г. Санкт-Петербург |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А42-1305/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.
при участии от ответчика - Решёткина К.М. (доверенность от 24.09.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25339/2021) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице Филиала "Кольский" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.2021 по делу N А42-1305/2021, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице Филиала "Кольский"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УЮТ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК N 1", истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уют" (далее - ООО "Уют", ответчик) о взыскании 1 317 726 руб. 17 коп. долга за тепловую энергию (с учетом уточнения требований, т. 2 л.д. 84, 120).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.2021 требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 140 406 руб. 37 коп. задолженности, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции о допустимости отнесения на ответчика объема тепловой энергии, используемой на подогрев горячей воды, только в пределах норматива расхода, поскольку такой алгоритм расчета соответствует учетному принципу определения объема потребленного коммунального ресурса, являющемуся приоритетным перед расчетным принципом. Общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ), определяющие объем теплоносителя, поставленного в многоквартирные дома (далее - МКД), введены в эксплуатацию и ответчиком осуществляется передача отчетов о теплопотреблении на основании показаний ОДПУ. Ответчиком не приняты меры по установке приборов учета отдельно на системе ГВС. При таких обстоятельствах расчет стоимости теплоэнергии, исходя из утвержденного нормативными актами тарифа на тепловую энергию, и по показаниям общедомового прибора учета как разница в объеме теплоносителя по подающему и обратному трубопроводу является обоснованным. Отмечает, что контррасчет ответчика не может быть признан обоснованным, поскольку произведен без учета повышающего коэффициента ввиду неустановки прибора учета на системе ГВС.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, между публичным акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский" (Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уют" (Покупатель) заключен договор теплоснабжения (в горячей воде и теплоэнергии) N 623 от 01.04.2018 (далее - Договор), по условиям которого Поставщик обязуется на условиях, предусмотренных настоящим Договором осуществлять поставку (продажу) коммунальных ресурсов - теплоносителя (горячая вода) и тепловой энергии на его подогрев, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), указанных в Приложении N 1, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемые коммунальные ресурсы в объеме, определенном в соответствии с разделом 6 настоящего Договора (пункт 2.1. Договора, т.1 л.д. 22-36).
На основании Договора от 01.04.2018 N 623 общество "ТГК-1" поставляет обществу "УК "Уют" тепловую энергию и теплоноситель в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ответчик.
В соответствии с пунктом 9.1. Договора, ответчик должен производить оплату поставленного коммунального ресурса до 20-го числа каждого месяца, следующего за расчетным.
Объем тепловой энергии и теплоносителя определен истцом на основании показаний общедомовых приборов учета.
Для оплаты тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в апреле - ноябре 2020 ответчику предъявлены счета, которые оплачены частично.
Ссылаясь на неоплату поставленного коммунального ресурса за период с апреля по ноябрь 2020, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах..., утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками в качестве способа управления управляющую организацию последняя и несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должно заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абзац 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Тепловая энергия при определении платы за горячее водоснабжение не относится к числу потребляемых коммунальных ресурсов, в силу чего используется как расчетная величина при применении двухкомпонентного тарифа в целях определения стоимости горячей воды по компоненту "тепловая энергия".
Исходя из изложенных норм, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие в МКД, обслуживаемых ответчиком, открытой системы теплоснабжения и в отсутствие раздельных ОДПУ на системе ГВС, объем поставленной истцом тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определил по нормативу потребления коммунальной услуги, ввиду чего суд признал необоснованным заявленный истцом расчет задолженности, определенный исходя из объема тепловой энергии, определенного по опказаниям ОДПУ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и апеллянтом в жалобе не опровергнуты.
Доводы апеллянта о том, что с учетом установленного законодательством приоритетного принципа учетного определения объема потребленного коммунального ресурса оснований для определения его по нормативу не имеется, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N АКПИ17-943, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663.
Из материалов дела следует, что отдельный прибор, учитывающий объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, в помещениях МКД, находящихся под управлением ответчика, отсутствует.
Таким образом, начисление платы за горячее водоснабжение (на подогрев воды) производится исходя из объема потребляемой горячей воды по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды, норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию.
Независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса ресурсоснабжающая организация обязана применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
При таких обстоятельствах включение в стоимость коммунального ресурса начислений за тепловую энергию на общедомовые нужды, исходя из показателей общедомового прибора учета, на чем настаивает апеллянт, неправомерно.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.2021 по делу N А42-1305/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1305/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1", ПАО ф-л "Кольский" "ТГК-1" - Апатитская теплосеть
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТ"