2 сентября 2021 г. |
А39-4812/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (ИНН 1324002271, ОГРН 1171326003650) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.07.2021 по делу N А39-4812/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22.04.2021 N 200.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - Ткачева О.А. на основании доверенности от 24.08.2021 N 28 сроком действия до 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) при рассмотрении заявления муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры имени Алексея Владимировича Ухтомского" (далее - Центр культуры, потребитель) усмотрело наличие в деянии общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - ООО "Рузканал", общество, заявитель) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), о чем уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении 11.03.2021 N 24.
По результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление 22.04.2021 N 200, которым ООО "Рузканал" привлечено к ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Также Обществу 22.04.2021 выдано представление N 974 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21-101/2021.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 09.07.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал обществу в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным и отмене постановления управления от 22.04.2021 N 200, представление от 22.04.2021 N 974 признал незаконным и отменил.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 9.21 Кодекса, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ООО "Рузканал" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель считает, что выдача технических условий не свидетельствует о наличии технической возможности присоединения к существующим системам инженерно-технического обеспечения.
Общество обращает внимание на, что ООО "Рузканал" осуществляет деятельность в сфере водоотведения с 01.07.2017 и не имеет возможности осуществить мероприятия по восстановлению канализационной системы 100% изношенностью. Указанные мероприятия общество включило в инвестиционную программу, которая до настоящего времени не утверждена, что прямо противоречит пунктам 10, 12 Правил N 83.
Подробно доводы общества приведены в апелляционной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя административного органа, Первый арбитражный апелляционный суд не установил наличия оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Общество является субъектом естественной монополии, осуществляющим холодное водоснабжение, а также деятельность по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из материалов дела, ООО "Рузканал" 30.06.2020 выдало технические условия на подключение к канализационным сетям объекта "Капитальный ремонт центра культуры имени Алексея Владимировича Ухтомского. Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Революции 1905 года, д. 4" (далее - объект).
Техническими условиями предусмотрена в том числе, замена насоса 2 СМ 250-200-400/6 в количестве I ед. на канализационной сети (КНС).
Центр культуры 02.02.2021 направил в адрес ООО "Рузканал" заявление о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоснабжения.
Письмом от 03.02.2021 ООО "Рузканал" сообщило, что администрация городского поселения Рузаевка только 15.12.2020 после утверждения тарифа согласовала инвестиционную программу, в связи с чем, Республиканская служба по тарифам не включила в тариф инвестиционную составляющую на 2021 и последующие годы. Поэтому, исходя из отсутствия инвестиционной программы по развитию и модернизации системы холодного водоотведения в технические условия подключения объектов капитального строительства включаются мероприятия по обеспечению технической возможности подключения и увеличения мощности. По указанному объекту проектно-сметная документация не согласована, технические условия от 30.06.2020 не выполнены, в том числе не предусмотрена замена насоса 2 СМ 250-200-400/6 в количестве I ед. на КНС.
Таким образом, у ООО "Рузканал" не имеется технической возможности для осуществления подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Центра культуры в антимонопольный орган.
В соответствии с Правилами N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением соответствующих документов (пункт 90 Правил N 644).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений (пункт 91).
В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил в полном объеме, направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 97 Правилам N 644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Из совокупного толкования части 4 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ и пункта 97 Правил N 644 следует, что основанием для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к водопроводным и (или) канализационным сетям является отсутствие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из пунктов 9, 13 Правил N 83 следует, что при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоснабжения и водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Управлением в ходе рассмотрения дела установлено, что 30.06.2020 обществом Центру культуры были выданы технические условия, что свидетельствует о наличии у заявителя технической возможности подключать новых абонентов к существующим системам инженерно-технического обеспечения.
Техническими условиями предусмотрена замена насоса 2 СМ 250-200400/6 в количестве 1 ед. на КНС.
Однако пункт 10 Правил N 83 и иные нормативные акты не содержат требований о включении в технические условия замены какого-либо оборудования, в рассматриваемом случае - насоса 2 СМ 250-200-400/6 в количестве 1 ед. на КНС.
Следовательно, обществом включены в технические условия требования, не предусмотренные законодательством.
Поэтому правильным является вывод административного органа о том, что ООО "Рузканал" неправомерно возложило на потребителя обязанность замены насоса, включив ее в технические условия.
Обстоятельства, которые заявитель привел в обоснование отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) спорного объекта к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, не свидетельствуют об отсутствии у него технической возможности.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия общества при рассмотрении заявления Центра культуры не соответствуют положениям Федерального закона N 416-ФЗ, пунктов 94, 97 Правил N644 и Правил N 83.
Событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии заявителя состава рассматриваемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела ООО "Рузканал" извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел оснований для признания совершенного ООО "Рузканал" правонарушения малозначительным.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Апелляционная жалоба ООО "Рузканал" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.07.2021 по делу N А39-4812/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4812/2021
Истец: ООО "Рузаевское канализационное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
Третье лицо: мцниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр культуры имени А.В. Ухтомского"