г. Пермь |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А50-10519/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
От 25 июня 2021 года (мотивированное решение от 06 июля 2021 года).
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-10519/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644 ИНН 5904176536)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054 ИНН 5902292939)
о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2021 N 8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2021 N 8, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция, административный орган), о назначении заявителю административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 июня 2021 года (мотивированное решение от 06 июля 2021 года), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество настаивает на доводах об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ; указывает, что несоответствие температуры воздуха в квартире N 16 нормативным параметрам вызвано ненадлежащим выполнением своих обязанностей со стороны управляющей компании, что свидетельствует об отсутствии вины ООО "ПСК". Судом необоснованно отклонены доводы ООО "ПСК" об отсутствии в акте инспекции информации о наличии либо отсутствии утепления квартиры N1, несогласованной перепланировки с переустройством системы отопления, в том числе демонтажа радиаторов, техническом состоянии внутридомовых инженерных систем отопления. Суд при рассмотрении дела необоснованно принял во внимание акты обследования, согласно которым измерение температуры теплоносителя в трубопроводе осуществлялось на границе эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения домов по адресам: А. Свиязева, 48, Геологов, 11/1 - на вводе в дом. Сопоставление температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в дом с нормативами, установленными графиком регулирования температуры сетевой воды ТЭЦ-9, недопустимо. Заявитель также указывает, что угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан отсутствовала, в связи с чем просит применить статью 2.9 КоАП РФ.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено с удом и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.01.2021 N 8 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка, при проведении которой 12.01.2021 обнаружено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальной услугой в двух домах:
1. В многоквартирном доме N 48 по улице Архитектора Свиязева города Перми в жилом помещении квартиры N 1 (наибольшей по площади комнате) температура воздуха составляет +15°С (при норме не ниже +20°С), а в угловой комнате этой же квартиры - +14,5°С (при норме не ниже +22°С для угловых комнат). Замер произведен измерителем комбинированным Testo 405 (заводской номер 41545316). При этом на вводе в дом температура теплоносителя составляет +73,7°С, между тем согласно температурному графику после ЦТП (независимая схема) на отопительный сезон 2020-2021 годов при температуре наружного воздуха -21°С (на 12.01.2021) температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +77°С. Показания сняты с общедомового прибора учета тепловой энергии ТСРВ-034 (заводской номер 1101760).
2. В многоквартирном доме N 11/1 по улице Геологов города Перми в жилом помещении квартиры N 16 (наибольшей по площади комнате) температура воздуха составляет +19,6°С, а в угловой комнате этой же квартиры +19,6°С. Замер произведен измерителем комбинированным Testo 405 (заводской номер 41545316). На вводе в дом температура теплоносителя составляет +105°С, в то время как согласно температурному графику ТЭЦ-9 на отопительный сезон 2020-2021 годов при температуре наружного воздуха -21°С (на 12.01.2021) температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +120°С). Показания сняты с общедомового прибора учета тепловой энергии ТСРВ-034 (заводской номер 1101812).
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 12.01.2021 и послужили основанием для составления 05.03.2021 в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола инспекцией вынесено постановление от 31.03.2021 N 8 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей (5000 рублей за каждое правонарушение).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменном отзыве на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункта 15 статьи 161 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C); снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять +22 - +24 °C.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной температуры (не ниже допустимой) температур воздуха в отапливаемых помещениях.
При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2-3 °C (пункт 5.2.3 Правил N 170).
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов проверки и не оспаривается обществом, температура теплоносителя на вводе в многоквартирные дома (N 48 по улице Архитектора Свиязева и N 11/1 по улице Геологов) не соответствовала температурному графику, то есть при имевшейся на 12.01.2021 температуре воздуха -21°С заведомо не обеспечивала нормативный уровень температуры воздуха в жилых помещениях (квартирах).
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является доказанным.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно отмечено судом, являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Наличие иных причин низкой температуры в рассматриваемых жилых помещениях само по себе не освобождает ресурсоснабжающую организацию от поставки коммунального ресурса надлежащего качества и, таким образом, от ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в действующем законодательстве императивных требований к температурным параметрам теплоносителя вследствие чего данное обстоятельство не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, обоснованно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Требования к качеству предоставляемых услуг по теплообеспечению, предусмотренные в приложении N 11 к Правилам N 170 являются действующими и подлежащими применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из ЦТП. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
Приведенный обществом в обоснование требований довод о том, что им соблюден температурный график на выходе из центрального теплового пункта (далее - ЦТП) судом не принимается во внимание, поскольку в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется теплоресурс, то есть в данном случае в зоне балансовой ответственности заявителя. Административным органом зафиксировано нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на вводе в жилой дом, поэтому нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации - ООО "ПСК", как организации, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг по отоплению и допустившей нарушения в своей зоне ответственности.
Оснований для переоценки указанных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Привлечение заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ произведено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, влекущего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на права граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, судом закономерно отмечено, что с учетом неоднократного привлечения общества к административной ответственности, неотнесением его к субъектам малого и среднего предпринимательства, обществу в силу положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июня 2021 года (мотивированное решение от 06 июля 2021 года) по делу N А50-10519/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10519/2021
Истец: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИГЖН Пермского края, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ