г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А21-22/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Здвижкова Е.Н. (доверенность от 30.10.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22582/2021) общества с ограниченной ответственностью "Ролес" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2021 по делу N А21-22/2021(судья Любимова С.Ю.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "РОЛЕС" к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ролес" (далее - ООО "Ролес", общество, истец) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, с учетом уточнения от 05.04.2021, о взыскание Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство, ответчик) излишне внесенной за 2018- 2020 годы арендной платы по договору аренды лесного участка от 05.07.2010 N 155-з.д. в размере 14 818 210,58 руб.
Решением от 26.05.2021 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене; сославшись на п. 4 ст. 614 ГК РФ, просило требование удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством и Обществом 05.07.2010 заключен договор аренды лесного участка N 155-з.д. (далее - Договор) в Гвардейском и Полесском лесничествах в целях заготовки древесины на срок с 05.07.2010 по 05.07.2020.
Договор заключен по результатам торгов (пункт 1 Договора) и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Общество приняло лесной участок по акту приема-передачи и приступило к его использованию. При заключении договора приложениями N 3 и N 3а для Общества установлены цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке для заготовки древесины.
Приказами Министерства от 06.12.2018 N 677 и от 06.12.2018 N 681 утверждены новые лесохозяйственные регламенты соответственно Гвардейского и Полесского лесничеств, которые вступили в силу с 01.01.2019.
По мнению Общества, новыми лесохозяйственными регламентами установлена новая расчетная лесосека по лесничествам для заготовки древесины при всех видах рубок, которыми существенно изменены допустимые объемы изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений.
Общество, полагая, что в 2018-2020 годах не имело возможности производить рубку погибших и поврежденных лесных насаждений сверх объемов, установленных действующей расчетной лесосекой, в связи с чем у ООО "Ролес" образовалась переплата арендных платежей в размере 14 818 210,58 руб., направило в адрес Министерства претензию от 06.11.2020.
Поскольку данная претензия оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Требование истца о взыскании излишне внесенной арендной платы направлено на пересмотр условий договора в части начисления арендной платы.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
При этом Законом N 206-ФЗ в ЛК РФ введена статья 74.1, согласно части 2 которой изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ранее Общество обращалось в Арбитражный суд Калининградской области с требованиями к Министерству о внесении изменений в договор в связи с утверждением новых лесохозяйственных регламентов Гвардейского и Полесского лесничеств Калининградской области (дела N А21-15631/2019 и N А21-10780/2019). Вступившими в законную силу судебными актами по указанным делам в удовлетворении требований Обществу было отказано, поскольку установлено, что оснований для внесения изменений в договор как в части объема выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, так и в части ежегодного объема заготовки древесины и размера арендной платы, не имеется. При этом в рамках рассмотрения дела N А21-15631/2019 судами установлено, что в данном случае ни вид использования лесов (заготовка древесины), ни площадь лесного участка по договору не изменились, а вывод Общества о снижении объема работ по проведению санитарных рубок в связи с улучшением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, как и вывод о снижении объема лесовосстановительных работ ввиду снижения объема санитарных рубок является ошибочным.
Кроме того, в рамках дела N А21-792/2020 о взыскании с Общества арендной платы за период с 01.05.2020 по 05.07.2020 судом апелляционной инстанции не установлено переплаты по арендным платежам за 2019 и 2020 годы.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Статьей 73 ЛК РФ установлен порядок определения размера арендной платы. Для вида использования леса "заготовка древесины" размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таблицей 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, с учетом породы качественного состояния древесины, а также поправочные коэффициенты.
Расчет годовой арендной платы, указанный в дополнительном соглашении от 29.05.2016 к договору, произведен исходя из ежегодного объема заготовки каждой породы древесины с учетом ее качественного состояния, установленного приложением N 3 к данному дополнительному соглашению, на ставку платы за единицу объема породы древесины лесных насаждений.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 и от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изменены коэффициенты индексации арендной платы.
В силу указанных изменений 30.01.2019 с Обществом заключено дополнительное соглашение, по условиям которого размер арендной платы был проиндексирован.
Согласно подпункту 4 пункта 12 главы 3 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором. Соглашений об освобождении арендатора от уплаты арендной платы за пользование лесным участком, об изменении ее размера, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, от 14.12.2016 N 1350 и от 11.11.2017 N 1363, не заключалось.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2021 по делу N А21-22/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-22/2021
Истец: ООО "РОЛЕС"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области