г. Москва |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А40-236580/2020 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б.Расторгуев,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "РЖД Логистика" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2021 по делу N А40-236580/2020, принятое судьей Ереминой И.И. в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Цифровая логистика" (ОГРН 1187746252374, юр.адрес: г. Москва, Площадь Малая Сухаревская, д. 12, эт. 5, пом. XVIII, ком. 56) к АО "РЖД Логистика" (ОГРН 1107746946340, юр.адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34) о взыскании денежных средств
третьи лица: ПАО "ПГК"; АО "Русская перевозочная компания"; ООО "ТФМ-Оператор"; ОАО "РЖД"
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Цифровая логистика" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу (АО) "РЖД Логистика" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов в размере 218 300 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "ПГК"; АО "Русская перевозочная компания"; ООО "ТФМ-Оператор"; ОАО "РЖД".
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.05.2021 г. исковые требования удовлетворены.
АО "РЖД Логистика" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности и недоказанность простоя вагонов.
Истец, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (цифровая логистика) и ответчиком (клиент) путем акцепта оферты, размещенной на портале Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" etpgp.rzd.ru (далее - ЭТП ГП), заключен договор оказания услуг Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" для грузоотправителей (далее - Общие условия ЭТП ГП).
В порядке, предусмотренном статьей 3 Общих условий ЭТП ГП, Клиентом было оформлено 25 заказов на организацию перевозок грузов (далее - заказы).
Услуги по предоставлению вагонов в рамках заказов оказывались АО "Первая грузовая компания", АО "Русская перевозочная компания" и ООО "ТФМОператор".
Пунктом 4.11. Общих условий ЭТП ГП 4.11. предусмотрено, что Цифровая логистика осуществляет учет времени нахождения вагонов у грузоотправителей/грузополучателей на станциях погрузки/выгрузки, а также в ремонте и, в случае нарушения грузоотправителями/грузополучателями установленных норм, предъявляет требования и проводит работу по взысканию с Клиентов соответствующих штрафов.
В соответствии с п. 5.7.5. Общих условий ЭТП ГП клиент обеспечивает простой вагонов, поданных согласно согласованному заказу (в случае, когда заказ был осуществлен в том числе на предоставление вагонов), на станции погрузки/выгрузки не более: 2 (двух) суток на станции погрузки; 2 (двух) суток на станции выгрузки.
Для целей исчисления штрафа и платы за использование вагонов в соответствии с Общими условиями ЭТП ГП, срок нахождения вагонов на станции погрузки/выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию, но не ранее даты, указанной в Согласованном заказе (в случае прибытия вагонов ранее согласованной даты погрузки), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления вагонов со станции. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в декабре 2018 года - октябре 2019 года допущено превышение времени сроков нахождения вагонов на станции погрузки/выгрузки.
Пунктом 8.6. Общих условий ЭТП ГП предусмотрено, что в случае допущения клиентом простоя вагонов сверх сроков, установленных в Общих условий оказания услуг ЭТП ГП, на станции погрузки/выгрузки, Цифровая логистика вправе потребовать от клиента штраф за сверхнормативное пользование вагонами в размере 1 180 рублей за один вагон в сутки, а также возмещения убытков Цифровой логистики/ Владельца вагонов, возникших в связи со сверхнормативным простоем вагонов.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка опровергается представленной в материалы дела претензией от 13.05.2020 (имеется в электронном виде в Картотеке арбитражных дел). Приложенный к данной претензии перечень заказов (также имеется в электронном виде) согласуется с перечнем заказов, являющихся спорными по настоящему делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям отклоняется апелляционным судом, поскольку заключенный сторонами договор является договором оказания услуг, так как услуги ООО "Цифровая логистика" по договору прямо не связаны с перевозкой груза. Обязательства истца по договору заключаются в предоставлении вагонов, осуществлении учета времени нахождения вагонов у клиента, организации перевозки грузов и организации предоставления дополнительных услуг (складского хранения, погрузочно-разгрузочных работ) (пункт 1.5.1 Общих условий, п.п 3.1.1-3.1.2 Приложения N 2 к Общим условиям). У истца не возникает обязанности по доставке груза и выдаче груза получателю.
В этой связи, взаимоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуги" и к ним применяется общий срок исковой давности, который истцом не пропущен.
Доводы заявителя о том, что истцом не представлены доказательства заключения сторонами спорного договора-оферты, о том, что представленные в материалы дела заказы не подписаны, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку указанные возражения не заявлены ответчиком в суде первой инстанции и потому обстоятельства, на которые ссылается истец, считаются признанными ответчиком в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в отзыве на иск ответчик указывал на частичную оплату штрафа. Более того, ответчик принимал предоставленные истцом вагоны без возражений.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 15.10.2013 N 8127/13, суд не вправе отклонять представленные истцом в обоснование иска доказательства, фактически исполняя обязанность ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, что влечет нарушение таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, и может привести к принятию неправильного решения.
В этой связи также не принимается и довод ответчика о том, что простой вагонов допущен по вине истца ввиду несвоевременности изготовления им заготовок на возврат порожних вагонов как документально не подтвержденный.
Между тем, проверив расчет истца и доводы ответчика о том, что вагон N 52052677 по заказу N 4740505 и вагон N 52439130 по заказу N 4552292 поданы ранее сроков, согласованных сторонами, в связи с чем отсутствует их простой, суд апелляционной инстанции считает данные доводы ответчика правомерными, в связи с чем исковые требования подлежат уменьшению на сумму 2 360 руб.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению, исковые требования - удовлетворению частично.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2020 года по делу N А40-236580/2020 изменить.
Взыскать с АО "РЖД Логистика" (ОГРН 1107746946340) в пользу ООО "Цифровая логистика" (ОГРН 1187746252374) штраф в размере 215 940 руб. и расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска в размере 7 286 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Цифровая логистика" (ОГРН 1187746252374) в пользу АО "РЖД Логистика" (ОГРН 1107746946340) расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 32 руб. 40 коп.
Произвести зачет требований, в результате которого окончательно взыскать с АО "РЖД Логистика" (ОГРН 1107746946340) в пользу ООО "Цифровая логистика" (ОГРН 1187746252374) штраф в размере 215 940 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 7 253 руб. 60 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б.Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236580/2020
Истец: ООО "ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА"
Ответчик: АО "РЖД ЛОГИСТИКА"
Третье лицо: АО "РУССКАЯ ПЕРЕВОЗОЧНАЯ КОМПАНИЯ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "ТФМ-ОПЕРАТОР", ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"