г. Пермь |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А60-61615/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Назаровой В.Ю. Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паршиной В.Г.,
при участии:
от истца: Дмитриев А.С., представитель по доверенности от 20.08.2021;
от ответчика: Клиновицкая О.Н., представитель по доверенности от 20.11.2020;
рассмотрел в судебном заседании, в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел", апелляционную жалобу, истца - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "ЛАЗУРИТ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 июня 2021 года
по делу N А60-64688/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЛАЗУРИТ" (ИНН 6674225650, ОГРН 1076674017188)
к публичному акционерному обществу "Т ПЛЮС" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Лазурит (далее - истец) обратилось к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик) с иском об обязании ПАО "Т Плюс" заключить договор ресурсоснабжения с ООО УК "Лазурит" в отношении МКД расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 6, на условиях изложенных в договоре N Ур6/Т от 01.07.2020.
Решением от 11.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить принять новый судебный акт.
До начала судебного разбирательства от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лазурит" поступило ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу.
В судебном заседании представитель истца поддержал ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу.
В судебном заседании представитель ответчика возражала по ходатайству об отказе от иска и прекращении производства по делу; по мнению ответчика, отказ от иска не подлежит принятию апелляционным судом, поскольку это нарушит права иных лиц, нивелировав изложенный в обжалованном решении вывод суда первой инстанции о наличии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 15.04.2020; спор подлежит рассмотрению по существу, решение по делу считает законным и обоснованным.
Рассмотрев заявленное ходатайство истца об отказе от иска, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В подтверждение статуса управляющей организации спорного МКД истцом представлен протокол общего собрания собственников помещений МКД от 15.04.2020.
На момент подачи иска доказательств признания указанного протокола общего собрания собственников помещений в установленном законом порядке недействительным либо принятия собственниками решений об изменении способа управления многоквартирным домом, выборе иной управляющей организации, как и доказательств, свидетельствующих о том, что функции управляющей организации в спорный период времени фактически осуществляло иное юридическое лицо, в материалы дела не представлено.
При этом в силу положений Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124) порядок и основания заключения таких договоров законодательно определен.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
При этом Исполнитель коммунальной услуги направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки:
исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации;
исполнитель в лице товарищества - не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления;
исполнитель в лице кооператива - не позднее 7 дней со дня принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме об управлении многоквартирным домом, если кооператив не заключил договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения договора управления с управляющей организацией.
Согласно пункту 6 названных правил к заявке (оферте) прилагаются следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом:
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
а(1)) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - для управляющих организаций;
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям или обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в случае заключения в соответствии с настоящими Правилами договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабженияи (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля2006г.N83"Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователям и помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабженияи (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 7 названных положений документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, а также обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, являются:
а) для управляющей организации:
если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;
Таким образом, в силу подпункта а) пункта 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у управляющей организации обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Производство по настоящему делу возбуждено на основе волеизъявления ООО УК "Лазурит", в рамках соответствующих и действующих полномочий общества, как управляющей организации МКД.
При этом в силу статей 41, 49 АПК РФ отказ от иска является правом истца, реализуемым по своему усмотрению, и не может ставиться в зависимость от желания другой стороны, а именно, процессуальным действием, влекущим прекращение производства по делу (п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ), возбужденному по инициативе самого истца, и влечет невозможность истца повторно обратиться в арбитражный суд с иском к тем же лицам, с тем же предметом и по тем же основаниям.
В соответствии с названной нормой суд ограничивает усмотрение стороны при реализации ее права на отказ от иска в целях осуществления возложенных на суд обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").
Частью 5 ст. 49 АПК РФ определены пределы контроля суда при распоряжении истцом своими правами на отказ от иска, тем самым обеспечены разумный баланс между диспозитивностью и императивностью в арбитражном процессе, соблюдение законности, защита прав и законных интересов других лиц. Воспрепятствование свободному распоряжению истцом своими процессуальными правами должно происходить только в исключительных случаях.
Таким образом, отказ от иска относится к распорядительным правам истца, обусловленным его материальными притязаниями, является проявлением принципов равенства сторон и состязательности судопроизводства в арбитражном суде.
Доводы ответчика апелляционным судом отклоняются, поскольку наличия нарушения прав других лиц в данном случае не подтверждают.
Суд отмечает, что права заинтересованных лиц на обращение в компетентные органы, а равно право на судебную защиту заинтересованных лиц и самого ответчика при наличии доказательств ничтожности решений общего собрания собственников, не ограничиваются и не ставятся в зависимость от отказа истца от данного иска о понуждении ответчика к заключению договора энергоснабжения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предметом спора являлись правоотношения истца, третьих лиц на стороне истца (инициатора и секретаря общего собрания) и ответчика, принятие судом отказа от иска, хотя бы это и было направлено на исключение юридической силы выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, не говорит о том, что данные действия (отказ истца от иска в апелляционной инстанции и принятие его судом) причиняют ущерб правам и законным интересам третьих лиц, а равно не свидетельствует о противоречии данных действий закону, поскольку они прямо не противопоставляются интересам иных лиц, тогда как из смысла нормы части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что отказ суда в принятии отказа от исковых требований может быть вызван исключительно указанными факторами.
Таким образом, отказ истца от иска в апелляционной инстанции допускается ст.49 АПК РФ, не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону, заявленный истцом отказ от иска принят апелляционным судом на основании ч. 5 ст. 49 АПК РФ.
Учитывая, что судом принят заявленный истцом отказ от исковых требований, исходя из ограниченности полномочий суда, предусмотренных процессуальным законодательством (ст.49 АПК РФ), вопрос об установлении ничтожности решений общего собрания собственников не подлежит рассмотрению судом по существу в рамках данного дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению. При этом одновременно с прекращением производства по делу арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет принятый судом первой инстанции судебный акт по существу спора.
Поскольку отказ от иска заявлен истцом в суде апелляционной инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением производства по делу государственная пошлина, уплаченная по иску, подлежит возврату из федерального бюджета истцу в размере 50 %.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением производства по делу государственная пошлина, уплаченная по апелляционной жалобе, подлежит возврату из федерального бюджета в размере 50 %.
Руководствуясь статьями 49,104,150,176,258,266-270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска, заявленный истцом - ООО Управляющая компания "Лазурит", по делу N А60-61615/2020.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2021 года по делу N А60-61615/2020 отменить.
Производство по делу N А60-64688/2020 прекратить.
Возвратить ООО Управляющая компания "Лазурит" из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по иску в составе суммы 6000 руб., уплаченной по платежному поручению N 2520 от 23.12.2020.
Возвратить ООО Управляющая компания "Лазурит" из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины, уплаченной по апелляционной жалобе по платежному поручению N 5878 от 05.07.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61615/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТ, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЛАЗУРИТ
Ответчик: ПАО "Т ПЛЮС"
Третье лицо: Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области