г.Москва |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А40-233515/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2021 по делу N А40-233515/20
по иску ООО "Респект Комфорт" (ОГРН 1089847332520, ИНН 7802444959)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о взыскании.
При участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Де ля Куэста М.Э. по доверенности от 10.12.2020 N 33-Д-1251/20.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 18.06.2021 присуждено к взысканию с ответчика в пользу истца 2.963.307,79 рублей долга, 37.817,00 рублей компенсации расходов по уплате госпошлины.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителя ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Респект Комфорт" (до 06.07.2018 года ООО "Респект Сервис") на основании протокола N 1 от 11.03.2019 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и Распоряжения МЖИ N 4781-РЛ от 29.04.2020 года, с 01.05.2019 года осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) по адресу: г. Москва, ул. Генерала Глаголева, д. 19, а также на основании ч.1 ст. 161 ЖК РФ обеспечивает содержание общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в данном многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-176727/2016 от 25.12.2017 г., вступившим в законную силу 23.03.2018 года, утверждена редакция Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 27.05.2002 г. N ДМЖ.02.СЗАО.00339 (реестровый N13-000009-5801-0001-00000-02).
На основании утвержденного судом Акта, Правительству г.Москвы в лице Департамента городского имущества г.Москвы переданы помещения, находящиеся в МКД по адресу: г.Москва, ул.Генерала Глаголева, д. 19, а именно:
этаж "1": помещение I (комнаты 1-26) общей площадью 661,0 кв.м., помещение XIV (комнаты 1-21) общей площадью 353,8 кв.м, помещение XIX (комнаты 1-2);
общей площадью 19,4 кв.м, помещение XXIX (комнаты 1-2) общей площадью 39 кв.м;
этаж "а 1": помещение I (комнаты 1-20) общей площадью 202,8 кв.м;
- этаж "н 4": помещение I (комнаты 1-3) общей площадью 64,6 кв.м (неотъемлемая часть помещения XIV, этаж 1);
- машиноместа (подвал, помещение I) N N с 86 по 90, с 86а по 90а, с 129 по 154, с 129а по 154а включительно, общей площадью 479,0 кв.м.
За период с 01 мая 2019 по 31 августа 2020 года (включительно) ответчик не оплачивает жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, в связи с чем перед ООО "Респект Комфорт" образовалась задолженность на общую сумму 2 963 307,79 руб.
Согласно п.6 ч.2 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию
помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, утвержденный Решением АС г.Москвы по делу N А40-176727/2016 от 25.12.2017 г. фактически является актом передачи застройщиком Правительству г.Москвы помещений, находящихся в МКД по адресу: г.Москва, ул.Генерала Глаголева, д. 19. Таким образом, у Правительства г.Москвы в лице ДГИ г.Москвы с 23.03.2020 года возникла обязанность по оплате жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по помещениям, находящимся в МКД по адресу: г.Москва, ул.Генерала Глаголева, д. 19, а по правоотношениям с Истцом с 01.05.2019 года, даты включения указанного МКД в перечень домов, находящихся в управлении Истца.
Согласно ч.4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления МКД, а также Договор на техническое обслуживание и содержание подземного паркинга, расположенного на минус первом этаже МКД и условия этих договоров утверждены общим собранием собственников помещений МКД протоколом N 1 от 11.03.2019 года.
В соответствии со ст.1, 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные ему отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы (департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции).
На основании п.1 ст.125 ГК РФ, деф.1 п.1 раздела 1 "Общие положения" Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности, в том числе:
- функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п.4.2.2 раздела II "Полномочия Департамента" Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилищные услуги, в котором находится его нежилое помещение. Обязанность по внесению платы возникает у собственника нежилого помещения с момента возникновения права собственности на нежилое помещение.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме -в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ и п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст.249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилищные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Суд первой инстанции достоверно установил, что ответчик не вносил платежи по оплате ЖКУ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в связи, с чем образовалась задолженность по оплате жилищных услуг в размере 2 963 307,79 руб.
Вместе с тем, истцом произведен перерасчет исковых требований с учетом представленных ответчиком возражений и представленных актов приемки-передачи энергоресурсов в спорный период времени.
Также в материалы дела истцом представлен протокол N 1 общего собрания собственников помещений в МКД от 11.03.2019 г. из раздела 6 которого видно, что собственниками утверждены существенные условия договора управления многоквартирным домом, в том числе машиноместами в предлагаемой редакции.
Как следует из приложения N 2 к договору управления, установлена фиксированная сумма в размере 227,56 руб. за управление, содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт на 1 кв.м. в месяц. Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", ДГИ является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы.
Следует отметить, что в соответствии с пунктами 4.2, 4.2.46 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, Департамент является представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В связи с чем, в силу положений п.1 ст.125 ГК РФ Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени субъекта Российской Федерации выступать представителем в суде может орган государственной власти в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п.3 ст.158 ГК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Данный спор не относится к спорам таких категорий, однако, по аналогии закона в судебной практике сложилось, что именно главный распорядитель бюджетных средств представляет в суде в качестве ответчика Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Применительно к положениям ст.125 ГК РФ, ст.158 БК РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ" интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, являющийся главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции.
С учетом положений ст.ст.125, 126 ГК РФ, ст.158 БК РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Департамент как орган власти представляет в данном споре не интересы собственно Департамента, а интересы собственника имущества - Города Москвы, как его полномочный представитель, и участвует в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города, в связи с чем является надлежащим ответчиком.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2021 по делу N А40-233515/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233515/2020
Истец: ООО "РЕСПЕКТ КОМФОРТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ