г. Владимир |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А79-438/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.06.2021 по делу N А79-438/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Промэкология" (ИНН 6679015544, ОГРН 1126679012240) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 19.01.2021 N 021/06/69-1458/2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии об отложении судебного заседания судом рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба, заказчик) 14.12.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001120002400 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса "В" аппаратным методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора, с начальной (максимальной) ценой контракта 2 400 000 рублей (далее - объект закупки). Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2020 N 0115200001120002400-3 заявка общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Промэкология" (далее - ООО "ПО "Промэкология", общество, участник закупки) на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия заказчика пришла к выводу о том, что представленное в составе второй части заявки ООО "ПО "Промэкология" экспертное заключение N 262 от 17.12.2020 о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не является документом, подтверждающим соответствие услуги требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10, а является лишь основанием для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
ООО "ПО "Промэкология" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган, заявитель) с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при поведении открытого аукциона в электронной форме по объекту закупки.
Решением Управления от 19.01.2021 N 021/06/69-1458/2020 данная жалоба ООО "ПО "Промэкология" признана необоснованной.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения антимонопольного органа.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок проведения экспертиз) и Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Порядок выдачи заключений), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), суд первой инстанции установил, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление считает, что документом, подтверждающим соответствие объекта закупки требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 является санитарно-эпидемиологическое заключение. По мнению заявителя, экспертное заключение не может подтверждать соответствие лица (его деятельности) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Подавая заявку на участие в данном аукционе, участник закупки согласился с требованиями, определенным заказчиком в аукционной документации.
Кроме того, управление отмечает, что ООО "ПО "Промэкология" не представило доказательств невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Следовательно, по мнению управления, комиссия заказчика в силу норм действующего законодательства о контрактной системе руководствовалась утвержденной аукционной документацией, и у нее отсутствовали основания для признания заявки общества соответствующей требованиям аукционной документации.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи, не допускается (часть 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе определены заказчиком в пункте 10.1 информационной карты аукционной документации.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 10.1 информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие объекта закупки (услуги) требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса "В" аппаратным методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора (пункт 2.1 информационной карты электронного аукциона, пункт 1 Технического задания).
Услуги включают в себя транспортировку и обезвреживание медицинских отходов (класс "В") физическим методом обезвреживания, при помощи специализированной установки для обезвреживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, предварительно обеззараженных химическим методом в местах их образования.
В соответствии с пунктом 2.2 Технического задания обезвреживание отходов должно производиться исполнителем на специализированном оборудовании с использованием технологии низкотемпературного аппаратного обезвреживания или технологией электромагнитного излучения, с изменением внешнего вида отходов, исключающим их повторное применение, с целью обеспечения возможности их дальнейшего захоронения на полигоне в составе твердых коммунальных отходов (ТКО). В результате обезвреживания медицинские отходы должны утратить товарный вид и быть непригодны для их повторного применения.
Во исполнение условия подпункта 3 пункта 10.1 информационной карты аукционной документации ООО "ПО "Промэкология" в составе второй части заявки представило экспертное заключение ООО "Альфа Экспертиза" от 17.12.2020 N 262 о соответствии оказываемых участником закупки услуг требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10. В заключении также содержится вывод о наличии у ООО "ПО "Промэкология" оборудования для обезвреживания отходов низкотемпературным способом на установках "Фортан".
Как следует из экспертного заключения основу технологии термической деструкции отходов в модулях "Фортан" составляет низко и среднетемпературный метод воздействия при аппаратном обеззараживании и обезвреживании медицинских отходов физическим методом.
На все 4 установки по обезвреживанию отходов получены разрешительные документы (паспорта на установки, технические условия, сертификаты соответствия, экологические сертификаты).
Как следует из материалов дела ООО "Альфа Экспертиза" имеет аккредитацию RA.RU.710277 от 05.09.2018 на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы по СанПиН 2.1.7.2790-10.
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться в том числе, юридическими лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях в том числе, установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами для осуществления своей деятельности и результатов указанной деятельности.
На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ).
Порядком проведения экспертиз и Порядком выдачи заключений предусмотрено, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями, на основании проведенных, в том числе санитарно-эпидемиологических обследований (оформленных актом обследования) по заявлениям граждан и юридических лиц; вместе с заявлением представляются правоустанавливающие документы (их копии), проектная документация с ее обоснованием.
В соответствии с абзацем 2 части 2 Порядка проведения экспертиз под санитарно-эпидемиологической экспертизой понимается деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона N 52-ФЗ, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно абзацу 8 части 2 Порядка проведения экспертиз под экспертным заключением понимается документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
По смыслу приведенных норм санитарно-эпидемиологическая экспертиза может быть проведена любой организацией, аккредитованной в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическое заключением понимается документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) - материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности. Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.
Пунктом 5.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что отходы класса "В" обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных отходов класса "В" не допускается.
Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов класса "В" действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, для деятельности по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов класса "В" законодательством не установлено требований о получении санитарно-эпидемиологического заключения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что участник аукциона не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением на транспортировку и обезвреживание медицинских отходов класса "В".
Услуга, оказываемая обществом, соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10, поэтому оснований для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации у заказчика не имелось.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, комиссия управления неправомерно признала жалобу общества на действия заказчика, выразившиеся в отклонении участника закупки, не обоснованной.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое обществом решение управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "ПО "Промэкология", что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба антимонопольного органа по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.06.2021 по делу N А79-438/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-438/2021
Истец: ООО "ПО "Промэкология"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
Третье лицо: бюджетное учреждение Чувашской Республики "Вторая городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, ООО "Экологическая медицина", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, ООО "Экологическая медицина"