г. Владимир |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А79-11651/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "03" сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и общества с ограниченной ответственностью "ТМК 1" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24 мая 2021 года по делу N А79-11651/2020, принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании недействительным решения и предписания от 16.11.2020 года по делу N021/01/17-925/2020, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований- общество с ограниченной ответственностью "АлексПартнер", общество с ограниченной ответственностью "ТМК 1", прокуратура Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Павлов Эдуард Валерьевич, администрация г.Чебоксары и Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары.
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица ООО "ТМК 1" - Ильин П.Е. по доверенности от 01.08.2021 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от третьего лица ООО "АлексПартнер" - Смирнов Ю.И. по доверенности от 01.08.2021 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
от третьих лиц прокуратуры Чувашской Республики, ИП Павлова Э.В., администрации г.Чебоксары, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары- не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии обратилось Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - заявитель, Минтранс Чувашии) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии (далее - ответчик, Чувашское УФАС России) о признании недействительными решения и предписания от 16.11.2020 года по делу N 021/01/17- 925/2020.
Определениями суда от 09.12.2020, от 18.01.2021, от 17.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АлексПартнер", общество с ограниченной ответственностью "ТМК 1", прокуратура Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Павлов Эдуард Валерьевич, администрация г.Чебоксары и Управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 24 мая 2021 года, суд признал недействительными решение и предписание от 16.11.2020 года по делу N 021/01/17-925/2020 в части установления нарушения в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года по маршруту N 189 "Чебоксары- Шешкары". В удовлетворении остальной части заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики отказано. Кроме того, сняты обеспечительные меры, наложенные определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.12.2020 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в отказанной части Минтранс Чувашии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.05.2021 г. по делу N А79-11651/2020 в части отказа в удовлетворении требований министерства и принять в данной части новый судебный акт, признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 16.11.2020 г. по делу N 021/01/17-925/2020 полностью.
Минтранс Чувашии не согласен с решнием суда в отказанной части, считает его не законным и не обоснованным, поскольку доводы Минтранса Чувашии относительно обстоятельств дела по маршрутам N 118 и N 165 остались нерассмотренными, суд не дал им оценку, суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, более того судом неправильно применены нормы материального права.
Кроме того, не согласившись с решением суда первой инстанции в отказанной части ООО "ТМК 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.05.2021 года N А79-11651/2020 в части отказа в удовлетворении требований Минтранса Чувашии и принять м данной части новый судебный акт, которым признать недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 16.11.2020 по делу N 021/01/17-925/2020 в полном объеме.
Третье лицо не согласно с решением суда в отказанной части, считает его не законным и не обоснованным, принятым без учета существенных обстоятельств дела.
От Чувашского УФАС России поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы Минтранса Чувашии и просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.05.2021 г. по делу N А79-11651/2020 оставить без изменения, а жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
От третьего лица ООО "АлексПартнер" поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором третье лицо считаем решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.05.2021 по делу N А79-11651/2020 законным и обоснованным, доводы Минтранса Чувашии и ООО "ТМК1" - не опровергающими правильность решения суда первой инстанции.
Представитель ООО "ТМК 1" поддержал позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе, считал решение суда в обжалуемой части незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "АлексПартнер" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считал решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц прокуратуры Чувашской Республики, ИП Павлова Э.В., администрации г.Чебоксары, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьих лиц прокуратуры Чувашской Республики, ИП Павлова Э.В., администрации г.Чебоксары, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, МинтрансомЧувашии на основании приказа от 21.01.2020 N 02-03/10 проведен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по отдельным лотам: лот N 4 - маршрут N118 "Новочебоксарск - Эльбарусово", лот N 6 - маршрут N165 "Новочебоксарск - Карабаши", лот N 8 -маршрут N189 "Чебоксары - Шешкары".
Победителем открытого конкурса по всем указанным лотам согласно протоколу N 3 от 11.03.2020 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по третьему этапу - оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе признано ООО "ТМК 1".
В соответствии с пунктом 11.1 конкурсной документации у победителя конкурса имелось 60 календарных дней для предъявления на осмотр транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, а также представления заверенных копий документов, подтверждающих наличие этих транспортных средств в собственности или ином законном основании.
Указанный срок, начиная со дня подписания протокола N 3 от 11.03.2020, истекал 10.05.2020.
Письмом от 29.04.2020 ООО "ТМК 1" сообщило Минтрансу Чувашии о том, что по отдельным лотам: лот N 4 - маршрут N118 "Новочебоксарск - Эльбарусово", лот N 6 - маршрут N165 "Новочебоксарск - Карабаши", в связи с ситуацией распространения короновируса COVID-19 не сможет предоставить осмотр транспортных средств, заявленных в конкурсной документации, вынуждено отказаться от выигранных вышеперечисленных лотов (т.1 л.д. 123).
В связи с поступлением от ООО "ТМК 1" письменного уведомления об отказе от права на получение свидетельства по указанным маршрутам, протоколом заседании комиссии по выдаче краткосрочных свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок от 30.04.2020 N 1 решение об определении временного перевозчика признано недействительным.
Письмом от 30.04.2020 ООО "ТМК 1" сообщило Минтрансу Чувашии о том, что письмо от 29.04.2020 является ошибочным, поскольку ООО "ТМК 1" готово 30.04.2020 показать транспортные средства заявленные на данный конкурс и 01.05.2020 выйти на линию (т.1 л.д. 123 обор. стор.).
Минтрансом Чувашии осуществлены действия по выдаче ООО "ТМК 1" свидетельств по маршрутам сроком действия на 5 лет, с 01.05.2020 по 01.05.2025.
ООО "АлексПартнер" обратилось в Чувашское УФАС России с жалобой на действия Минтранса Чувашии по незаконной выдаче свидетельств на осуществление перевозок ООО "ТМК 1" по межмуниципальным маршрутам N N 118 Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) - Эльбарусово" и 165 "Новочебоксарск (ДКП г.Новочебоксарск) - Карабаши" (вх. N7929/20 от 05.08.2020).
Кроме того, в адрес Чувашское УФАС России поступило заявление ИП Павлова Э.В. (вх. N 9363/20 от 11.09.2020) на действия Минтранса Чувашии по незаконной выдаче свидетельств на осуществление перевозок ООО "ТМК 1" по межмуниципальному маршруту N 189 "Чебоксары - Шешкары".
По результатам рассмотрения данных заявлений решением от 16.11.2020 по делу N 021/01/17-925/2020 Чувашским УФАС России действия Минтранса Чувашии признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Чувашское УФАС России выдало Минтрансу Чувашии предписание от 16.11.2020 по делу N 021/01/17-925/2020, в соответствии с которым в срок до 15.12.2020 необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем прекращения у ООО "ТМК 1" права осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N N 118, 165, 189, аннулировав выданные свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по вышеназванным маршрутам (NN 118, 165, 189).
Не согласившись с решением и предписанием Чувашского УФАС России, Минтранс Чувашии обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявленные требования мотивированы несогласием заявителя с решением антимонопольного органа и предписанием от 16.11.2020 N СИ/8750/20 по делу N 021/01/17-925/2020, в соответствии с которыми в срок до 15.12.2020 Минтрансу Чувашии необходимо прекратить у ООО "ТМК 1" право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N N 118, 165, 189, аннулировав выданные свидетельства по указанным маршрутам. Заявитель считает, что оспариваемое решение незаконно, в связи с тем, что в срок до 10 мая 2020 победителем конкурса ООО "ТМК 1" 30.04.2020 были представлены транспортные средства, заявленные на открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, несмотря на отправленное 29.04.2020 в адрес заявителя письмо ООО "ТМК 1" о невозможности представления на осмотр транспортных средств в связи с распространением вируса COVID-19. По мнению заявителя, Чувашское УФАС России необоснованно считает письмо от 29.04.2020 ООО "ТМК 1" отказом от права на получение свидетельств, так как 30.04.2020 обществом было направлено письмо об отзыве ошибочно направленного отказа и готовности представить Минтрансу Чувашии 30.04.2020 транспортные средства для осмотра и выйти на линию с 01.05.2020.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными решения и предписания в части установления нарушения в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года по маршруту N 189 "Чебоксары- Шешкары", суд первой инстанции посчитал неверным вывод антимонопольного органа, что поскольку ООО "ТМК 1" был заявлен отказ от двух свидетельств, то в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ право по всем маршрутам, где ООО "ТМК 1" признано победителем, Минтрансу Чувашии следовало предоставить участнику конкурса, заявке которого присвоен второй номер. В соответствии с письмом от 29.04.2020 были заявлены отказы от маршрутов N118 по лоту N 4, N165 по лоту N 6, а в отношении маршрута N189 по лоту N 8 отказ ООО "ТМК 1" заявлен не был. Поэтому отказ, заявленный в отношении маршрутов N118 и N165, не может повлечь за собой утрату права на получение свидетельства по маршруту N189, который не был заявлен в одном лоте и в одной заявке с названными маршрутами. Следовательно, ООО "ТМК 1" имеет права на получение свидетельства по маршруту N 189 "Чебоксары - Шешкары", который не был заявлен в одном лоте и в одной заявке с вышеуказанными маршрутами.
Отказывая в удовлетворении требований Минтранса Чувашии в остальной части, суд первой инстанции указал, что Чувашское УФАС России пришло к правильному выводу, что Минтрансом Чувашии нарушено требование части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по отдельным лотам: лот N 4 - маршрут N118 "Новочебоксарск - Эльбарусово", лот N 6 - маршрут N165 "Новочебоксарск - Карабаши", поскольку из текста письма от 29.04.2020 прямо следует, что ООО "ТМК 1" отказывается от выигранных лотов N 4 (маршрут N118), N 6 (маршрут N165). Тем самым, суд считает, что ООО "ТМК 1" в доступной форме выразило свою волю, реализовав право по отказу осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N118, N165, регламентированное частью 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, в связи с чем суждение заявителя о том, что в Министерство поступил не письменный отказ ООО "ТМК 1" от права на получение свидетельств по маршрутам, а уведомление ООО "ТМК 1" о невозможности в связи с ситуацией из-за распространения вируса COVID-19 представления на осмотр транспортных средств, суд признал необоснованными.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда в оспариваемой части и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ, части 1 статьи 8.1. Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" открытый конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 N 534 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3-6 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; 3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок; 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий. Заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе содержать следующие сведения (пункт 4.1): 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения. Среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 настоящей статьи, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году (пункт 4.2). Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер. В случае, если заявкам нескольких участников открытого конкурса присвоен первый номер, победителем открытого конкурса признается тот участник открытого конкурса, заявка которого получила высшую оценку по сумме критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи. Если высшую оценку по сумме указанных критериев получили несколько этих заявок, победителем открытого конкурса признается тот участник открытого конкурса, заявке которого соответствует лучшее значение критерия, указанного в пункте 4 части 3 настоящей статьи, а при отсутствии такого участника - участник открытого конкурса, заявке которого соответствует лучшее значение критерия, указанного в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие ряду установленных требований, в том числе: по принятию на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2 части 1 статьи 23).
Статьей 24 Закона N 220-ФЗ установлено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2).
Согласно части 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ в случае, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Аналогичные положения отражены в пункте 11.7 конкурсной документации.
Если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса (часть 10 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
В рассматриваемом случае, оценив письмо ООО "ТМК 1" от 29.04.2020, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из его текста прямо следует, что ООО "ТМК 1" отказывается от выигранных лотов N 4 (маршрут N118), N 6 (маршрут N165).
Доводы о том, что данное письмо следует расценивать как уведомление ООО "ТМК 1" о невозможности в связи с ситуацией из-за распространения вируса COVID-19 представления на осмотр транспортных средств, судом правомерно отклонены, поскольку в тексте письма ООО "ТМК 1" в доступной форме выразило свою волю, реализовав право по отказу осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 118, N 165, регламентированное частью 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление возможности перевозить по маршрутам N 118 и N 165 хозяйствующему субъекту - ООО "ТМК 1" создает необоснованное и незаконное преимущества, при котором иные участники рынка поставлены в неравные условия с другими участниками открытого конкурса, в связи с чем Минтрансом Чувашии допущено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по отдельным лотам: лот N 4 - маршрут N118 "Новочебоксарск - Эльбарусово", лот N 6 - маршрут N165 "Новочебоксарск - Карабаши".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Таким образом, Чувашским УФАС России вынесены законные решение и предписание от 16.11.2020 по делу N 021/01/17-925/2020, в соответствии с которым в срок до 15.12.2020 Министерству необходимо прекратить у ООО "ТМК 1" право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N N 118, 165, аннулировав выданные свидетельства по маршруту N 118 "Новочебоксарск - Эльбарусово", лот N 6 - маршрут N 165 "Новочебоксарск - Карабаши", поскольку ООО "ТМК 1" был заявлен отказ.
Кроме того, данные нарушения также были изложены в представлении Прокуратуры Чувашии от 27.05.2020 N 73-13/2659-20-20970001, которое внесено в адрес Минтранса Чувашии.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемые решение и выданное на его основании предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Минтранса Чувашии в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Все доводы Минтранса Чувашии, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, а также все доводы ООО "ТМК 1", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя и третьего лица с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики -Чувашии принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 24 мая 2021 года по делу N А79-11651/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и общества с ограниченной ответственностью "ТМК 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11651/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: Администрация г.Чебоксары, ИП Павлов Эдуард Валерьевич, ООО "АлексПартнер", ООО "ТМК1", Прокуратура Чувашской Республики, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, Первый арбитражный апелляционный суд, Территориальный отдел госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта