г. Санкт-Петербург |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А26-2732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Галенкина К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Сокуренко К.Г., на основании доверенности от 20.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-23630/2021) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного Суда Республики Карелия от 16.06.2021 по делу N А26-2732/2021, принятое по иску:
истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова (Центр р-н), 2/24, ОГРН: 1071001000828, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2007, ИНН: 1001016090)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (адрес: Россия, 196128, Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская Застава вн.тер.г., ул. Варшавская, д. 3, к. 2, литера Б, ОГРН: 1027804862755, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: 7805018099)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ДАЛЕЕ - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее - Общество) о взыскании 53 096 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.09.2019 N 65.
Определением от 08.04.2021 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства на основании статей 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением, принятым 03.06.2021 в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
16.06.2021 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать, считая решение незаконным; ссылается на то, что уведомление об изменении размера арендной платы в период действия договора в адрес Общества не поступало; полагает, что проведенная в 2020 году проверка не является основанием для удовлетворения иска.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством и Обществом 20.09.2019 заключен договор N 65 (далее - договор) аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - капитального ремонта газопровода "Волхов-Петрозаводск" с 269,8 км по 282,5 км.
Местоположение лесного участка, переданного в аренду: Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, Лососинское участковое лесничество (Лососинское по лесоустройству), в границах лесных кварталов 20, 21, 30, 31, 40. Площадь лесного участка составляет 12,4586 га.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) с учетом коэффициента к ставкам платы, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007. Расчет арендной платы приводится в приложении N 3 к договору.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан вносить арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 4 к договору.
После проведения Федеральным агентством лесного хозяйства проверки Министерство посчитало, что при расчете арендной платы были неправильно применены коэффициенты, а именно: для участка, занятого ЛЭП, газопроводом к ставкам платы применен понижающий коэффициент 0,5, установленный пунктом 8 примечаний к таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно приложению 2 к договору "Характеристики лесного участка на 01.01.2019" на площади 12,4586 га арендуемый лесной участок занят лесными насаждениями, болотами, ЛЭП и газопроводом.
В связи с данным обстоятельством письмом от 05.02.2021 N 329 Министерство уведомило Общество о перерасчете арендной платы, согласно которому ответчику необходимо доплатить арендную плату за 2019 год в сумме 53 096 руб. по договору аренды лесного участка N 65 от 20.09.2019.
Письмом от 04.03.2021 N 33-4/3945 Общество уведомило о несогласии с перерасчетом арендной платы и отказалось в добровольном порядке уплатить задолженность в указанном размере, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов, данный принцип закреплен в статье 1 ЛК РФ. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено этим Кодексом.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Размер арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и рассчитывается согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленным Постановлением N 310.
Таким образом, плата по договору аренды устанавливается или регулируется уполномоченным на то органом.
Пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" предусмотрено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований требовать уплаты доначисленной арендной платы.
Довод истца о неправомерном применении понижающего коэффициента 0,5, установленного пунктом 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310, к землям, занятым ЛЭП, газопроводом, обоснованно отклонен судом.
В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов, предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Коэффициент 0,5 предусмотренный в абзаце 4 пункта 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов", применяется к лесным участкам, занятыми просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями. Данный перечень лесных участков является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно приложению 2 к договору "Характеристики лесного участка на 01.01.2019" на площади 12,4586 га арендуемый лесной участок занят лесными насаждениями, болотами, ЛЭП и газопроводом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ суд пришел к правомерному выводу о том, что доначисление Министерством арендной платы в отношении выделов, занятых ЛЭП и газопроводом, без учета понижающего коэффициента 0,5 произведено в соответствии с Правилами N 310.
Доводы апелляционной жалобы повторяют аргументы Общества, положенные в основу обоснования отзыва на иск. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ) либо обстоятельств, препятствовавших рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства (части 4, 5 статьи 227 АПК РФ).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2021 (решение в виде резолютивной части изготовлено 03.06.2021) по делу N А26-2732/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" из федерального бюджета 43 192 руб. 97 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2732/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Прионежское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"