2 сентября 2021 г. |
А43-35484/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чепецкий механический завод" (ИНН 1829008035, ОГРН 1021801092158) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2021 по делу N А43-35484/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Чепецкий механический завод" о признании недействительными решений Приволжской электронной таможни от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317, от 29.06.2020 N10418010/201118/002598.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Чепецкий механический завод" - Перевозчиков А.С. на основании доверенности от 14.12.2020 N 19/111/2020-ДОВ сроком действия три года и диплома о высшем юридическом образовании (т. 2, л.д. 11-12), Приволжской электронной таможни - Бусыгин Е.В. на основании доверенности от 15.01.2021 N01-08-29/00312 сроком действия два года и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1, л.д. 50-51).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Чепецкий механический завод" (далее - АО "Чепецкий механический завод", Общество, заявитель, декларант) на Приволжский таможенный пост Приволжской электронной таможни (далее - ПЭТ, Таможня, таможенный орган) представило декларацию N 10418010/201118/0025987 (далее - ДТ) в которой заявлены сведения о товаре "тантал металлический необработанный в виде слитков" (далее - товар).
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8103 20 000 0 "тантал и изделия из него, включая отходы и лом: тантал необработанный, включая прутки, изготовленные простым спеканием; порошки", по которому установлена ставка ввозной таможенной пошлины - 0% от таможенной стоимости товара.
Для подтверждения заявленных в ДТ сведений о классификационном коде товара декларантом представлены документы, сведения о которых заявлены в графе 44 ДТ, в том числе, инвойс от 14.11.2018 N V00620.
Таможней на основании статей 324, 326, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также приказа ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" в отношении АО "Чепецкий механический завод" проведена проверка правильности классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, представленных заявителем, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС Таможней принято решение от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317 о классификации товара в товарной позиции 8103 ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с принятым решением о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС Таможней принято решение от 29.06.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Не согласившись с решениями таможенного органа от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317, от 29.06.2020 N10418010/201118/002598, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2021 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), ТК ЕАЭС, ТН ВЭД ЕАЭС, Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ОПИ ТН ВЭД), Положением о порядке применения Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа соответствуют таможенному законодательству и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Чепецкий механический завод" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению декларанта вывод суда о том, что проверка проводилась на основании поручения вышестоящего таможенного органа не соответствует действительности.
АО "Чепецкий механический завод" считает, что оспариваемые им решения подписаны неуполномоченным лицом; проверка проводилась таможенным органом за пределами установленного законодательством срока.
Общество настаивает на том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений; представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают правильность классификации декларантом ввезенного товара.
Подробно позиция общества приведена в апелляционной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что единая ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Классификация на уровне субпозиции осуществляется по правилу 6 ОПИ ТН ВЭД, в соответствии с которым для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС принимаются Евразийской экономической комиссией, одобрены рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод заявителя о правильности заявленного им классификационного кода 8103 20 0000, поскольку слитки тантала без последующей механической обработки должны классифицироваться как тантал необработанный, обоснованно отклонен судом первой инстанции. При этом суд исходил из того, что код ТН ВЭД ЕАЭС указанный в инвойсе, не может приниматься во внимание, поскольку в силу части 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Оспариваемое заявителем решение от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317 о классификации товара принято таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 20 ТК ЕАЭС (на уровне первых 4 знаков, исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара) в товарной позиции 8103 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, на запрос ПЭТ в ходе проведения проверки обществом представлены только сертификаты качества, в которых указаны химический состав и вес слитков и техническое предложение, из которого усматривается что после выплавки слитка происходит электронно-лучевая обработка поверхности, металлообработка (изменение формы слитка), что может свидетельствовать о внешней обработке слитка.
Таким образом, представленные декларантом документы не содержат классификационных признаков для отнесения спорного товара к товарной субпозиции (подсубпозиции - 6 и более знаков) и не позволяют достоверно установить, что "тантал металлический в виде слитков" в процессе изготовления не подвергался каким-либо операциям, а именно не является кованным, катанным, тянутым и не обрабатывался.
В соответствии с общими положениями к группе 81 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную группу включаются лишь недрагоценные металлы, их сплавы и изделия из них, которые нигде более конкретно не рассмотрены в номенклатуре, в том числе тантал (товарная позиция 8103).
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8103 ТН ВЭД ЕАЭС (том IV), тантал используется для получения карбида и для производства легированных сталей. Он используется также для производства сеток и анодов для электронных ламп, выпрямителей тока, тиглей, теплообменников и другой химической аппаратуры, в прядильных машинах для экструзии химических волокон, для стоматологических и хирургических инструментов. Кроме того, он используется также для фиксирования костей и т.д. в хирургии и в производстве газопоглотителей (для удаления последних следов газа в производстве радиоламп).
В данную товарную позицию включается тантал во всех его формах: порошок, блоки, отходы и лом; прутки, проволока, нити; листы, полосы или ленты, фольга; профили; трубы и другие изделия (например, пружины и проволочная ткань), не поименованные нигде более конкретно.
Заявителем товар классифицирован в субпозиции 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую включается "тантал необработанный, включая прутки, изготовленные простым спеканием; порошки".
В соответствии с Пояснениями к субпозиции 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI) в отношении необработанного тантала применимы пояснения к субпозиции 8101 94 000 0 при внесении соответствующих изменений.
В пояснениях к субпозиции 8101 94 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что в данную субпозицию включаются:
1) слитки, бруски и прутки обычно призматической формы, получаемые спеканием порошка, и еще не кованые, не катаные и не тянутые;
2) вольфрамовый порошок, спрессованный в прямоугольные или ромбовидные брикеты и т.п. исключительно для целей дозирования или транспортировки.
Таким образом, для отнесения товара к субпозиции 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС декларант обязан документально подтвердить классификационные признаки товара, необходимые для его классификации в указанной субпозиции, а именно в рассматриваемом случае представить документы, подтверждающие, что ввозимый "тантал металлический в виде слитков" является изделием, полученным спеканием порошка, не кованным, не катанным и не тянутым.
Статьей 324 ТК ЕАЭС определено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке таможенной декларации, иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, иных документов, представленных таможенному органу, сведений, заявленных в таможенной деклараций и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах.
Согласно пункту 3 статьи 20 ТК ЕАЭС, если при классификации товаров в случае исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 315 ТК ЕАЭС, у таможенного органа отсутствуют точные сведения о характеристиках товаров, их наименованиях или иная информация, необходимая для классификации товаров на уровне 10 знаков, допускается определение кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне не менее первых 4 знаков исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки.
Статьей 315 ТК ЕАЭС определено, что база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Из изложенных норм следует, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, если таможенному органу необходимо исчислить таможенные платежи в связи с непредставлением по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, влияющие на размер уплаченных таможенных платежей.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 315 ТК ЕАЭС в случае если код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.
В рассматриваемом случае, на основании пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС товар классифицирован таможенным органом на уровне первых 4 знаков ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки.
Выводы, изложенные в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров от 26.06.2020 N 10418000/206/260620/А0267 основаны на документах, представленных АО "Чепецкий механический завод".
В связи с тем, что указанные в декларации и представленные по запросу таможенного органа документы не подтверждают классификационные признаки товара, необходимые для его классификации в субпозиции 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенным органом правомерно принято решение от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317 о его классификации в товарной позиции 8103 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится в случаях, определяемых Комиссией ЕАЭС, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией ЕАЭС.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссий Таможенного союза и Коллегий Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 11, 21 Порядка, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля при выявлении недостоверных сведений, заявленных в ДТ. Внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ.
В связи с принятым решением о классификации товаров, таможней принято решение от 29.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/201118/0025987.
Оспариваемые обществом решения ПЭТ соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводам АО "Чепецкий механический завод" о нарушении таможенным органом процедуры принятия оспариваемых решений судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки утверждению декларанта в соответствии с пунктом 12 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (далее - Порядок) проверка проводилась на основании поручения вышестоящего таможенного органа - Приволжского таможенного управления (т.2, л.д.59). Соответствующие пункту 14 Порядка резолюции для проведения проверочных мероприятий ответственным должностным лицам ПЭТ имеются.
Таким образом, утверждение АО "Чепецкий механический завод" об отсутствии оснований для проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров является несостоятельным.
Порядок и сроки принятия решения о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза утверждены приказом ФТС России от 31.01.2019 N 156 (далее - Порядок N 156).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 156 решения о классификации товара принимаются начальником (заместителем начальника) таможенного органа или должностным лицом, уполномоченным начальником таможенного органа на осуществление контроля за правильностью классификации товаров до и после выпуска товаров, а также на принятие таких решений.
Оспариваемое решение от 26.06.2020 N РКТ-10418000-20/000317 о классификации товара принято заместителем начальника таможни в соответствии с установленной компетенцией.
Иные доводы АО "Чепецкий механический завод" судом первой инстанции проверены и обоснованно отклонены, как не свидетельствующие о несоответствии оспариваемых решений требованиям таможенного законодательства.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований статьи 71 АПК РФ и доказательств, представленных в материалы дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "Чепецкий механический завод" по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 13.07.2021 N 7196, подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2021 по делу N А43-35484/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чепецкий механический завод" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Чепецкий механический завод" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2021 N 7196.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35484/2020
Истец: ООО "Машиностроительный комплекс ЧМЗ"
Ответчик: Приволжская электронная таможня
Третье лицо: АО "ЧЕПЕЦКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД", Приволжская электронная таможня Федеральной таможенной службы