г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А42-3136/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ю. В. Шпакович
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24181/2021) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.06.2021 по делу N А42-3136/2020 (судья Копылова Ю.В.), принятое
по заявлению ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области
3-е лицо: УФНС по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Сироткин А. Ф. (доверенность от 19.08.2021)
от ответчика: Рожаев В. А. (доверенность от 24.12.2020)
от 3-го лица: Рожаев В. А. (доверенность от 23.12.2020)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - заявитель, учреждение, налогоплательщик), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 07.11.2019 N 1283.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - третье лицо, управление).
Решением от 07.06.2021 суд прекратил производство по делу N А42-3136/2020 в части требования о признания недействительным решения инспекции от 07.11.2019 N 1283 от 07.11.2019 N 1283 в части доначисления земельного налога в сумме 191 074 руб., соответствующих пени и штрафов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16, 51:27:0020201:1 в полном объеме, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1 в части, превышающей налоговую ставку 0,3%, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявления и вынести по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение инспекции от 07.11.2019 N 1283 в отношении отказа в признании изъятыми из оборота земельных участков к кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1, 51:06:0030106:38, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, представитель управления поддержал позицию инспекции.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, представленной обществом в налоговый орган 21.12.2018.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что из 298 земельных участков, принадлежащих заявителю в 2017 году на праве постоянного (бессрочного) пользования, учреждением исчислен земельный налог в сумме 3 091 руб. в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030106:86.
Инспекцией сделан вывод о том, что шесть объектов, принадлежащих учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков не могут быть отнесены к участкам, изъятым из оборота, которые не признаются в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения, из которых два земельных участка относятся к землям, ограниченным в обороте и на них начисляется земельный налог по ставке 0,3%, а четыре земельных участка не относятся к землям обеспечения обороны и не являются ограниченными в обороте и на них начисляется земельный налог по ставке 1,5%.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 08.04.2019 N 54 и вынесено решение от 07.11.2019 N 1283 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11 861 руб. 90 коп. (с учетом смягчающих обстоятельств), заявителю доначислен земельный налог за 2017 год в сумме 237 238 руб. и пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 65 659 руб. 38 коп.
Решение инспекции от 07.11.2019 N 1283 обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган.
Решением управления от 30.01.2020 N 24 решение инспекции от 07.11.2019 N 1283 отменено в части взыскания налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме, превышающей 3 953 руб. 97 коп.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с законностью выступившего в силу решения инспекции, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
В период судебного разбирательства, учитывая приобщенные налогоплательщиком к материалам настоящего дела документы, свидетельствующие об изъятии из оборота земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16 и 51:27:0020201:1, об ограничении в обороте земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1, руководитель управления вынес решение от 20.04.2021 N 120 об отмене решения инспекции от 07.11.2019 N 1283 в части доначисления земельного налога по земельным участкам, изъятым из оборота, в сумме 191 074 руб., а также земельным участкам с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2 и 51:27:0030403:1 в части, превышающей налоговую ставку 0,3%, соответствующих пеней и штрафа.
Апелляционная инстанция считает, что отказывая обществу в удовлетворении требования признании недействительным решения инспекции от 07.11.2019 N 1283 в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1, 51:06:0030106:38, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
По своей правовой природе возможность отдельной категории налогоплательщиков (обладающих земельными участками, не признаваемыми объектом налогообложения) в регламентированных законом случаях не уплачивать земельный налог является налоговой льготой (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
В силу положений статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию правомерности использования налоговой льготы возлагается на налогоплательщика.
Следовательно, учреждение, заявляя отсутствие у него обязанности по исчислению земельного налога с принадлежащих ему земельных участков по тому основанию, что такие участки являются изъятыми из оборота, должно доказать указанные обстоятельства и, тем самым, подтвердить обоснованность применения рассматриваемой налоговой преференции.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5, от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009-С10, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
При таких обстоятельствах, в случае, если установленный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает использование такого участка исключительно в целях обороны и безопасности (не свидетельствует о размещении на таком участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ), то об ограниченности в обороте (изъятии из оборота) земельного участка может свидетельствовать его фактическое использование в указанных целях (нахождение на нем вышеуказанных объектов).
Из сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно вида разрешенного использования спорных земельных участков, а также исходя из данных публичной кадастровой карты Мурманской области, не следует, что спорные участки предназначены исключительно для обеспечения обороны и безопасности, равно как и то, что на них расположены объекты, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота.
Таким образом, для подтверждения обоснованности применения спорной налоговой льготы учреждению необходимо подтвердить факт непосредственного размещения в 2017 году на принадлежащих ему земельных участках объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030301:3 (дата регистрации владения 14.05.2014, вид разрешенного использования - под общественную застройку, адрес: Мурманская область, г. Заозерск, ул. Генерала Чумаченко).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2011 N 51-АВ 233708, земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под общественную застройку, площадью 1620 кв.м., расположен по адресу: Мурманская область, г.Заозерск, ул.Генерала Чумаченко, на земельном участке расположен склад, находится в собственности Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ от 25.10.2001).
Данный земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2011 N 2441 "О предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны", о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
Согласно представленным заявителем документам, на указанном участке расположено здание склада (инв. N 86, кадастровый N Ф/2872А, лит.А). Указанное здание находится под охраной войсковой части 77360-Г.
По мнению подателя жалобы, приказы начальника местного гарнизона о закреплении объектов недвижимого имущества (в том числе спорного участка) в пользование/под охрану войсковой части 77360-Г подтверждают непосредственное использование соответствующего участка в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем, сама по себе передача земельного участка (находящегося на нем объекта) в пользование войсковой части не может служить самостоятельным основанием для отнесения такого участка к изъятым из оборота.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.08.2019 N 306-ЭС19-12663 по делу N А57-575/2018, присутствие на территории земельного участка военной техники, а также закрепление такого участка и располагающихся на нем объектов за военными частями, не свидетельствует о том, что данный земельный участок занят находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, т.е. не свидетельствует о том, что такой земельный участок является изъятым из оборота.
Довод учреждения об использовании здания, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 51:27:0030301:3, в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, опровергается представленным налогоплательщиком письмом командира войсковой части 77360-Г от 04.08.2020 N 2069, в котором указано, что в период с 2017 по 2018 год спорный земельный участок (расположенное на нем здание склада) в интересах войсковой части не использовался; склад по своему техническому состоянию подлежит списанию.
Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030403:2, адрес (местоположение): г.Заозерск, ул.Матроса Рябинина, д.24.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 24.09.2009 N 51-АВ 133638, земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: Сервис (156 СТО), площадью 4470 кв.м, расположен по адресу: Мурманская область, г. Заозерск, в северо-западной части кадастрового квартала, находился в постоянном (бессрочном) пользовании ГУ "Войсковая часть 15010".
Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2011 N 2441 "О предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны", о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
По данному земельному участку заявителем в материалы дела представлены:
- акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка N 1, согласно которому земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями и сооружениями передан под охрану войсковой части 77360-Г;
- письмо командира войсковой части 77360-Г от 21.01.2021 N 90, в котором указано, что в 2017 году данный земельный участок, а также расположенные на нем здание бывшей котельной под склад, гаражи использовались в интересах отделения автомобильной техники войсковой части 77360-Г для проведения ремонтов автомобильной техники, хранения военно-технического имущества.
Согласно представленным заявителем документам, на указанном участке расположено здание бывшей котельной под склад (инв. N 6) и здание гаража на 6 боксов (инв. N 482). Указанные здания находятся в пользовании войсковой части 77360-Г на основании приказа начальника Заозерского местного гарнизона N 94 от 23.06.2016 "О закреплении объектов недвижимого имущества за воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации".
Командиром войсковой части 77360-Г в ответ на соответствующий запрос учреждения не подтверждено размещение в рассматриваемый период в находящихся на спорном земельном участке объектах для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Иных документов, которые бы свидетельствовали об изъятии из оборота земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030403:2, налогоплательщиком не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030403:1, адрес (местоположение): г. Заозерск, ул. Генерала Чумаченко.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2011 N 51-АВ 233706, земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: общественное питание (хлебопекарня), площадью 8433 кв.м, расположен по адресу: Мурманская область, г. Заозерск, находится в собственности Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001.
Данный земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2011 N 2441 "О предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны", о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
По данному земельному участку налогоплательщиком в материалы дела представлены:
* приказ начальника Заозерского местного гарнизона от 23.06.2016 N 94, из которого следует, что помещения в находящемся на земельном участке Комплексном здании хлебопекарни инв. N 284 (правое крыло здания) закреплены за войсковой частью 90430;
* письмо врио командира войсковой части 90430 от 07.11.2020 N 2563, в котором названное должностное лицо подтвердило факт закрепления за войсковой частью находящегося на земельном участке Комплексного здания хлебопекарни (инв. N 284) на основании приказа начальника Заозерского местного гарнизона от 23.06.2016 N 94;
* письмо командира войсковой части 90430 от 02.04.2021 N 708, в котором подтверждено использование в 2017 году гаражных боксов в Комплексном здании хлебопекарни (инв. N 284) в целях проведения осмотра, обслуживания, ремонта и временной стоянки автотранспорта войсковой части, а также хранения запасных частей, комплектов шин и комплектующих для автотранспорта войсковой части.
Согласно представленным заявителем документам, на указанном участке расположено здание. Указанное здание находится в пользовании войсковой части 90460 на основании приказа начальника Заозерского местного гарнизона N 94 от 23.06.2016 "О закреплении объектов недвижимого имущества за воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации".
Командиром войсковой части 90430 в ответ на соответствующий запрос учреждения не подтверждено размещение в рассматриваемый период в находящемся на спорном земельном участке Комплексном здании хлебопекарни для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Других документов, которые свидетельствовали бы об изъятии из оборота земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030403:1, налогоплательщиком не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030106:38, адрес (местоположение): г.Североморск, ул.Советская; назначение объекта - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для строительства гаражных боксов.
Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 21.08.2017 N 2312 "О предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны", о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
Согласно представленным заявителем документам, на указанном участке расположено здание "Гараж Кольского учебно-технического центра", которое на основании акта приема-передачи зданий, сооружений на территории военного городка N 1 передано в пользование войсковой части 14258-2.
По данному земельному участку заявителем в материалы дела представлены:
- акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка N 1;
- в письмо от 14.01.2021 N 13 командира войсковой части 14258-2.
Согласно представленным заявителем документам, на указанном участке расположено здание "Гараж Кольского учебно-технического центра", которое на основании акта приема-передачи зданий, сооружений на территории военного городка N 1 передано в пользование войсковой части 14258-2.
Из акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка N 1, на который ссылается налогоплательщик, не следует, что в объекте, находящемся на спорном земельном участке, размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
При этом командиром войсковой части 14258-2 в ответ на соответствующий запрос Учреждения также не подтверждено размещение в рассматриваемый период в находящемся на спорном земельном участке объекте для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Иных документов, которые свидетельствовали бы о наличии на спорном земельном участке объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, заявителем представлено не было.
Доводы учреждения о том, что изъятие из оборота спорных земельных участков предопределяется использованием (возможностью использования) их в деятельности, направленной на решение задач, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации (в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации) противоречит системному смыслу подпункта 2 пункта 4 и подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
Так, в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, не все земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом.
Из указанной категории земельных участков не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В нарушение статьи 65 АПК РФ налогоплательщиком в материалы дела не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о нахождении в пределах рассматриваемых земельных участков объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота.
Ссылка учреждения на письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-04-02/37381 несостоятельна, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что на спорных земельных участках в 2017 году располагались войсковые части Министерства обороны Российской Федерации.
Обстоятельство передачи земельного участка в пользование (под охрану) войсковой части само по себе не означает размещение такой войсковой части в пределах названного участка.
Следовательно, при отсутствии доказательств, свидетельствующих об изъятии из оборота спорных земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1 и 51:06:0030106:38, является правильным вывод суда о правомерном доначислении инспекцией учреждению земельного налога по ставке 0,3%, предусмотренной для земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в действиях учреждения имеются обстоятельства, исключающие его вину в совершении налогового правонарушения, поскольку исчисление налогоплательщиком земельного налога в налоговой декларации за 2017 год лишь в отношении одного земельного участка обусловлено тем, что из всех принадлежащих учреждению участков лишь данный участок был включен в утвержденный Департаментом имущественных отношений Минобороны России Сводный реестр для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений на 2017 год.
Указанный довод отклонен апелляционным судом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Минобороны России не является органом государственной власти, уполномоченным давать официальные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и применении налогового законодательства.
Доказательств того, что налогоплательщик обращался в Минфин России, ФНС России, иной уполномоченный орган по вопросу исчисления земельного налога со спорных участков, заявителем не представлено.
Ссылка налогоплательщика на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2018 N Д23и-3996 не может быть принята во внимание, поскольку указанный документ принят в ответ на запрос ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России по вопросу правомерности отнесения предоставленных ему земельных участков к участкам, изъятым из оборота, то есть изложенные в обозначенном письме разъяснения даны иному налогоплательщику и не касаются спорных земельных участков.
В соответствии с письмом Минфина России от 07.02.2014 N 16-03-15/4877 "О реестрах для расчета земельного налога" Сводные реестры для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений представляются в Министерство финансов России.
Указанные сводные реестры необходимы для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в целях выделения средств бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 46 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
То есть, Министерство обороны России формирует и предоставляет в Министерство финансов России Сводный реестр для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений на 2017 год в целях выделения средств бюджетных ассигнований на уплату земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации.
Однако не включение Министерства обороны России в Сводный реестр земельных участков, фактически признающихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не может служить основанием для не исчисления земельного налога.
Учреждение, ссылаясь на сводный реестр, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представило его ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни при обжаловании решения в вышестоящем налоговом органе, ни в рамках судебного разбирательства по настоящему делу.
При этом совершение налогоплательщиком правонарушения в силу стечения обстоятельств учтено налоговым органом при вынесении оспариваемого решения в качестве одного из смягчающих ответственность обстоятельств.
В апелляционной жалобе учреждение указывает, что при вынесении оспариваемого решения инспекция в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ не руководствовалась разъяснениями, изложенными в письме Минэкономразвития России от 23.07.2018 N Д23и-3996 (письмом Министерства финансов России от 07.03.2019 N 03-05-04-02/14999).
Указанный довод несостоятелен, поскольку оспариваемое решение инспекции не противоречит разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 23.07.2018 N Д23и-3996.
Тот факт, что Минэкономразвития России делает вывод о наличии у Министерства обороны России компетенции по отнесению участков к ограниченным из оборота, не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога с земельных участков при наличии на то оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Как уже указывалось ранее, составленный Минобороны России Сводный реестр для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений на 2017 год используются при рассмотрении в Минфине России вопроса по выделению бюджетных ассигнований на уплату земельного налога, но никак не служит официальным разъяснением порядка исчисления и уплаты земельного налога.
При этом налоговым органом при вынесении оспариваемого решения учтена позиция Минэкономразвития, изложенная в письме от 26.10.2017 N БС-4-21/21732@, согласно которой решение вопроса об условиях признания (непризнания) земельного участка ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации или изъятым из оборота может относиться как к компетенции Минэкономразвития Российской Федерации, так и к компетенции Министерства финансов России.
В свою очередь, Министерство финансов России неоднократно обращало внимание на то, что для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (письма от 15.05.2019 N 03-05-04-02/34855, от 21.06.2017 N 03-05-04-02/39408).
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения в обжалуемой части судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.06.2021 по делу N А42-3136/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3136/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ