г. Хабаровск |
|
08 сентября 2021 г. |
А37-2298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области
на решение от 18.06.2021
по делу N А37-2298/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску муниципального унитарного предприятия "Сеймчантеплосеть" (ОГРН 1084912000271, Магаданская область, пгт. Сеймчан)
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, г. Магадан)
о взыскании 16 007 110,04 руб.,
третьи лица: Министерство финансов Магаданской области, Департамент цен и тарифов Магаданской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Сеймчантеплосеть" (МУП "Сеймчантеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области) о взыскании убытков в связи с оказанием услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и локального отопления (поставка угля) населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Магаданской области по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области за 2018 год, в размере 16 007 110,04 руб.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 02.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Магаданской области, Департамент цен и тарифов Магаданской области.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.06.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что истцом размер убытков, заявленных к взысканию, не подтвержден сведениями о количестве коммунального ресурса, принятого потребителем, или же о количестве отпущенного потребителю коммунального ресурса, с учетом фактических потерь тепла при транспорте носителя.
Также ссылается на необходимость уменьшения размера убытков в соответствии с потерями на сетях.
От истца и Министерства финансов Магаданской области отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Департамент цен и тарифов Магаданской области представил письменное мнение относительно апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Сеймчантеплосеть" в 2018 году осуществляло теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, локальное отопление (поставка угля) населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории посёлков Сеймчан и Верхний Сеймчан Магаданской области.
Для потребителей МУП "Сеймчантеплосеть" приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области на 2018 год установлены следующие экономические обоснованные и льготные тарифы:
1) теплоснабжение (отопление):
- приказом от 16.12.2015 N 58-1/э (в редакции приказа от 15.12.2017 N 25-2/Э) "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП "Сеймчантеплосеть", на 2016-2018 годы" установлен экономически обоснованный одноставочный тариф за 1 Гкал:
а) для населения поселка Сеймчан на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 4 606,10 руб. (в том числе НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 (с учетом НДС) 5 146,69 руб. (в том числе НДС 18%);
б) для населения поселка Верхний Сеймчан на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 4 953,40 руб. (в том числе НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 (с учетом НДС) 5 341,60 руб. (в том числе НДС 18%);
- приказом от 29.12.2017 N 45-7/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую МУП "Сеймчантеплосеть" населению, на 2018 год" установлен льготный тариф за 1 Гкал:
а) для населения поселка Сеймчан на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 2 097 руб. (в том числе НДС 18%);
б) для населения поселка Верхний Сеймчан на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 1 596 руб. (в том числе НДС 18%);
2) горячее водоснабжение:
- приказом от 16.12.2015 N 58-2/э (в редакции приказа от 20.12.2017 N 32-1/э) "Об установлении тарифов на теплоноситель для потребителей МУП "Сеймчантеплосеть" на 2016-2018 годы" для населения поселка Сеймчан установлен экономически обоснованный тариф за 1 куб.м на теплоноситель на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 13,11 руб. (без НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 15,71 руб. (без НДС 18%);
- приказом от 16.12.2015 N 58-3/э (в редакции приказа от 20.12.2017 N 32-2/э) "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей МУП "Сеймчантеплосеть" на 2016-2018 годы" для населения поселка Сеймчан установлен экономически обоснованный одноставочный тариф за 1 Гкал на компонент на тепловую энергию на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 4 606,10 руб. (в том числе НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 5 146,69 руб. (в том числе НДС 18%);
- приказом от 29.12.2017 N 45-23/э "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения, реализуемую МУП "Сеймчантеплосеть" населению, на 2018 год" установлены льготные тарифы для населения поселка Сеймчан на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на компонент на теплоноситель за 1 куб.м в размере 15,47 руб., на компонент на тепловую энергию за 1 Гкал в размере 2 097 руб. (в том числе НДС 18%);
3) холодное водоснабжение:
- приказом от 16.12.2015 N 2-ЖКК/80 (в редакции приказа от 20.12.2017 N 2-ЖКК/87) "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение для потребителей МУП "Сеймчантеплосеть" на 2016-2018 годы, утверждении производственных программ МУП "Сеймчантеплосеть" в сфере холодного водоснабжения, в сфере водоотведения" для населения поселка Верхний Сеймчан установлен экономически обоснованный тариф за 1 куб.м на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 40,86 руб. (без НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 48,18 руб. (без НДС 18%);
- приказом от 29.12.2017 N 2-ЖКК/111 "Об установлении льготных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей магаданской области на 2018 год" для населения поселка Верхний Сеймчан установлены льготные тарифы на техническую воду за 1 куб. м. на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 35,31 руб., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 37 руб. (в том числе НДС 18%);
4) водоотведение:
- приказом от 16.12.2015 N 2-ЖКК/80 (в редакции приказа от 20.12.2017 N 2-ЖКК/87) "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение для потребителей МУП "Сеймчантеплосеть" на 2016-2018 годы, утверждении производственных программ МУП "Сеймчантеплосеть" в сфере холодного водоснабжения, в сфере водоотведения" для населения поселка Сеймчан установлен экономически обоснованный тариф за 1 куб.м на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 85,25 руб. (без НДС 18%); на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 101,64 руб. (без НДС 18%);
- приказом от 29.12.2017 N 2-ЖКК/111 "Об установлении льготных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей магаданской области на 2018 год" для населения поселка Сеймчан установлены льготные тарифы на водоотведение за 1 куб.м на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 83,48 руб., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 87,28 руб. (в том числе НДС 18%);
5) локальное отопление (уголь):
- приказом от 26.12.2017 N 2-ЖКК/105 "Об установлении розничной цены на топливо твердое (уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в поселке Сеймчан (муниципальное образование "Среднеканский городской округ") на 2018 год" установлены:
а) экономически обоснованный тариф на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 4 866 руб. (без НДС), на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 4 950,44 руб. (без НДС),
б) льготный тариф на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 2 831,30 руб. (без НДС), на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 2 992,68 руб. (без НДС).
В 2018 году истец, поставляя коммунальные ресурсы и оказывая услуги потребителям, взимал плату по указанным льготным тарифам.
МУП "Сеймчантеплосеть" (получатель) и Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (главный распорядитель) заключено Соглашение от 21.02.2018 N 17/Н (в редакции дополнительного соглашения от 23.05.2018) о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой в 2018 году из областного бюджета в соответствии с соглашением, составляет 159 493 570 руб. без учета НДС.
Перечисленный Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области размер субсидии в сумме 78 948 325,74 руб. в полной мере не компенсировал МУП "Сеймчантеплосеть" выпадающие в результате теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, локального отопления (поставка угля) потребителям по льготным тарифам доходы.
Претензией от 14.11.2019 N 1070 истец уведомил ответчика о необходимости уплаты недополученной суммы субсидии
Письмом от 15.11.2019 N 7134/025-23 ответчик отказал истцу в удовлетворении претензии.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П по делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", а также разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (постановление Пленума ВАС РФ N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Тарифы на 2018 год установлены соответствующими приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области.
На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в соответствии с Законом Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (Закон N 1474-ОЗ).
Согласно абзацу первому статьи 1 Закона N 1474-ОЗ льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Статьей 3 Закона N 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Статьей 29 Закона Магаданской области от 06.12.2017 N 2238-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" установлено, что в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг в случаях, предусмотренных, в частности, государственными программами Магаданской области (подпункт 1 пункта 1).
Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается постановлениями Правительства Магаданской области (пункт 2).
Бюджетные обязательства Магаданской области по финансированию в 2019 году мероприятий данной программы закреплены в Законе Магаданской области от 06.12.2017 N 2238-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
Заключение публично-правовым образованием в лице уполномоченного органа соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение субсидии, и принятие уполномоченным органом без замечаний ежемесячных заявок и расчетов этого лица о предоставлении субсидии в конкретном размере порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения соглашения, заключенного с получателем субсидии, влекущий невозмещение этому лицу недополученных доходов, рассматриваемых с точки зрения гражданского законодательства как убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ), приводит к нарушению баланса интересов участников рассматриваемых отношений, вследствие чего не может быть признан допустимым.
В соответствии с положениями статей 64, 65 и 71 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Судом установлено, что остаток субсидии, адекватный недополученным доходам истца, которые не были возмещены истцу средствами бюджетного регулирования, составил 16 007 110,04 руб.
Объемы поставленных потребителям ресурсов и сумма недополученных доходов подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: актами сверок взаимных расчетов за 2018 год, статистическими сведениями о работе жилищно-коммунальных организациях в условиях реформы и иными.
Оценивая достаточность представленных истцом доказательств и их взаимную связь, суд первой инстанции исходил из того, что, подписав акты сверок, ответчик располагал всеми документами, необходимыми для перечисления субсидии в заявленном размере; доказательств недостоверности ежемесячных заявок и расчетов истца в материалы дела не представлено.
Факт оказания МУП "Сеймчантеплосеть" потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам поставки тепловой энергии (объем и стоимость) ответчиком не оспорен.
Следовательно, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеуказанные правовые нормы, условия соглашения от 21.02.2018 N 17/Н, акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами без замечаний, проверив представленный истцом сводный расчет, суд первой инстанции обоснованно признал наличие убытков на стороне истца и правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Произведенный истцом расчет убытков апелляционным судом проверен и признан верным. При этом судом учтено, что в материалы дела представлено письменное мнение Департамента цен и тарифов Магаданской области, из которого следует, что истцом при расчете недополученных доходов правильно применены тарифы на ГВС, локальное отопление (уголь), как экономически обоснованные, так и льготные.
Контррасчет ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлен.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции расчет убытков не проверен, является несостоятельной.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 18.06.2021 по делу N А37-2298/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2298/2020
Истец: МУП "Сеймчантеплосеть"
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области, Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области