город Ростов-на-Дону |
|
07 сентября 2021 г. |
дело N А32-24302/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
при участии:
от истца: представитель Иванов М.В. по доверенности от 31.12.2020;
от ответчика: директор Лысенко Е.В.;
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 по делу N А32-24302/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Западный город" (ИНН 2311178128, ОГРН 1142311013437) при участии третьего лица: акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156) о взыскании суммы ущерба в результате несанкционированного потребления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Западный город" (далее - ответчик, ООО "УК "Западный город") о взыскании ущерба в результате несанкционированного потребления в размере 1 824 519,67 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - третье лицо, АО "Краснодаргоргаз").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 с ООО "УК "Западный город" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" взыскана задолженность в размере 820 693,91 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что пломбы согласно акту от 24.04.2017 установлены АО "Краснодаргоргаз", не являющимся с 22.03.2019 поставщиком газа на территории г. Краснодар. Расчет объема газа необходимо производить согласно пункту 3.9 "Правил учета газа" - объем по мощности установленного газоиспользующего оборудования. Ответчик не относится к населению или коммунально-бытовым потребителям.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ответчика - доводы отзыва на апелляционную жалобу.
На вопрос суда, представители сторон пояснили, что поставка газа осуществляется на котельную, к которой подключены только жилые дома; собственное потребление у ответчика отсутствует.
Третье лицо извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" является газоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является поставка природного газа потребителям Краснодарского края на основании заключенных договоров.
Как следует из искового заявления, 22.03.2019 в ходе обследования газотранспортной системы специалистами ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" обнаружен факт несанкционированного потребления по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, д. 13 А. Несанкционированное потребление газа было осуществлено ООО "УК "Западный город".
Так как газоиспользующее оборудование установленное по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, д. 13 А, осуществляет отопление и ГВС домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская, д. 9, ул. Крылатская, д. 11, ул. Крылатская, д. 13, акты о несанкционированном потреблении были составлены на оборудование в соответствии с отапливаемыми домами.
На момент проверки согласно перечню абонентов газоснабжающей компании указанная организация в числе потребителей не числится.
Как указывает истец, документов, подтверждающих законное подключения объекта к системе газоснабжения, ответчиком предоставлено не было.
Согласно произведенному расчету объем несанкционированно потребленного ООО "УК "Западный город" природного газа за период с 01.01.2019 по 22.03.2019 составляет 187 584 куб.м:
- г. Краснодар, ул. Крылатская, 9 - 66 240,00 куб.м;
- г. Краснодар, ул. Крылатская, 11 - 60 672,00 куб.м;
- г. Краснодар, ул. Крылатская, 13 - 60 672,00 куб.м.
В адрес ответчика направлена претензия от 02.12.2019 N 25-19.43-41/11143 с требованием оплаты образовавшейся задолженности, однако оставлена последним без ответа и финансового удовлетворения.
Нарушение требований законодательства по учету газа и отказ ответчика от оплаты поставленного ресурса в объеме, определенном расчетным способом, послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 названного Кодекса количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Пунктом 3.9 Правил N 961 предусмотрено, что при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Пункт 3.10 Правил N 961 также предусматривает, что количество природного газа, реализуемого населению, при отсутствии средств измерений газа определяется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета".
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Поскольку вышеперечисленными актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, взыскание с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления газа в объеме, определяемом исходя из проектной мощности газопотребляющих объектов, не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и поставщиком газа как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В то же время, указанные особенности правового положения управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг в отношениях по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома не могут быть истолкованы как освобождающие указанную управляющую организацию от предусмотренной жилищным законодательством обязанности заключить в письменной форме с ресурсоснабжающими организациями соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов
Пунктом 12 ст. 161 ЖК РФ управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, запрещено отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Более того, в силу принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в случае уклонения указанных организаций и лиц от заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, последние наделены правом на обращение в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11).
Возражая против удовлетворении требований в заявленном истцом размере, ответчик указал, что подключение жилых домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Крылатская N N 9, 11, 13, было осуществлено санкционировано, на основании Технических условий на присоединение к газораспределительной системе от 06.05.2014 N 24/2870, от 30.09.2014 N 24/8191, от 23.12.2016 N 05.2/7435, выданных АО "Краснодаргоргаз.
Поставка газа в жилой дом, расположенный по адресу ул. Крылатская N 9 осуществлялась на основании договора N 217435 поставки газа исполнителю коммунальной услуги для пуско-наладочных работ от 19.04.2017.
В теплогенераторной дома N 9 был установлен газовый счетчик BK-G40 N 15247361, опломбирован пломбой N 13880053, что подтверждается Актом обследования газификации от 24.04.2017.
Согласно акту от 24.04.2017 показания прибора учета на момент его составления составили 115 953 куб.м. В дальнейшем, вплоть до 31.12.2018 расчет потребленного газа определялся по показаниям прибора учета. По состоянию на 31.12.2018 показания прибора учета по данному дому составили 216011 куб.м, что зафиксировано в приложении N 1 к договору от 20.03.2019 N 22, подписанному между ответчиком и АО "Краснодаргоргаз".
20 марта 2019 года представителем АО "Краснодаргоргаз" и руководителем ответчика составлен Акт о фиксации газовых счетчиков в теплогенераторных в домах по ул. Крылатская, в том числе в доме N 9, которые составили 245 023 куб.м.
Соответственно объем потребленного газа в доме N 9 по ул. Крылатская за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 составил 29 012 куб.м (245023 куб. м - 216 011 куб.м = 29 012 куб.м), а не 66240 куб.м, как заявлено в иске.
Поставка газа в жилой дом N 11 по ул. Крылатская, осуществлялась на основании договора N 217436 поставки газа исполнителю коммунальной услуги для пуско-наладочных работ от 19.04.2017.
В теплогенераторной дома N 11 15.06.2015 был установлен газовый счетчик BK-G25 N 30672420, который 24.04.2017 демонтирован и заменен на газовый счетчик ВК-G40 N 15247396, опломбирован пломбой N 13880054, что подтверждается Актом обследования газификации от 24.04.2017.
Согласно акту от 24.04.2017 года показания прибора учета на момент его составления составили 0 куб. м. В дальнейшем, вплоть до 31.12.2018 расчет потребленного газа определялся по показаниям прибора учета. По состоянию на 31.12.2018 показания прибора учета по данному дому составили 214 467 куб.м, что зафиксировано в приложении N 1 к договору от 20.03.2019 N 22, подписанному между ответчиком и АО "Краснодаргоргаз".
20 марта 2019 года представителем АО "Краснодаргоргаз" и руководителем ответчика составлен Акт о фиксации газовых счетчиков в теплогенераторных в домах по ул. Крылатская, в том числе в доме N 11, которые составили 240 761 куб.м. Соответственно объем потребленного газа в доме N 11 по ул. Крылатская за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 составил 26294 куб. м (240761 куб. м - 214467 куб. м = 26294 куб.м), а не 60672 куб.м, как заявлено в иске.
Поставка газа в жилой дом N 13 по ул. Крылатская, осуществлялась на основании договора N 217437 поставки газа исполнителю коммунальной услуги для пуско-наладочных работ от 19.04.2017.
В теплогенераторной дома N 13 был установлен газовый счетчик BK-G40 N 15247345, опломбирован пломбой N 13880055, что подтверждается Актом обследования газификации от 24.04.2017. Согласно акту от 24.04.2017 показания прибора учета на момент его составления составили 113619 куб.м. В дальнейшем, вплоть до 31.12.2018 расчет потребленного газа определялся по показаниям прибора учета. По состоянию на 31.12.2018 года показания прибора учета по данному дому составили 206209 куб.м, что зафиксировано в приложении N 1 к договору от 20.03.2019 N 22, подписанному между ответчиком и АО "Краснодаргоргаз".
20 марта 2019 года представителем АО "Краснодаргоргаз" и руководителем ответчика составлен Акт о фиксации газовых счетчиков в теплогенераторных в домах по ул. Крылатская, в том числе в доме N 13, которые составили 233902 куб.м. Соответственно объем потребленного газа в доме N 13 по ул. Крылатская за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 составил 27693 куб.м (233902 куб.м - 206209 куб.м = 27693 куб.м), а не 606172 куб.м, как заявлено в иске.
С учетом представленных ответчиком доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приборы учета в спорных домах установлены на законом основании, опломбированы при их установке АО "Краснодаргоргаз", что исключает возможность влияния управляющей компании на достоверность показаний прибора учета.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2018 N 307-ЭС17-21103 (2) по делу N А26-10126/2016 указано, что акт о неучтенном потреблении не является исключительным доказательством безучетного потребления, и абонентом могут быть представлены иные доказательства, опровергающие данное обстоятельство, оценка которых судами позволяет исключить возможность применения расчетного способа исчисления объема потребленной энергии.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967, законодательством отдается приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета.
Согласно пункту 4 Правила поставки газа до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.
Присоединение спорного дома к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования осуществлено ответчиком в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в соответствии Правилами поставки газа, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов.
Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 Правил поставки газа).
Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 7 Правил поставки газа).
Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с данными Правилами (пункт 8 Правил поставки газа).
Предложение о заключении договора поставки газа направляется поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа (пункт 9 Правил поставки газа).
Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком (пункт 10 Правил поставки газа).
Между тем, как следует из материалов дела, договор поставки газа и его транспортировки ответчиком заключен не был.
Поставка (отбор) газа без договора, заключенного в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа, не допускается. Такой отбор газа признается самовольным (несанкционированным) (пункт 11 (1) Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В силу пункта 3.10 Правил учета газа, учет количества природного газа, реализуемого населению, осуществляется средствами измерений в условиях их применения.
Количество природного газа, реализуемого населению, при отсутствии средств измерений газа определяется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
Так, судом признан верным альтернативный расчет истца произведенный с учетом показаний УУГ с применением коэффициента 1,5 в связи с тем, что УУГ не сдан в эксплуатацию, согласно которому объем поставленного газа спорный период составил 83,002 куб.м, что составляет 820 693,91 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 70 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 по делу N А32-24302/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24302/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
Ответчик: ООО "УК "Западный город"
Третье лицо: АО "КРАСНОДАРГОРГАЗ"