г. Вологда |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А44-7250/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 мая 2021 года по делу N А44-7250/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Коммунальный стандарт" (ОГРН 1165321055008, ИНН 5321183556; адрес: 173014, Новгородская область, Великий Новгород, улица Московская, дом 57, корпус 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (ОГРН 1035300289364, ИНН 5321040050; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Мерецкова-Волосова, дом 13; далее - комитет) о взыскании 107 055 руб. 41 коп., в том числе 96 561 руб. 37 коп. основного долга за жилищно-коммунальные услуги за период с января 2018 года по октябрь 2020 года в отношении жилых помещений (комнат N 240, 122, 51, 6а, 5а), расположенных в многоквартирном жилом доме N 8 по ул. Космонавтов в Великом Новгороде, квартиры N 58, расположенной в многоквартирном жилом доме N 3, корп. N 2 по ул. Коровникова в Великом Новгороде, квартир N 55, 59, 98, 99, расположенных в многоквартирном жилом доме N 13, по ул. Ломоносова в Великом Новгороде, а также законной неустойки за период с 24.09.2018 по 05.04.2020 в сумме 10 494 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 мая 2021 года по делу N А44-7250/2020 заявленные требования удовлетворены. С муниципального образования городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода в пользу общества взыскано 107 055 руб. 41 коп., в том числе 96 561 руб. 37 коп. основного долга, 10 494 руб. 04 коп. неустойки, а также 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что комитет не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с января 2018 года по октябрь 2020 года в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Великий Новгород находились жилые помещения (комнаты N 240, 122, 51, 6а, 5а), расположенные в многоквартирном жилом доме N 8 по ул. Космонавтов в Великом Новгороде, квартира N 58, расположенная в многоквартирном жилом доме N 3, корп. 2 по ул. Коровникова в Великом Новгороде, квартиры N 55, 59, 98, 99, расположенные в многоквартирном жилом доме N 13, по ул. Ломоносова в Великом Новгороде.
Общество осуществляет управление данными многоквартирными домами на основании решений общего собрания собственников помещений в указанных домах.
Муниципальное образование не произвело оплату услуг по содержанию и обслуживанию общедомового имущества и взносов на капитальный ремонт.
Претензия от 20.05.2020 N 153, направленная обществом в адрес комитета, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества с иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что собственник помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается или на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме, или органом местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 154 указанного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
На основании пунктов 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Из расчета, содержащегося в заявлении об уточнении размера исковых требований, следует, что общество начислило плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, взносы за капитальный ремонт по спорным жилым помещениям с учетом периодов, когда они не были переданы по договору социального найма.
Доказательств оплаты задолженности комитетом не представлено.
Довод комитета о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу, судом первой инстанции не принят на основании следующего.
Решение вопросов местного значения, к которым относится владение, пользование и содержание муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложено на администрацию соответствующего муниципального образования.
В силу пунктов 1.1 и 3 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, утвержденного постановлением администрации Великого Новгорода от 29.12.2015 N 5532, комитет обеспечивает осуществление полномочий администрации Великого Новгорода по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Великого Новгорода.
Поскольку комитет является уполномоченным органом администрации Великого Новгорода в сфере владения и пользования муниципальным имуществом, суд первой инстанции верно посчитал, что комитет должен нести бремя расходов на его содержание и уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылка апеллянта на то, что между администрацией Великого Новгорода (доверитель) и муниципальным бюджетным учреждением "Городское хозяйство" заключен договор поручения от 30.12.2015, в соответствии с условиями которого поверенный от имени и за счет доверителя производит юридические действия, включая оплату за коммунальные услуги за пустующие помещения, в том числе по решениям суда, а также что между комитетом и муниципальным бюджетным учреждением "Городское хозяйство" 09.01.2018 заключено соглашение N 7 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Великого Новгорода, согласно условиям которого учредитель обязался предоставить в 2018 году учреждению субсидию в сумме 1 925 500 руб. на мероприятия в области жилищного хозяйства (оплата коммунальных услуг за пустующие муниципальные квартиры), не принимается коллегией судей, поскольку доказательств того, что по указанному соглашению комитет перечислил субсидию на оплату услуг по спорным квартирам за весь спорный период ответчик не представил.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 96 561 руб. 37 коп. основного долга.
Истец начислил 10 494 руб. 04 коп. неустойки за период с 24.09.2018 по 05.04.2020.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 указанного Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет неустойки судом первой инстанции проверен, признан верным.
Возражений по расчету неустойки от ответчика не поступало, в апелляционной жалобе не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 10 494 руб. 04 коп. неустойки.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 мая 2021 года по делу N А44-7250/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7250/2020
Истец: ООО "Управляющая компания Коммунальный стандарт"
Ответчик: городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода