен п.10 и 12 Правил N 844, в частности:
- информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;
- сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
- материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним,
- сведения о технических параметрах указанных в этих подпунктах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства и реконструкции акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае в п.13 перечня документов, представленных ООО "Телеком-Сервис" в Отдел с заявлением, указан документ об утверждении проектно-сметной документации, в котором отражены технические параметры предполагаемых к размещению и строительству сооружения - Приказ от 03.06.2019 N 30 на 1 л.
К заявлению приложен приказ директора ООО "Телеком-Сервис" от 03.06.2019 N 30 "Об утверждении проектно-сметной документации", в котором содержится указание на утверждение проектно-сметной документации на объект строительства "Строительство линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи), связанного с изменением рельефа дня, для нужд по предоставлению услуг связи, резервированию каналов, а также для соединения узлов связи ООО "Телеком-Сервис", с присвоенным ему шифром 05/ПР-2019-ЛС.
Однако в нарушение требований Правил N 844 в указанном приказе отсутствуют сведения о технических параметрах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства и реконструкции акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности).
Представленные с заявлением и указанные в п.10 приложения материалы на 134 листах в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним, представляющая собой раздел 1 к проекту 05/ПР-2019-ЛС на строительство волоконно-оптических линий связи, атмосферных оптических линий связи, базовых станций wifi, плавучих узлов доступа, на основании изысканий и выданных технический условий ООО "Телеком-Сервис", как верно указал суд первой инстанции, не могут нивелировать недостаток содержания документа об утверждении проектно-сметной документации в части отсутствия в нем необходимых технических параметров предполагаемых к размещению и строительству сооружений в силу императивного требования к содержанию этого документа.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что цель использования водного объекта, обозначенная в заявлении ООО "Телеком-Сервис" о предоставлении водного или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, - "строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, резервированию каналов, а так же для соединения узлов связи ООО "Телеком-Сервис". Заявленный срок водопользования - 20 лет. Обоснование срока водопользования: "нормативный срок службы оптического кабеля".
В соответствии с ч.3 ст.11 ВК РФ, п.2 Правил N 844, п.18 Регламента N 20 водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование предоставляются в пользование для:
а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
б) сброса сточных вод;
в) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
г) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
д) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
е) разведки и добычи полезных ископаемых;
ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.47 ВК РФ;
з) подъема затонувших судов;
и) сплава древесины;
к) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
л) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
При указанных обстоятельствах, цели водопользования "строительство гидротехнических сооружений" и "строительство линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов" ВК РФ и Правилами N 844 выделяются в две отдельные цели водопользования, по каждой из которых Отделом в соответствии с Регламентом N 20 процедура предоставления права пользования водным объектом осуществляется отдельно с представлением двух комплектов документов.
Кроме того, ч.3 ст.11 ВК РФ, п.2 Правил N 844, п.18 Регламента N 20 не предусмотрена возможность предоставления водной акватории для "обслуживания линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи)".
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, согласно доводам ООО "Телеком-Сервис" срок пользования акваторией 20 лет определен "по нормативному сроку службы оптического кабеля" с учетом дальнейшей эксплуатации и проведения в будущем реконструкции оптического кабеля, то есть не обусловлен сроками, необходимыми для строительства линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи).
Между тем, ст.51.2 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей эксплуатации подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование, то есть для эксплуатации построенного линейного объекта в пользование оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование в порядке, предусмотренном Правилами N 844, не требуется.
В случае же необходимости проведения реконструкции линейного объекта - на период проведения работ по реконструкции эксплуатирующая организация в соответствии с действующим законодательством должна будет оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование на срок проведения этих работ.
Изложенное свидетельствует о том, что заявленная ООО "Телеком-Сервис" цель использования водного объекта не соответствует установленным требованиям.
Кроме того, в письме от 28.06.2019 N 115/6 ООО "Телеком-Сервис" сообщается что, оно провело предпроектные изыскания на территории строительства с целью оптимального определения прохождения трассы и размещения оборудования. Исходя из полученных данных принято решение о строительстве плавучих узлов связи с подведением к ним волоконно-оптического кабеля. Размещение узлов связи на воде связанно с тем, что при таком расположении имеется открытая видимость для резервирования волоконно-оптической линии связи атмосферной оптической линией связи, нет подземных коммуникаций, а так же такое размещение имеет меньшую стоимость аренды.
Проектируемые сооружения связи не подлежат обязательному прохождению экспертизы, так как в соответствии с ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" объекты не относятся к особо опасным, технически сложным сооружения связи, так как данные сооружения связи, не предусматривают такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров, а так же удовлетворяют требованиям ст.49 ГрК РФ п.2.пп.5, а именно: экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст.48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
При этом из представленных ООО "Телеком-Сервис" пояснительной записки и сведений о технических параметрах предполагаемых к размещению и строительству сооружений следует, что линейный объект и гидротехническое сооружение являются частью проекта, утвержденного приказом директора ООО "Телеком-Сервис" от 03.06.2019 N 30 "Об утверждении проектно-сметной документации", с присвоенным ему шифром 05/ПР-2019-ЛС.
Данный проект предусматривает, в частности, прокладку кабеля исходя из рельефа дна, с его укладкой по дну с помощью водолазов в предварительно подготовленную траншею и заведением в колодец, примыкающий к береговой полосе.
Кроме этого планируется строительство в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта "Здания узла доступа (узла связи)", который в плане имеет прямоугольную форму, размером 12,50-м х 4,33-м. Конструктивная схема представляет собой железобетонный каркас. Корпус сооружения построен путем заливки опалубки, изготовленной из блоков пенопласта, бетоном. Снаружи стены отделаны декоративными панелями для наружной отделки стен; наружные стены и внутренние перегородки 6=100 мм; степень огнестойкости - 11; функциональное назначение объекта капитального строительства - узел связи; здание отапливаемое, одноэтажное. Здание поделено на три помещения (электрощитовая, административно-бытовое, аппаратная), площадью 17,320 м, 14,289 м и 21,65 м соответственно; высота этажа 2,20 м.
Из материалов дела следует, что Отдел направлял запрос в ООО "Проектный институт "Средневолгогипроводхоз" с целью получения заключения о необходимости ООО "Телеком-Сервис" оформления или неоформления разрешения на строительство, а также прохождения экспертизы проектной документации и результатов проектных изысканий.
Из ответа ООО "Проектный институт "Средневолгогипроводхоз" следует, что линейные объекты ООО "Телеком-Сервис" должны иметь разработанную проектную документацию, инженерные изыскания, заключение экспертизы и разрешение на строительство для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании ст.11 ВК РФ.
Между тем приказ ООО "Телеком-Сервис" от 03.06.2019 N 30 "Об утверждении проектно-сметной документации" вынесен без получения положительного экспертного заключения проектной документации. За разрешением на строительство объекта общество не обращалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленные ООО "Телеком-Сервис" документы не соответствуют требованиям к содержанию проектной документации.
Суд первой инстанции также счел несостоятельным довод ООО "Телеком-Сервис" о том, что представленные графические материалы полностью удовлетворяют требованиям действующего законодательства, поскольку в графических материалах в качестве подложки используется карта, на которой отображается водный объект, а также земля, отмечены границы запрашиваемого участка водопользования под строительство ВОЛС, в заявление о предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование прописан водный объект, а также координаты участка землепользования, помимо этого, в пакете документов были представлены план-схема прохождения инженерных сетей, схема размещения средств объектов землепользования.
Ст.13 ВК РФ определяет, что договор водопользования должен содержать: сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч.1 ст.11 данного Кодекса, срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Как установлено судом первой инстанции, представленные обществом "Графические материалы с отображением водного объекта в пользование", графические схемы на стр.161, 162, 163 к "Пояснительной записке" не соответствуют заявленной цели водопользования, а также представленным материалам, обосновывающим заявленную цель водопользования.
В границах акватории водного объекта, запрашиваемой в пользование, на схеме на стр.162 Пояснительной записки отображаются: плавучий узел связи; участок подводного перехода волоконно-оптического кабеля; понтон для лодок технического обслуживания; ледорез; охранная зона кабеля - 100 м от оси.
В границах акватории водного объекта, запрашиваемой в пользование, на схеме на стр. 163 Пояснительной записки отображаются: плавучий узел связи; свая D-530; железобетонный саркофаг; намывной грунт; волоконно-оптический кабель связи; понтоный переход.
Вместе с тем, на схемах отсутствует отображение основных объектов строительства и работ в соответствии с заявленной ООО "Телеком Сервис" целью водопользования "строительство линейного объекта (подводной линии связи) и гидротехнического сооружения (плавучий узел связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, резервированию каналов, а также для соединения узлов связи ООО "Телеком Сервис". Кроме того, не указана информация, как будет проходить профиль трассы траншеи для укладки кабеля, а также отсутствует отображение колодца.
Исходя из заявленной цели водопользования, создание и строительство указанных объектов (создание траншеи для укладки кабеля и строительство колодца) наряду с установкой сваи D-530 являются основными видами работ при строительстве линейного объекта (подводной линии связи), которые связаны с изменением дна и берегов водного объекта, и в соответствии с которыми ООО "Телеком Сервис" запрашивается часть водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В пояснительной записке к графическим материалам отсутствует описание работ по установке сваи D-530, закреплению железобетонного саркофага, устройству траншеи для укладки кабеля, отсутствуют сведения по объемам грунта, подлежащего к выемке при проведении указанных работ, а также отсутствует графическое отображения траншеи для укладки кабеля в границах запрашиваемой акватории водного объекта.
Изложенное, как верно указал суд первой инстанции, свидетельствует о несоответствии графических материалов, приложенных к заявлению, требованиям пп."з" п.10 Правил N 844.
Кроме того, согласно пояснительной записке и графическим материалам устройство плавучего узла связи планируется на базе объекта, который является не гидротехническим сооружением, а плавучим объектом в соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.11, ст.16 ВК РФ использование акватории водного объекта для размещения плавучих объектов осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого по результатам аукциона.
Порядок заключения договора водопользования, перечень необходимых документов на предоставление права пользования водным объектом на основании договора, форма примерного договора водопользования регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Порядок заключения договора водопользования по результатам проведения аукциона определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого, приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".
Форма заявления о предоставлении части акватории водного объекта в пользование и перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, предусмотрены Приказом Минприроды России от 22.10.2018 N 533 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование", для рассмотрения и подготовки аукционной документации.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно счел обоснованным довод Отдела о том, что ООО "Телеком-Сервис" выбран неверный порядок оформления права пользования водным объектом для размещения в акватории водного объекта плавучих объектов сроком на 20 лет.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению общества приложен опционный договор. Между тем, в соответствии со ст.19 ВК РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ч.4 ст.11 ВК РФ, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другом лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Телеком-Сервис" в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. относятся на ООО "Телеком-Сервис".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Телеком-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 18.06.2021 N 949 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2021 года по делу N А55-31092/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Телеком-Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31092/2020
Истец: ООО "Телеком-Сервис"
Ответчик: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, Нижне-Волжское бассейное водное управление Федерального агенства водных ресурсов, Нижне-Волжское бассейное водное управление Федерального агенства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Самарской области, Министерство строительства самарской области, ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных водных объектов", ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных объектов"