г. Москва |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А40-119639/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2021 г. по делу N А40-119639/21
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" (далее - ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией.
Решением суда от 08.07.2021 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 32 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители сторон, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании п. 9.1.2.14 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 46, приказа руководителя Управления от 24.12.2020 N 19-нд в период с 01.04.2021 по 25.06.2021 Управлением проводится плановое систематическое наблюдение за соблюдением АО "Почта России" лицензионных условий осуществления деятельности и обязательных требований и норм в области связи в части соблюдения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, и иных обязательных требований в области почтовой связи.
В результате наблюдения Управлением было выявлено административное правонарушение, подпадающее под действие ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией)", совершенное АО "Почта России".
Административный орган пришел к выводу о том, что АО "Почта России" допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг почтовой связи с нарушением п. 5 требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) от 11.04.2018 N 162571, выданной Роскомнадзором (далее - лицензия), п. 1 ст. 46, ст. 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а также ст. 20, Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пп. "б", "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (ПОУПС).
Выявление указанных выше обстоятельств послужило основанием в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ для составления в отношении АО "Почта России" 26.05.2021 протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ N АП-27/08/759.
Протокол N АП-27/08/759 от 26.05.2021 составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя АО "Почта России" Скобцевой Л.Ю., действующей на основании доверенности N 79/9-н/79-2020-4-479 от 22.07.2020.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управлением материалы административного дела с соответствующим заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности были направлены в Арбитражный суд г. Москвы.
Привлекая к административной ответственности АО "Почта России" по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 года N 176-ФЗ операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи") оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее- Закон "Об информации"), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных ст.ст.15.1 - 15.4 Закона "Об информации".
В соответствии с п. 5 условий лицензии при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 66 Правил претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленных законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов административного дела, в рамках проводимого во 2 квартале 2021 года систематического наблюдения Филиалом ФГУП "ГРЧЦ" в Дальневосточном федеральном округе осуществлена рассылка контрольных писем через почтовые ящики, принадлежащие АО "Почта России", установленные на территории г. Биробиджана и на территории административных центров и иных поселений муниципальных районов Еврейской автономной области, а также проведен мониторинг соблюдения оператором связи АО "Почта России" требований законодательства РФ в области почтовой связи, предъявляемых к оформлению почтовых ящиков.
В результате мониторинга в отношении отдельных почтовых ящиков, установленных на территории г. Биробиджана, а также на территории Смидовичского района Еврейской автономной области, выявлены нарушения п. 6 л), п. 7 б), п. 8 п. 46 в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), подпункта а) пункта 2, пункт 5 приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 "Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции".
В соответствии с требованиями п. 6 ПОУПС внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения; б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий; г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них; д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов; е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса; ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов; з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке; и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; л) настоящие Правила; м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.
В соответствии с требованиями п. 7 ПОУПС внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация: а) о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; б) о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции; в) о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи.
В соответствии с требованиями п. 8 ПОУПС на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В соответствии с требованиями пп. "в" п. 46 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее - Нормативы), в соответствии с пунктом 2 которых нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
на территории административных центров муниципальных районов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;
на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.
В соответствии с пунктом 5 Нормативов контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.
Плановое систематическое наблюдение (методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом) проводится в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14.06.2006 N 75 (зарегистрированной в Минюсте от 04.07.2006 N 8000) в отношении оператора почтовой связи АО "Почта России": - за соблюдением контрольных сроков пересылки почтовых отправлений внутриобластного потока визуальным способом путем сравнения фактических сроков пересылки письменной корреспонденции по оттискам календарных почтовых штемпелей (далее оттиски КПШ) объектов почтовой связи мест приема (обработки) и мест назначения, проставленных на оболочках (конвертах) возвращенных контрольных писем, а также на оболочках (конвертах) письменной корреспонденции, поступившей в адрес Биробиджанского территориального отдела Управления, с контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденные приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257; - за соблюдением Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции визуальным способом путем проверки соответствия указанных на почтовых ящиках расписаний выемки письменной корреспонденции, утвержденные приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257; рассылка контрольных писем через почтовые ящики, расположенные в административном центре субъекта Российской Федерации (г. Биробиджан) и в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации; путем сличения дат отправки контрольных писем по регистрационным карточкам с датами на оттисках КПШ объектов почтовой связи мест приема (обработки), проставленных на оболочках (конвертах) возвращенных контрольных писем, с расписаниями выемки письменной корреспонденции, указанными на почтовых ящиках, и с утвержденные приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 нормативами частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
Контрольные письма рассылаются для проверки межобластного и внутриобластного потока, частоты выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков. Отправку контрольных писем рекомендуется проводить в первые два месяца отчетного квартала.
Как верно установлено судом первой инстанции, на почтовых ящиках, установленных по адресам: г. Биробиджан, Медгородок, д. 26 п/я N 24 - отсутствует наименование оператора связи; ул. Советская, д. 64-а п/я N 9 - отсутствует присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В г. Биробиджан, ул. Юбилейная, д. 1, ОПС 679006 - отсутствует необходимый информационный материал о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции (есть только первая страница из г. Абакан и в г. Абакан), внутри ОПС на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют правила оказания услуг почтовой связи.
В с. Найфельд, ул. 40 лет Победы д. 3, ОПС 679519 отсутствует необходимый информационный материал о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции (есть только первая страница из г. Абакан и в г. Абакан), внутри ОПС на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют правила оказания услуг почтовой связи, отсутствует почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции.
В п. Николаевка, ул. Комсомольская, д. 4, ОПС 679170 внутри ОПС на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют правила оказания услуг почтовой связи.
В п. им. Тельмана, ул. Школьная, д. 10, ОПС 679185 отсутствует необходимый информационный материал о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции (есть только первая страница из г. Абакан и в г. Абакан), внутри ОПС на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют правила оказания услуг почтовой связи.
При анализе соблюдения частоты выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков, который проводился путем сравнения времени отправки контрольного письма, указанного в Регистрационной карточке (дата, час, минута) с временем выемки писем, указанным в Расписании выемки (час, минута) и датой исходящих оттисков календарных штемпелей установлено, что выемка произведена с нарушением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
Выявлены нарушения нормативов частоты сбора из почтового ящика письменной корреспонденции на территории Смидовичского района Еврейской автономной области: - п/я N 7 (п. Волочаевка 679162, ул. Шевченко, д. 4) КП опущены 14.04.2021 в 12:53 (время выемки на п/я понедельник, вторник, четверг, суббота в 12:30, пятница - 09:15) исходящий ОКШ 20.04.2021, нарушение - превышение выемки на 5 дней.
В ходе проведения СН выявлено, что в участке сортировки и доставки письменной корреспонденции не проставляются оттиски календарных почтовых штемпелей мест доставки почтовых отправлений, т.о. отсутствует возможность определить контрольные сроки пересылки почтовых отправлений.
Таким образом, АО "Почта России" не предприняло все возможные меры для недопущения нарушений взятых на себя обязательств по оказанию услуг надлежащего качества и соблюдению нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
В данном случае событие вмененного административного правонарушения подтверждено совокупностью находящихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан верный вывод о наличии в действия АО "Почта России" состава вмененного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 административным органом не допущено.
Административным органом и судом не пропущен срок давности, предусмотренный ч. ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Административное правонарушение совершено 02.04.2021.
Административное правонарушение выявлено 26.05.2021.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Выявленное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем обнаружения правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения не пропущен.
Доводы о малозначительности вменяемого правонарушения, со ссылкой на ст. 2.9 КоАП РФ апелляционным судом отклоняется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с п. 18.1 данного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав вменяемого заявителю правонарушения является формальным, таким образом, для привлечения Общества к административной ответственности достаточно факта совершения данного деяния, независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия ответчика и образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий.
При этом охраняемым объектом является социально значимая сфера общественных правоотношений, а именно, права и законные интересы потребителей. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного ответчиком. Следовательно, административное правонарушение, совершенное заявителем, не является малозначительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства и не опровергают правильных выводов решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2021 г. по делу N А40-119639/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119639/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"