г. Санкт-Петербург |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А42-2248/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22682/2021) Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.06.2021 по делу N А42-2248/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, Предприятие, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства обороны Российской Федерации в лице 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора (далее - административный орган, Отдел) от 02.03.2020 N 182/2020/69 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.05.2021 в удовлетворении заявления отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 05.06.2021.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не является стороной государственного контракта. Предмета и основания для проведения строительного контроля у Предприятия до получения проектной документации и разрешения на строительство не имеется. Кроме того, Предприятием проводились проверочные мероприятия, что подтверждается Актами строительного контроля. Назначенная заявителю санкция является несоразмерной и не отвечает требованиям справедливости.
В установленный определением суда срок письменный отзыв на жалобу Отделом не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью исполнения программы проведения проверок объекта капитального строительства "Многофункциональный медицинский центр на территории 1469 военно-морского клинического госпиталя г. Североморск", шифр З-26/20-62 (далее - Объект), на основании приказа Отдела от 30.09.2020 N 187 в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны РФ" в период с 26.10.2020 по 09.11.2020 проведена выездная проверка, в рамках которой должностными лицами Отдела были выявлены, в том числе, следующие нарушения при строительстве объекта капитального строительства:
1) Организационно-правовой порядок:
- отсутствует (не представлено) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, ст. 52, ч. 5);
- отсутствует (не представлена) проектная документация (нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ от 29 декабря 2004, ст. 52, ч. 5, п. 2, ч.6);
- отсутствует (не представлена) копия документа о вынесении на местность линий отступа красных линий (нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ от 29 декабря 2004, ст. 52, ч. 5, п. 3);
- сроки выполнения работ, подлежащих проверке, согласно программе проведения проверок N 1 от 30 сентября 2020 года, не соблюдаются. Информация об изменении сроков завершения работ, подлежащих проверке, в орган государственного строительного надзора не представлена (нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ от 29 декабря 2004, статьи 52, части 6; СП 48.13330.2019, п. 4.11). На момент проверки строительно-монтажные работы по строительству дизель-генераторной установки ДГУ (N 8 по ПЗУ), комплектной трансформаторной подстанции КТПН (N 7 по ПЗУ), локальных очистных стоков ЛОС (N 13 по ПЗУ), канализационной очистной станции КОС (N 12 по ПЗУ), канализационной насосной станции КНС1 (N9 по ПЗУ), канализационной насосной станции КНС2 (N 10 по ПЗУ), наружным сетям газоснабжения, дорог, проездов из асфальтобетона, озеленению, флагштоков, агитации и навигации на объекте не начаты.
2) Организация строительства:
- на строительной площадке отсутствует рабочая документация, допущенная заказчиком к производству работ с подписью ответственного лица и простановкой штампа (нарушение требований СП 48.13330.2019, п. 5.2);
- акт (установленной формы) о выполнении мероприятий по безопасности труда и завершении подготовительных работы на строительной площадке до начала основных видов строительно-монтажных работ не оформлен (нарушение требовании СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", приложение "И", п. 6.1.1; СП 48.133302019, п. 5.19);
- не выполнено ограждение строительной площадки (нарушение требований СП 48.13330.2019 п. 7.15; СанПиН 2.2.3.1384-03. 2.2.3 п. 2.2; СП 70.13330.2012 п. 3.4);
- отвод поверхностных вод с территории стройплощадки не организован, не оборудованы аккумулирующие металлические водонепроницаемые емкости объёмом 1 м3 (нарушение требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 (ред. от 26.07.2019), ст. 2 п. 1, ст. 12 п.2; СанПиН 2.2.3.1384-03, п.2.3);
- горючие строительные материалы (лесопиломатериалы, утеплители и др.), емкости с дизельным топливом изделия и конструкции из горючих материалов хранятся на открытых площадках (нарушение требований Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", п. 366);
- противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов) к началу основных работ по строительству не обеспечено (нарушение требований Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", п. 364);
- у въезда на строительную площадку не установлены (вывешены) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи (нарушение требований Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года "Правила противопожарного режима в Российской Федераций", п. 364);
- отсутствует организованная площадка для мойки колес автотранспорта с оборотной системой водоснабжения (нарушение требований Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002, ст. 36, ст. 50 п. 3; Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 (ред. от 26.07.2019), п. 1 ст. 2; СанПиН 2.2.3.1384-03, п. 34.2);
- акт (установленной формы) о выполнении мероприятий по безопасности труда и завершении подготовительных работ на строительной площадке до начала основных видов строительно-монтажных работ не оформлен (нарушение требований СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", приложение "И", п. 6.1.1; СП 48.13330.2019, п. 5.19);
- при организации строительной площадки и строительно-монтажных работ не выполнены аварийное, эвакуационное и охранное освещение (нарушение требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 (ред. от 26.07.2019),ст. 2 п. 1; СанПиН 2.2.3.1384-03, п. 2.3);
- геодезические знаки на объекте не закреплены (отсутствуют) (нарушение требований СП 48.13330.2019, п. 7.1; СП 126.13330.2017, приложение "К", пункты 4.1, 4.2, 5.1);
- рабочие, выполняющие работы ручным электроинструментом, не обеспечены средствами индивидуальной зашиты (очками и перчатками), журнал выдачи средств индивидуальной защиты не представлен (отсутствует) (нарушение требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 (ред. от 26.07.2019), ст.25; СанПиН 2.2.3.1384-03, пункты 11.1-11.4);
- строительная площадка не обеспечена душевыми, умывальниками, местами для курения, местами для устройства питьевого водоснабжения, помещениями для обработки, хранения и выдачи спецодежды (нарушение требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 (ред. от 26.07.2019), ст. 2 п. 1, ст. 12 п, 2; СанПиН 2.2.3.1384-03, п. 12.4).
3) Медицинский центр на 90 койко-мест и 10 койко-мест в ОАРИТ:
- в осях (М/28/1-29) обнажена рабочая арматура ригеля, отсутствует защитный слой бетона (нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 5.18.16. прил.X);
- в осях (Л-М/25/1) выполнен ригель перекрытия неправильного сечения (в форме трапеций) (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 5.18.3);
- в осях (19-20/Е) и (19-20/А) высота дверных проемов наружных стен вместо 2100 мм составляет 2010 мм (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.5.18.3. табл. 5.12, п. 8 - допуск составляет +/- 12 мм);
- наплыв бетона на колонне в осях (11/1/П) в уровне соединения с перекрытием площадью 0.4 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. X);
- в осях (Е-К/6-7) имеются следы замораживания бетона перекрытия площадью до 20 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 5.1.11);
- в осях (28/1/М, 27/1/М) выкрошился рабочий шов сопряжения колонны и ригеля (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- на ригеле в осях (27/1-28/1/М) наблюдается продольная трещина шириной раскрытия до 1 мм длиной до 1 м (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил.Ж);
- в осях (27/1/М, 24/1/М) наплыв бетона на колонне в уровне сопряжения с наружной стеной цоколя на отм. "+ 0.320" площадью до 0.5 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (М/25/1, Н/25/1, 12/2/Т, 18/1/Т) выявлено разрушение бетона колонны в узле сопряжения с ригелем перекрытия площадью до 0.16 м2 (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7. П. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (14/1-15/1/Т) выявлено разрушение бетона ригеля перекрытия площадью до 0,5 м2 (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7 п. 1);
- в осях (17/1/М) выявлено разрушение шва сопряжения колонны и ригеля перекрытия площадью до 0,15 м2 (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (16/1/М) выявлено отверстие диаметром до 25 мм глубиной до 50 мм неправильной формы в узле сопряжения колонны и ригеля перекрытия (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (14/1-15/1/М) выявлено разрушение колонны в узле сопряжения колонны и ригеля перекрытия площадью до 0,16 м2, не снята опалубка ригеля (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст.7 п.1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (13-14/В) не снята опалубка и пленка в рабочем шве колонны и ригеля (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (17-18/Д-Е) не очищена стена от щепок опалубки и пленки (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. X);
- в осях (18-19/Д-Е) не удалены пластиковые пробки от тяжей опалубки стен (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. X);
- в осях (20/Г) выявлены трещина шириной раскрытия до 1 мм длиной до 100 мм и скол колонны в узле сопряжения с перекрытием (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (10-11/Т, 29/А) не снята опалубка ригеля перекрытия (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- стяжка полов 1-го этажа здания в осях (1-29/А-Ш) выполняется без устройства защитного слоя армирующей сетки (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 5.16.12, табл. 5.10);
- стяжки полов 1-го этажа в осях (1-29/А-Ш) не изолированы от стен и перегородок гидроизоляционным материалом (нарушение требований СП 71.13330.2017, п. 8.4.3, табл. 8.2);
- отсутствует антикоррозионная зашита сварных соединений в узлах крепления стоек фахверка к перекрытию по периметру здания (нарушение требований СП 72.13330.2016, пункты 4.1, 5.1.6, 5.1.10; нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 6.8.2);
- в осях (29/М-Н) крепление стойки стального фахверка выполнено одним анкером (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 4.4.1, п. 4.4.2);
- на металлоконструкциях фахверка в осях (1-5/А-И) имеются механические повреждения лакокрасочного покрытия и не прокрашенные участки (нарушение требований СП 72.13330.2016, табл. В.1);
- на металлоконструкциях фахверка в осях (8-9/Е) имеются многочисленные следы ржавчины (нарушение требований СП 72.13330.2016, табл. В.1);
- в осях (19/1-20/1/М) выявлено смещение пластин крепления стоек фахверка к перекрытию относительно горизонтали на 40 мм (нарушение требований СП 70.13330.2012, пункты 3.16, 3.17);
- толщина вертикальных швов между смежными сэндвич-панелями наружных стен в осях (29/А-Е, 28/Е, 26/Е, 10/М) более 10 мм (нарушение требований СП 70.13330,2012. П. 7.6.1.9, табл. 7.5);
- крепление сэндвич-панелей стен в осях (Е/28-29) выполнено искривленным болтом под наклоном (нарушение требовании СП 70.13330.2012, п.7.3.23);
- крепление профиля сэндвич-панелей стен в осях (Е/27/28) выполнено с неплотным прилеганием головки болта к стоечному профилю (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 4.5.7);
- в осях (14/Е) откручен (ослаблен) болт крепления стоечного профиля к наружной железобетонной стене (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 4.5.7);
- в осях (20/2-29/Т, 29/М-Т, 29/Б-Е) верхние сэндвич-панели смонтированы без герметизации горизонтальных замковых швов и не вставлены в замок (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 7.3.4);
- кровля здания захламлена строительным мусором и материалом (нарушение требований СП 48.13330.2019, п. 7.11; СНиП 12-04-2002 часть 2, п.13.2.7);
- не выполнено сплошное заполнение монтажного зазора оконных блоков теплоизоляционным материалом, повсеместно не убраны деревянные подкладки после монтажа оконных блоков и герметизации швов (нарушение требований ГОСТ 30971-2012, прил. "А", п. А.3.5);
- не выполнено жесткое крепление неметаллических труб в распределительных коробках для прокладки кабельной продукции (нарушение требований СП 76.13330.2016, п. 6.3.7.2);
- в осях (К-Ш/1-5) выполняются армированные перегородки из пеноблоков, без заделки арматуры в колонны каркаса, соединение арматуры по длине не выполняется (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.9.2.14, п. 9.1.8).
4) Хозяйственно-бытовой корпус с пунктом дезинфекции транспорта:
- обнажена рабочая арматура цокольной части стены в осях (9-10/А) и наружной стены в осях (13-14/А, 13-14/В-Б), отсутствует защитный слой бетона (нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 5.18.16. прил. Ж);
- в осях (9/Г) наплыв бетона в узле сопряжения колонны и ригеля площадью до 0.3 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012 ч,п. 5.1.3,.прил. X);
- в осях (Д/6) колонна с уклоном (смещена) относительно вертикали на 30 мм (нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 5.18.3);
- в приямках в осях (13-14/Б-В, 1-2/Г-Д) не окрашены закладные детали из труб (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (11-12/Г-Д, 9/Г-Д) не снята опалубка в узле примыкания внутренней стены к перекрытию, имеются наплывы бетона площадью до 0, 4 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (10/Г) скол колонны в узле сопряжения с перекрытием на глубину до 50 мм (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст. 7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (4/В, 6/В, 10/В) выкрашивание бетона колонны в стыке с перекрытием общей площадью до 0,4 м2 (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3 п. 6, ст.7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (9/Д) выкрашивание площадью до 0, 4 м2 и скол глубиной до 50 мм на колонне в узле сопряжения с ригелем (нарушение требований Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009, ст. 3, п. 6, ст. 7 п. 1; СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (Е/2-3) не снята опалубка перекрытия площадью до 1 м2 (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж);
- в осях (3-6/Д) не окрашены монтажные сварные швы фахверка в узле крепления к перекрытию (нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 6.8.2);
- стойка фахверка смонтирована без опоры на фундамент и висит в воздухе, оголена арматура участка стены под стойкой в осях (8-9/Д) (нарушение требований СП 70.13330.2012. п. 5.18.16. прил. X; СП 72.13330.2016, п. 5.2.5);
- в осях (8-9/В) выявлена ржавчина металлоконструкций фахверка площадью до 0,5 м2 (нарушение требований СП 72.13330.2016, табл. В.1);
- в осях (7-11/Д) выполняется монтаж сэндвич-панелей без герметизации горизонтальных замковых швов (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 7.3.4). - в осях (9-10/А, 12-14/А, 1/Д-Ж, 1/В-Г, 2-3/И, 3/Е-И, 4-5/Д, 7-8/Д, 10-11/Д, 12-14/Д) верхние сэндвич-панели смонтированы без герметизации горизонтальных замковых швов и не вставлены в замок (нарушение требований СП 70.13330.2012, п. 7.3.4).
5) Хранилище ЖРО:
- по периметру наружных стен сооружения, в уровне фундаментной плиты обнаружены участки неуплотненного бетона, раковины, оголена рабочая арматура, отсутствует защитный слой бетона (нарушение требований СП 70.13.330.2012. п. 5.18.16. прил. Ж);
- проем в наружной стене выполнен неправильной формы, отклонение порога по горизонтали более 12 мм (нарушение требований СП 70.13330,2012, п.5.18.3);
- отсутствует антикоррозионная обработка закладных деталей, установленных в наружных стенах (нарушение требований СП 70.13330.2012, прил. Ж).
6) Документация:
1. не представлена исполнительная документация на выполненные работы (нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ от 29 декабря 2004, ст. 53 ч. 2; СП 48.13330.2019, п. 4.23):
по устройству оснований и фундаментов зданий и сооружений
- медицинского центра на 90 койко-мест и 10 койко-мест в ОАРИТ в осях (1- 29/А-Ш);
- хозяйственно-бытового корпуса с пунктом дезинфекции транспорта в осях 1-14/А-И;
- кислородной станции;
- хранилища ЖРО; -КПП-1; -КПП-2;
по устройству железобетонных стен, колонн, покрытий зданий
- медицинского центра на 90 койко-мест и 10 койко-мест в ОАРИТ (N 1 по ПЗУ) в осях 1-13/А-Ж, 22-29/А-Ж, 1-29/Ж-Ш;
- хозяйственно-бытового корпуса с пунктом дезинфекции транспорта (N 2 по ПЗУ) в осях 1-14/А-И;
по устройству, железобетонных стен сооружения
- хранилища ЖРО (N 15 по ПЗУ);
по устройству кровель зданий
- медицинского центра на 90 койко-мест и 10 койко-мест в ОАРИТ в осях 1- 29/А-Ш;
- хозяйственно-бытового корпуса с пунктом дезинфекции транспорта в осях 1-14/А-И;
по устройству стяжек полов и металлоконструкций фахверков здания
- медицинского центра на 90 койко-мест и 10 койко-мест в ОАРИТ в осях 1- 13/А-Ж, 22-29/А-Ж, 1-29/Ж-Ш;
- не ведутся специальные журналы работ (нарушение требований РД-11-05- 2007, п. 10);
- не заполнены разделы N N 1, 2, 3, 4, 5, 6 в общем журнале работ N 182- 2020-11/15 (нарушение требований РД-11-05-2007, п. 8);
- отсутствуют подписи ответственных лиц в графе 4 раздела 3 общих журналов работ N 182-2020-11/1, N182-2020-11/16, N 182-2020-11/13 (нарушение требований РД-11-05-2007, пункты 8.3, 9);
- не осуществляется строительный контроль лица, осуществляющего строительство, не заполнены разделы 5, 6 общего журнала работ N 182-2020-11/1 (нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ от 29.12.2004, ст. 53, ч. 2, ч. 4; РД-11-05-2007, пункты 8.5, 8.6, 9);
- отсутствует отметка об устранении замечаний строительного контроля заказчика в разделе 4 общего журнала работ N 182-2020-11/1 (нарушение требований РД-11 -05-2007, пункты 8.4,9);
- не заполнены разделы 1, 2, 6 общего журнала работ N 182-2020-11/13 (нарушение требований РД-11 -05-2007, п. 8).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки органом государственного строительного надзора от 09.11.2020 N 151/1.
Установив вышеперечисленные нарушения, 03.12.2020 Отделом в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 182/2020/69 по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 02.03.2021 N 182/2020/69 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являются как застройщик, так и технический заказчик.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, проводится строительный контроль.
Частью 2 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение), предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 3 Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Согласно пункту 6 Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (пункт 12 Положения).
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Как установлено судом первой инстанции, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" на основании Государственного контракта от 07.09.2020 N 2020187376732554164000000 (далее - Государственный контракт) на строительство спорного Объекта капитального строительства является лицом, осуществляющим строительный контроль при строительстве Объекта.
Исполнение Предприятием функций, возложенных Государственным заказчиком в рамках Государственного контракта, подтверждается материалами дела, в том числе актами проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства N 44 от 23.09.2020 (том 1 л.д.86 оборотная сторона), N 47 от 16.11.2020 (том 1 л.д.89), N 50 от 26.10.2020 (том 1 л.д.91), N 2 от 29.01.2021 (том 1 л.д.93), актами об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 151/20-01 от 23.12.2020 (том 1 л.д.100), N 151/21-02 от 15.01.2021 (том 1 л.д.103).
Более того, направленное Предприятием в экспертное учреждение заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий N ФКП/СФ/2513 от 30.10.2020, содержит раздел "сведения о застройщике, техническом заказчике" в котором заявитель самостоятельно указал, что является застройщиком, техническим заказчиком спорного объекта (том 1 л.д.60-62).
Данный вид деятельности соответствует видам деятельности, указанным в пунктах 10-12 Устава Предприятия, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р (с изменениями от 29.06.2011 N 1119-р).
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Предприятие является надлежащим субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Доказательств возложения строительного контроля за выполнением работ по Государственному контракту на иных лиц в материалы дела не представлено.
Выявленные при проверке нарушения подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Довод подателя жалобы о том, что до получения проектной документации и разрешения на строительство у заявителя не имеется предмета и основания для проведения строительного контроля, подлежит отклонению. Проверка проводилась административным органом в период с 26.10.2020 по 09.11.2020, то есть после заключения Государственного контракта, в связи с чем заявитель был уведомлен о необходимости проведения строительного контроля на Объекте. Более того, акт проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 23.09.2020 N 44 свидетельствует о том, что Предприятие было уведомлено и приступило к выполнению обязанностей по проведению строительного контроля.
Акты проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства N 47 от 16.11.2020, N 50 от 26.10.2020, N 2 от 29.01.2021, а также акты об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 151/20-01 от 23.12.2020, N 151/21-02 от 15.01.2021, на которые ссылается заявитель в обоснование проведения строительного контроля, не подтверждают надлежащее выполнение Предприятием возложенных на него обязанностей, поскольку были составлены после проведения административным органом выездной проверки.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения Предприятием требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Предприятием необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения заявителем правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
В целом доводы подателя жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 июня 2021 года по делу N А42-2248/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2248/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации