г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-34203/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Бодровой Е.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2021
по делу N А40-34203/21 по иску Минобороны России (ИНН 7704252261) к АО "ГУОВ" (ИНН 7703702341) о взыскании 1.933.008 руб. 33 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Доценко А.В. по доверенности от 23.04.2021,
от ответчика: Денисов Н.А. по доверенности от 07.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось с иском к АО "ГУОВ" о взыскании неустойки по государственному контракту N ДС-Ц-11/15-124 от 10.10.2016 в размере 1.933.008 руб. 33 коп.
Решением от 25.06.2021 в удовлетворении исковых требований - отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 10.10.2016 между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт N ДС-Ц-11/15-124 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Многоквартирный жилой дом N 420" по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18.
Согласно п.2.1 контракта государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик выполняет работы по капитальному ремонту объекта и все иные работы, необходимые для приведения Объекта до состояния полной готовности к эксплуатации в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 контракта (Выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ").
В соответствии с разделом 5 контракта, генподрядчик должен завершить выполнение работ по контракту в следующие сроки: работы по капитальному ремонту - 01.09.2017 г., подписание итогового акта приемки выполненных работ - 02.10.2017 г.
Истец основывает свои требования на том, что генподрядчиком были нарушены сроки выполнения обязательств по контракту, сроков выполнения этапов работ.
Согласно п.2 ст.763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и с требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ, ответчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Согласно п.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 18.4 Контракта, установлено, что в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Согласно п.18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец начислил ответчику неустойку за просрочку сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом (п.18.4 контракта) и неустойку за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта) в размере 1.933.008 руб. 33 коп.
Возражая по существу заявленных требований, ответчик указывает, что не допустил нарушения условий договора.
Ответчик действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота и предпринял все меры для надлежащего и своевременного исполнения обязательств по контракту.
Так, судом установлено отсутствие вины ответчика в просрочке исполнения обязательства вследствие просрочки самого кредитора. А также ввиду переноса сроков и лимитов финансирования по контракту, наличия встречного неисполнения Заказчиком своих обязательств, стороны перенесли срок окончания выполнения работ.
Частью 9 ст.34 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В силу п.2 ст.401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п.7.1.3. контракта, если установлена необходимость проведения исследований и/или экспертиз представленных материалов, изделий, срок, указанный в подпункте 7.1.2. контракта, увеличивается на срок проведения таких исследований и (или) экспертиз. Расходы по проведению данных исследований и (или) экспертиз несёт Генподрядчик.
Заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передаёт генподрядчику в установленном порядке на период проведения работ строительную площадку и объект (исключительно в целях выполнения работ) по акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет государственному заказчику в течение трёх дней со дня подписания, а также всю необходимую для проведения работ документацию (п.7.1.4 контракта).
Согласно п.1.1.22. контракта, строительная площадка сформированный в соответствии земельным кодексом российской Федерации земельный участок, переданный заказчиком генподрядчику по акту передачи строительной площадки и Объекта на период выполнения работ до сдачи объекта в гарантийную эксплуатацию.
Техническая документация - требования к работам и документы (документация), содержащая и указанные в разделе 23 контракта (п.1.1.24 контракта).
По условиям контракта, функцией заказчика, предусмотренной п.7.1.6. является оказание содействия генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика, а также решение вопросов по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции заказчика.
В соответствии с п.1 ст.759 ГК РФ Заказчик до начала проектно-изыскательских работ должен передать генподрядчику в установленном порядке задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (при определении календарных сроков разработки проектной документации и выполнения последующих работ, стороны исходили из того обстоятельства, что исходные данные для проектирования со стороны заказчика будут предоставлены в разумный срок после заключения контракта.
В силу ч. 6, 7 ст.48 ГрК РФ, п.10, п.11 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": задание на проектирование; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
- правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства; технические условия, предусмотренные ч.7 ст.48 ГрК РФ и иными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия); являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст.759 ГК РФ заказчик должен предоставить генподрядчику.
Вышеуказанные документы являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить генподрядчику.
Заказчик не в полном объеме и несвоевременно передал генподрядчику исходные документы.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий СНиП 11-02-96, утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016N 1033/пр заказчик прилагает к договору (контракту) задание на выполнение инженерных изысканий, материалы и документы, необходимые для выполнения работ - исходные данные, которые включают в себя:
- ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
- правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
- схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
- материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
- координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
- копии имеющихся топографических и иных карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
- материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
- материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
- иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
Заказчик в нарушение вышеуказанных норм права и условий контракта несвоевременно передал генпроектировщику задание на проектирование и документы, составляющие исходные данные.
Согласно п. 2.5. государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определённых в разделе 7 контракта, Федеральному казённому предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (сокращённое наименование - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее именуемое по тексту - Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ. Заказчик действует от имени Государственного заказчика.
Государственным заказчиком поздно предоставлена согласованная программа комплексного обследования здания объекта: "Многоквартирный жилой дом М 420" по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18 с учётом дополнительного объёма работ.
В соответствии с п.4 Положения о выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20, основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа инженерных изысканий.
Программы комплексного обследования здания объекта утверждены только в октябре 2018 и направлены письмом N ФКП/ЦВО/2/8076 от 26.10.2018, с просрочкой в 746 дней.
29.08.2017 г. письмом N исх - 15141 генподрядчик направил заказчику техническое заключение по объекту "Многоквартирный жилой дом N420" (шифр объекта Ц-11/15-124).
Изложенные в разделе 23.2 контракта требования к работам явно недостаточны, указанные в нем технические требования фактически не соответствуют позднее утвержденным в техническом задании.
Как следует из письма заказчика от 23.07.2018 г. N ФКП/ЦВО/19/5403 превышение стоимости Работ над первоначально согласованной сторонами составило 72,14%.
В связи с невозможностью начала выполнения работ на объекте до момента подготовки правоустанавливающих документов и полного пакета технической документации, срок выполнения работ перенесен соразмерно периоду просрочки их предоставления.
Кроме того, согласно ст.49 ГрК РФ в случае модификации проектной документации, затрагивающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, требуется повторная государственная экспертиза проектной документации.
В соответствии с п.7.4.8. ГОСТ Р 21.1101-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением параметров объекта строительства, влияющих на его конструктивную надежность и безопасность, и необходимостью переутверждения проектной документации, вносят по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование.
Согласно условиям контракта, ответчик выполняет работы по капитальному ремонту на основании предоставленной ему заказчиком проектной документации и самостоятельно ее не разрабатывает. В данном случае просрочка предоставления исходной проектной документации истцом является обстоятельством, препятствующим своевременному выполнению работ ответчиком.
В п.1.1.24. и п.п.1.10 п.23.2. контракта предусмотрено, что детальное обследование выполнено по контракту N ДС-Ц-11/14-8 от 24.09.2014 г., оформлена ведомость объемов необходимых работ.
В соответствии с приказом руководителя РУЗКС ЦВО от 17.10.2017 N 319 "О создании комиссии по принятию технических решений на внесение изменений в проектную и техническую документацию" заказчик в письме от 23.07.2018 N ФКП/ЦВО/19/5403 указал на отклонения состава и объёма работ и необходимость внесения изменений в проектную, рабочую и сметную документацию с учётом дополнительного объёма работ, не вошедших в контракт (просрочка кредитора 651 день).
Учитывая принятое заказчиком решение об изменении объема и состава работ, Ответчик вынужденно принял на себя обязательство по проведению повторному обследованию и повторной подготовке проектной документации, в результате чего по Контракту подлежал выполнению новый Этап работ, ранее не предусмотренный -обследование и подготовка проектной документации.
В результате срок выполнения работ по капитальному ремонту увеличился соразмерно сроку выполнения обследования и подготовки проектной документации.
Строительная площадка для выполнения работ предоставлена заказчиком несвоевременно с просрочкой, исключающей подготовку в срок проектной документации.
Согласно Градостроительному кодексу РФ инженерные изыскания - обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства.
В силу п.3 ст.47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий.
Согласно СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", СП 11-105-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания включают в себя полевой этап, в ходе которого должны быть произведены рекогносцировочные обследования территории, а также комплекс иных полевых работ.
Пунктом 1 ст.747 ГК РФ установлено, что заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
В соответствии с п.7.1.4 контракта заказчик до начала производства работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период выполнения работ строительную площадку и объект по акту приема-передачи, а также всю необходимую для выполнения Работ документацию.
Контрактом предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту Объекта многоквартирного жилого дома N 420 по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18, на действующем Объекте (шифр объекта Ц-11/15-124) (п. 23.2. контракта).
В связи с этим срок выполнения работ (в осенне-зимнее время 2016 г, зимнее -весеннее время 2017 года) был установлен исходя из фактического наличия систем инженерного оборудования, а именно: центральной системы отопления и электроснабжения.
Для производства строительно-монтажных работ у управляющей компании ООО "ГУЖФ" ОП "Самарский" в соответствии с Актами производства Работ приняты лишь 8 из 24 жилых домов, жилой дом N 420, являющийся Объектом настоящего Контракта, не передан о чём Генподрядчик уведомил Заказчика письмом от 27.10.2017 N исх -19234.
Фактически площадка для производства работ не была передана до настоящего времени, при том, что выполнять строительно-монтажные работы на объекте, не готовом для их выполнения невозможно.
При сроке выполнения работ до 01.09.2017 г., площадка заказчиком не передана до настоящего момента времени.
На объекте имеется пустующий жилищный фонд, при этом во многих квартирах отсутствуют замки и входные двери, данные обстоятельства повлияли на проникновение посторонних лиц в квартиры, в результате чего были демонтированы приборы отопления и стояки отопления.
О данных фактах подрядная организация АСК "ИКОДОМОСИНВЕСТПРОЕКТ" письмом от 15.08.2017 N 51 уведомила начальника управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, руководителя ООО "ГУЖФ" ОП "Самарский", начальника института войск РХБ защиты ВС РФ 33 ЦНИИИ МО РФ, но никаких мер принято не было.
Кроме того, на основании заявления от подрядной организации, органами следствия МО МВД России по ЗАТО г. Шиханы и п. Михайловский Саратовской области проводятся следственные действия по установлению лиц, причастных к демонтажу инженерных систем зданий.
Согласно п. 1 ст.747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст.52 ГрК РФ предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
Учитывая изложенное, усматривается, что обязательным условием выполнения изыскательских работ является сам земельный участок и правоустанавливающие документы на него, которые должны быть заблаговременно переданы лицу, выполняющему соответствующие работы.
28.03.2011 г. Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения (Регламент).
Согласно п.15 Регламента "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации". Согласованные исходные данные представляются государственному заказчику, после чего государственный заказчик заключает государственный контракт.
В соответствии с п.17 Регламента в состав таких исходных данных входят: кадастровый план земельного участка; свидетельство о праве собственности на земельный участок; технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям.
Указанные положения Регламента полностью согласуются с императивными нормами ст.759 ГК РФ и ст.48 ГрК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются заказчиком.
Таким образом, условия Контракта не могут изменять императивные нормы ст.759 ГК РФ и ст.48 ГрК РФ. Переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо.
Раздел 23 контракта "Требования к работам" не является исходными денными, а, следовательно, к моменту заключения контракта истец должен был предоставить Ответчику исходные данные, однако, свою обязанность не исполнил.
Учитывая необходимость внесения корректировок в проектно-сметную документацию с учётом дополнительного объёма работ, не предусмотренных Контрактом, (Приказ Руководителя РУЗКС ЦВО от 17.10.2017 N 319), Ответчик не мог своевременно выполнить работы по капитальному ремонту - 01.09.2017, в связи с чем основания для взыскания неустойки за период с 02.09.2017 по 02.10.2017 отсутствуют.
Фактически истец в отсутствии исходных данных пытается возложить на Ответчика обязанность по выполнению (ПИР), непредусмотренных Контрактом, (превышение стоимости работ на 72,14%) при отсутствии лимитов бюджетного финансирования на 2017-2018 годы (дополнительные соглашения от 20.03.2017 N 2 и от 02.08.2017 N 3).
Поскольку своевременность предоставления земельного участка и исходных данных (необходимых для выполнения инженерных изысканий, обследований, для внесения изменений в документацию), начало производства работ полностью зависела от действий Заказчика усматривается, что срок выполнения работ по капитальному ремонту был нарушен по вине Истца и подлежит соразмерному продлению на время просрочки Кредитора (на 746 дней).
В связи с тем, что начало исполнения контракта пришлось на период отопительного сезона 2016-2017, остановка подачи теплоснабжения в это время на объекте невозможна.
Контрактом установлен период выполнения работ с 10.10.2016 г. (с момента заключения Контракта по 02.10.2017 г.
В перечень объема работ, входило: ремонт кровли (восстановление ж/б перекрытия, замена мягкой кровли); ремонт инженерных систем (канализации и электроснабжения; ремонт подвальных помещений (обработка антисептиком, ремонт несущих конструкций, штукатурка).
Как установлено выше, демонтаж приборов и стояков отопления привел к срыву отопительных сезонов 2016-2017 и 2017 - 2018 годов.
Проведение указанных работ по контракту невозможно без наступления положительных температур воздуха. Выполнение работ с соблюдением всех требований по их качеству в срок согласно госконтракту в условиях отрицательных температур невозможно, приведен к нарушению и разрушению системы канализации, на основании изложенного производить работы возможным не представлялось.
Кроме того, выполнение работ по восстановлению системы теплоснабжения, требовало замены приборов и стояков отопления, что возможно лишь при условии отключения котельной военного городка.
Учитывая частичное заселение жилого фонда, это повлекло бы его размораживание в зимнее время и значительный ущерб имуществу.
Согласно ч.1 ст.21 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при выводе тепловых сетей в ремонт не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Пользователь разрешения на вывод из эксплуатации тепловых сетей не дал.
Таким образом, по независящим от Генподрядчика обстоятельствам срок выполнения работ был уменьшен до периода с 01.05.2017 - 01.10.2017, что недопустимо с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению.
О вышеуказанном обстоятельстве Генподрядчик письмом от 27.10.2017 N исх-19234 ("О восстановлении системы теплоснабжения жилых домов") поставил в известность Заказчика, приложив Акты о начале производства Работ по 8 домам и письмо от 15.08.2017 г. N51.
Заказчик отреагировал на известную ему ситуацию, находящуюся в зоне его ответственности лишь 16.10.2017 (указание заместителя Министра обороны РФ N Д-13064), что свидетельствует об установленном Контрактом заведомо невыполнимом сроке выполнения работ и просрочке кредитора.
Кроме того, отсутствие теплоснабжения в период отопительного сезона приведет к установлению температуры в зданиях и помещениях ниже законодательно установленных обязательных санитарно-эпидемиологических норм и требований, предъявленных к отоплению в жилых помещениях, общественных зданиях и сооружениях.
Частями 2, 3 ст.546 ГК РФ, п.76 ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации", установлен перечень оснований, при которых допускается, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи тепловой энергии в одностороннем порядке.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.21 ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" при выводе тепловых сетей в ремонт не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии. Таким образом, проведение планового ремонта тепловых сетей в отопительный период не представляется возможным.
Из содержания контракта следует, что подписание итогового акта не является работой (разработкой рабочей документации или выполнением строительно-монтажных работ), за окончание срока выполнения которой п.18.3 контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Подписание итогового акта не является обязательством в смысле ст.307 ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
При этом, контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Обязанности ответчика предусмотрены разделом 18 государственного контракта.
Неустойка за несвоевременное подписание итогового акта контрактом не предусмотрена, в связи с чем ее начисление за просрочку подписания итогового акта неправомерно.
Сложившаяся судебная практика также исходит из того, что при рассмотрении спора о взыскании с подрядчика неустойки судам следует определить, имелась ли у ответчика реальная возможность к исполнению обязательств в согласованный срок (будь то наличие полного комплекта технической документации, своевременная передача строительной площадки, оказание содействия со стороны заказчика и т.д.), в противном случае требования истца не подлежат удовлетворению.
Ввиду чего, неустойка, начисленная истцом за просрочку подписания итогового акта приемки выполненных работ не подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с п. 1.1.17 контракта итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, и являющийся основанием для окончательного расчета за выполненные работы.
Так, истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которой п.18.4 контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст.708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст.ст.330,331 ГК РФ).
Начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованно, так как п.п.18.3 и 18.4 контракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту.
Также подписание итогового акта не относится к определенному п.1.1., 2.1 контракта термину "работы".
Между тем, подписание итогового акта не является обязательством в смысле ст.307 ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Поскольку подписание итогового акта это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки неправомерно.
Пунктом 8.2.6. контракта за генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 контракта, оплата по контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по контракту на 2016-2017 годы.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.1 ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
20.03.2017 г. стороны подписали дополнительное соглашение N 2, в п.1 которого предусмотрели, что на 2017 год - финансирование не предусмотрено; на 2018 год - финансирование не предусмотрено.
02.08.2017 г. стороны подписали дополнительное соглашение N 3, в п.1 которого предусмотрели, что в п.3.1 контракта слова "При распределении финансовых средств в пределах цены Контракта, предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Геподрядчику, составляет." заменить словами "Распределение финансовых средств в пределах цены Контракта, предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Генподрядчику в соответствующем финансовом году, осуществляется Государственным заказчиком в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными главным распорядителем средств федерального бюджета, и указанными в решении о доведении (изменении) бюджетных обязательств по форме, установленной Приложением N 1 к соглашению. Государственный заказчик направляет генподрядчику сведения о доведении (изменении) бюджетных обязательств на соответствующий год в течение тридцати дней с момента доведения до государственного заказчика.
Таким образом, ответчик в соответствии с условиями контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2017-2018 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы истцом не предусмотрены.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости продления срока исполнения обязательств ввиду просрочки кредитора.
Принимая во внимание встречное неисполнение истцом своих обязательств по контракту, выразившееся в позднем предоставлении согласованной программы комплексного обследования здания объекта: "Многоквартирный жилой дом N 420" по адресу: Саратовская область, г.Вольск-18 с учётом дополнительного объёма работ, увеличивающего цену Контракта на 72,14 % (письмо от 23.07.2018 NФКП/ЦВО/19/5403), а также ввиду отсутствия лимитов финансирования в 2017-2018 годах контракт содержал неисполнимое условие в части сроков исполнения работ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствуют основания для взыскания неустойки.
Кроме того доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционной коллегией в связи со следующим.
Апеллянт в жалобе первым доводом указывает, что довод о том, что сроки работ Ответчиком были нарушены по причине встречного неисполнения Истцом своих обязательств по контракту, то есть по причине просрочки кредитора (ст. 401, 405, 406 ГК РФ) необоснован.
Однако, согласно пункту 7.1.3. Контракта, если установлена необходимость проведения исследований и/или экспертиз представленных Материалов, Изделий, срок, указанный в подпункте 7.1.2. Контракта, увеличивается на срок проведения таких исследований и (или) экспертиз. Расходы по проведению данных исследований и (или) экспертиз несёт Генподрядчик.
Согласно пункту 7.1.4. Контракта Заказчик до начала производства строительно-монтажных Работ передаёт Генподрядчику в установленном порядке на период проведения Работ Строительную площадку и Объект (исключительно в целях выполнения Работ) по Акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет Государственному заказчику в течение 3 (трёх) дней со дня подписания, а также всю необходимую для проведения Работ документацию.
Согласно пункту 1.1.22. Контракта, Строительная площадка - сформированный в соответствии Земельным кодексом российской Федерации земельный участок, переданный Заказчиком Генподрядчику по Акту передачи строительной площадки и Объекта на период выполнения работ до сдачи Объекта в гарантийную эксплуатацию.
Согласно пункту 1.1.24. Контракта, Техническая документация - требования к работам и документы (документация), содержащая и указанные в разделе 23 Контракта.
По условиям Контракта функцией Заказчика, предусмотренной пунктом 7.1.6., является оказание содействия Генподрядчику в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а также решение вопросов по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ Заказчик до начала проектно-изыскательских работ должен передать Генподрядчику в установленном порядке задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (при определении календарных сроков разработки проектной документации и выполнения последующих работ, стороны исходили из того обстоятельства, что исходные данные для проектирования со стороны Заказчика будут предоставлены в разумный срок после заключения Контракта).
В силу ч. 6, 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), п. 10, п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию":
- задание на проектирование;
утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
правоустанавливающие документы на объект капитального строительства - в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства;
технические условия, предусмотренные ч. 7 ст. 48 ГрК РФ и иными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);
являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
Вышеуказанные документы являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
Заказчик в нарушение вышеуказанных норм права и условий Контракта не в полном объеме и несвоевременно передал Генподрядчику исходные документы.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий СНиП 11-02-96, утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016N 1033/пр Заказчик прилагает к договору (контракту) задание на выполнение инженерных изысканий, материалы и документы, необходимые для выполнения работ - исходные данные, которые включают в себя: ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
- копии имеющихся топографических и иных карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
- иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
Заказчик в нарушение вышеуказанных норм права и условий Контракта несвоевременно передал Генпроектировщику задание на проектирование и документы, составляющие исходные данные.
Согласно п. 2.5. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определённых в разделе 7 Контракта, Федеральному казённому предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (сокращённое наименование - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее именуемое по тексту - Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ. Заказчик действует от имени Государственного заказчика.
Ответственность за действия и (или) бездействие Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несёт Государственный заказчик.
Позднее предоставление согласованной программы комплексного обследования здания объекта: "Многоквартирный жилой дом N 420" по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18 (шифр объекта Ц-11/15-124) с учётом дополнительного объёма работ.
В соответствии с п. 4 Положения о выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20, основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа инженерных изысканий.
Программы комплексного обследования здания объекта (шифр объекта Ц-11/15-124) утверждена лишь в октябре 2018 и направлена письмом N ФКЛ/ПВО/2/8076 от 26.10.2018, (просрочка Кредитора 746 дней) несмотря на то, что проект производства работ направлен в адрес Генподрядчика Заказчиком письмом от 06.07.2017 N ФКП/4/6156 (просрочка Кредитора 269 дней).
29.08.2017 письмом N исх. 15141 Генподрядчик направил Заказчику Техническое заключение по объекту "Многоквартирный жилой дом N 420" (шифр объекта Ц-11/15-124).
Изложенные в разделе 23.2 Контракта требования к Работам явно недостаточны, указанные в нем технические требования фактически не соответствуют позднее утвержденным в техническом задании.
Как следует из письма Заказчика от 23.07.2018 N ФКП/ЦВО/19/5403 превышение стоимости Работ над первоначально согласованной Сторонами составило 72,14%.
В связи с невозможностью начала выполнения Работ на Объекте до момента подготовки правоустанавливающих документов и полного пакета технической документации, срок выполнения Работ перенесен соразмерно периоду просрочки их предоставления.
Кроме того, согласно ст. 49 ГрК РФ в случае модификации проектной документации, затрагивающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, требуется повторная государственная экспертиза проектной документации. В соответствии с п. 7.4.8. ГОСТР 21.1101-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением параметров объекта строительства, влияющих на его конструктивную надежность и безопасность, и необходимостью переутверждения проектной документации, вносят по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование.
Данное обстоятельство, целиком находящееся в зоне ответственности Истца, еще более затянуло предоставление исходной документации.
Согласно условиям Контракта, Ответчик выполняет работы по капитальному ремонту на основании предоставленной ему Заказчиком проектной документации и самостоятельно ее не разрабатывает. В данном случае просрочка предоставления исходной проектной документации Истцом является обстоятельством, препятствующим своевременному выполнению Работ Ответчиком.
В п. 1.1.24. и п.п. 1.10 п. 23.2. Контракта предусмотрено, что детальное обследование выполнено по Контракту N ДС-Ц-11/14-8 от 24.09.2014 г., оформлена ведомость объемов необходимых Работ.
В соответствии с приказом Руководителя РУЗКС ЦВО от 17.10.2017 N 319 "О создании комиссии по принятию технических решений на внесение изменений в проектную и техническую документацию" Заказчик в письме от 23.07.2018 NФКП/ЦВО/19/5403 указал на отклонения состава и объёма работ и необходимость внесения изменений в проектную, рабочую и сметную документацию с учётом дополнительного объёма работ, не вошедших в Контракт (просрочка Кредитора 651 день).
Учитывая принятое Заказчиком Решение об изменении объема и состава Работ, Ответчик вынужденно принял на себя обязательство по проведению повторному обследованию и повторной подготовке проектной документации, в результате чего по Контракту подлежал выполнению новый Этап Работ, ранее не предусмотренный -обследование и подготовка проектной документации.
В результате срок выполнения Работ по капитальному ремонту увеличился соразмерно сроку выполнения обследования и подготовки проектной документации.
Строительная площадка для выполнения Работ предоставлена Заказчиком несвоевременно с просрочкой, исключающей подготовку в срок проектной документации.
Согласно Градостроительному кодексу РФ инженерные изыскания - обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства.
В силу п. 3 ст. 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий.
Согласно СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", СП 11-105-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания включают в себя полевой этап, в ходе которого должны быть произведены рекогносцировочные обследования территории, а также комплекс иных полевых работ.
Пунктом 1 ст. 747 ГК РФ установлено, что заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
В соответствии с п. 7.1.4 Контракта Заказчик до начала производства Работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период выполнения Работ Строительную площадку и Объект по Акту приема-передачи, а также всю необходимую для выполнения Работ документацию.
Контрактом предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту Объекта многоквартирного жилого дома N 420 по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18, на действующем Объекте (шифр объекта Ц-11/15-124) (п. 23.2. Контракта).
В связи с этим срок выполнения работ (в осенне-зимнее время 2016 г, зимнее -весеннее время 2017 года) был установлен исходя из фактического наличия систем инженерного оборудования, а именно центральной системы отопления и электроснабжения.
Для производства строительно-монтажных работ у управляющей компании ООО "ГУЖФ" ОП "Самарский" в соответствии с Актами производства Работ приняты лишь 8 из 24 жилых домов, жилой дом N 420, являющийся Объектом настоящего Контракта, не передан о чём Генподрядчик уведомил Заказчика письмом от 27.10.2017 N исх -19234.
Таким образом, фактически площадка для производства Работ не была передана до настоящего времени, при том, что выполнять строительно-монтажные работы на Объекте, не готовом для их выполнения невозможно.
При сроке выполнения Работ до 01.09.2017 г., площадка Заказчиком не передана до настоящего момента времени.
На объекте имеется пустующий жилищный фонд, при этом во многих квартирах отсутствуют замки и входные двери, данные обстоятельства повлияли на проникновение посторонних лиц в квартиры, в результате чего были демонтированы приборы отопления и стояки отопления.
О данных фактах подрядная организация АСК "ИКОДОМОСИНВЕСТПРОЕКТ" письмом от 15.08.2017 N 51 уведомила начальника управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, руководителя ООО "ЕУЖФ" ОП "Самарский", начальника института войск РХБ защиты ВС РФ 33 ЦНИИИ МО РФ, но никаких мер принято не было.
Кроме того, на основании заявления от подрядной организации, органами следствия МО МВД России по ЗАТО г. Шиханы и п. Михайловский Саратовской области проводятся следственные действия по установлению лиц, причастных к демонтажу инженерных систем зданий.
Согласно п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
Учитывая изложенное, усматривается, что обязательным условием выполнения изыскательских работ является сам земельный участок и правоустанавливающие документы на него, которые должны быть заблаговременно переданы лицу, выполняющему соответствующие работы.
Более того, 28.03.2011 Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения (далее по тексту - Регламент).
Согласно п. 15 Регламента "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации". Согласованные исходные данные представляются государственному заказчику, после чего Государственный заказчик заключает государственный контракт.
В соответствии с п. 17 Регламента в состав таких исходных данных входят: кадастровый план земельного участка; свидетельство о праве собственности на земельный участок; технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям.
Указанные положения Регламента полностью согласуются с императивными нормами ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются Заказчиком.
Таким образом, условия Контракта не могут изменять императивные нормы ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ. Переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2017 года по делу N А40-14585/17, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2016 г. по делу NА40-42262/2015, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по делу N А40-41249/16.
Поскольку своевременность предоставления земельного участка и исходных данных (необходимых для выполнения инженерных изысканий, обследований, для внесения изменений в документацию), начало производства работ полностью зависела от действий Заказчика усматривается, что срок выполнения работ по капитальному ремонту был нарушен по вине Истца и подлежит соразмерному продлению на время просрочки Кредитора (на 746 дней).
Указанное соответствует сложившейся судебной практике, а именно: пункту 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017.
Невыполнение Истцом взятых на себя обязательств не только нарушает условия Контракта, но и противоречит положениям статей 718, 759, 762 ГК РФ, Кредитор при таких условиях в силу ст. 406 ГК РФ считается просрочившим, а Должник на основании ст. 405 ГК РФ таковым не считается.
Все обстоятельства, о которых заявлял Ответчик, Истцу были известны, так как он являлся адресатом всей направляемой в его адрес исходящей корреспонденции, и не было необходимости повторно уведомлять его об обстоятельствах, которые ему и без этого уже известны.
Реализация Контракта в части этапа работ по капитальному ремонту являлась неисполнимой до передачи исходных данных, согласования дополнительного объёма работ и программы по комплексному обследованию.
Относительно довода апеллянта о том, что необоснован довод Ответчика об установлении в контракте заведомо невыполнимого срока для выполнения работ.
В связи с тем, что начало исполнения Контракта пришлось на период отопительного сезона 2016-2017, остановка подачи теплоснабжения в это время на объекте невозможна.
Контрактом установлен период выполнения Работ с 10.10.2016 г. (с момента заключения Контракта по 02.10.2017 г.
В перечень объема работ, входило:
ремонт кровли (восстановление ж/б перекрытия, замена мягкой кровли);
ремонт инженерных систем (канализации и электроснабжения;
- ремонт подвальных помещений (обработка антисептиком, ремонт несущих конструкций, штукатурка).
Как установлено выше, демонтаж приборов и стояков отопления привел к срыву отопительных сезонов 2016-2017 и 2017 - 2018 годов.
Проведение указанных работ по Контракту невозможно без наступления положительных температур воздуха. Выполнение работ с соблюдением всех требований по их качеству в срок согласно Госконтракту в условиях отрицательных температур невозможно, приведен к нарушению и разрушению системы канализации, на основании изложенного производить работы возможным не представлялось.
Кроме того, выполнение Работ по восстановлению системы теплоснабжения, требовало замены приборов и стояков отопления, что возможно лишь при условии отключения котельной военного городка.
Учитывая частичное заселение жилого фонда, это повлекло бы его размораживание в зимнее время и значительный ущерб имуществу.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при выводе тепловых сетей в ремонт не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Пользователь разрешения на вывод из эксплуатации тепловых сетей не дал.
Таким образом, по независящим от Генподрядчика обстоятельствам срок выполнения работ был уменьшен до периода с 01.05.2017 - 01.10.2017, что недопустимо с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению.
О вышеуказанном обстоятельстве Генподрядчик письмом от 27.10.2017 N исх-19234 ("О восстановлении системы теплоснабжения жилых домов") поставил в известность Заказчика, приложив Акты о начале производства Работ по 8 домам и письмо от 15.08.2017 г. N51.
Кроме того, отсутствие теплоснабжения в период отопительного сезона приведет к установлению температуры в зданиях и помещениях ниже законодательно установленных обязательных санитарно-эпидемиологических норм и требований, предъявленных к отоплению в жилых помещениях, общественных зданиях и сооружениях.
Частями 2, 3 ст. 546 ГК РФ, п. 76 ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации", установлен перечень оснований, при которых допускается, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи тепловой энергии в одностороннем порядке.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 "О теплоснабжении" при выводе тепловых сетей в ремонт не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии. Таким образом, проведение планового ремонта тепловых сетей в отопительный период не представляется возможным.
Данные доводы АО "ГУОВ" заявлялись также в делах N А40-290089/18, А40-287987/18, А40-А40-288295/18 (Данными Решения в удовлетворении требований Минобороны РФ отказано, Решения по данным делам рассмотрены в АСМО, оставлены без изменения).
Согласно ч.1 ст. 21 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при выводе котельной из эксплуатации не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации котельной, с использованием которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч.8 ст. 21 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Замена технологического и вспомогательного оборудования привела бы к остановке теплоснабжения всего военного городка, что недопустимо ввиду норм действующего законодательства.
Кроме того, отсутствие теплоснабжения в период отопительного сезона привело бы к установлению температуры в зданиях и помещениях ниже законодательно установленных обязательных санитарно-эпидемиологических норм и требований, предъявленных к отоплению в жилых помещениях, общественных зданиях и сооружениях.
Относительно третьего довода Апеллянта о необоснованности довода Ответчика об отсутствии правовых оснований для начисления неустойки за нарушение срока подписания итогового акта приемки выполненных работ.
Минобороны России в иске указывает, что обязательства по Контракту в указанные сроки не выполнены вследствие чего Итоговый акт приемки выполненных работ не подписан и в связи с этим в пункте искового заявления просит взыскать неустойку за просрочку исполнения всех обязательств по Контракту (период с 03.10.2017 по 29.10.2018) в размере 1 771 303,89 руб.
Истец в обосновании начисления неустойки по просрочке исполнения обязательства в соответствии с пунктом 18.3. Контракта приводит в пункте 2 исковых требований неподписание Итогового акта приемки выполненных работ и именно данное обстоятельство положено в основу для начисления неустойки.
Однако, Итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением гарантийных обязательств) и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.12. Контракта).
Из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является работой (разработкой рабочей документации или выполнением строительно-монтажных работ), за окончание срока выполнения которой пунктами 18.3-18.4 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, а также подписание Итогового акта не относится к определенному Контрактом термину "Работы".
Между тем, подписание Итогового акта не является обязательством в смысле ст. 307 ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
При этом, Контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Обязанности Ответчика предусмотрены разделом 8 Государственного контракта. Обязанность по подписанию итогового акта указанным разделом не предусмотрена.
Поскольку подписание итогового акта - это совместное действие сторон Государственного контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки неправомерно.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неправомерности предъявления к ответчику требований о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства по подписанию Итогового акта приемки выполненных работ (пункт 2 исковых требований).
Относительно довода Апеллянта о необоснованности довода Ответчика об отсутствии правовых оснований для привлечения его к ответственности за нарушение срока выполнения обязательств по контракту, поскольку Ответчик не обязан был выполнять работы в 2017-2018 годах, так как лимиты бюджетных обязательств на эти годы не были предусмотрены.
Пунктом 8.2.6. Контракта за Генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 Контракта, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2016-2017 годы.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
20.03.2017 стороны подписали дополнительное соглашение N 2, в пункте 1 которого предусмотрели, что:...
"3.1.2. на 2017 год - финансирование не предусмотрено; 3.1.3. на 2018 год - финансирование не предусмотрено"...
02.08.2017 стороны подписали дополнительное соглашение N 3, в пункте 1 которого предусмотрели, что в пункте 3.1 Контракта слова "При распределении финансовых средств в пределах цены Контракта, предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Геподрядчику, составляет:" заменить словами "Распределение финансовых средств в пределах цены Контракта, предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Генподрядчику в соответствующем финансовом году, осуществляется Государственным заказчиком в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными главным распорядителем средств федерального бюджета, и указанными в решении о доведении (изменении) бюджетных обязательств по форме, установленной Приложением N 1 к соглашению. Государственный заказчик направляет Генподрядчику сведения о доведении (изменении) бюджетных обязательств на соответствующий год в течение 30 (тридцати) дней с момента доведения до Государственного заказчика.".
Таким образом, Ответчик в соответствии с условиями Контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2017-2018 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы Истцом не предусмотрены.
На основании изложенного необоснованны заявленные требования в части взыскания неустойки, поскольку Контракт, ввиду отсутствия финансирования в 2017-2018 годах и необходимости проведения дополнительного объёма работ, увеличивших цену Контракта на 72,14 % (письмо от 23.07.2018 N ФКП/ЦВО/19/5403), содержал неисполнимое условие в части сроков исполнения работ.
Относительно довода Апеллянта о необоснованности довода Ответчика о том, что начисление неустойки за просрочку сроков окончания работ не основано на нормах законодательства.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Учитывая изложенное, взыскание с Генподрядчика неустойки за нарушение сроков окончания работ является неправомерным.
В силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 N 2270-р, АО "ГУОВ" было определено единственным исполнителем размещаемых Министерством обороны Российской Федерации государственных заказов на выполнение работ (услуг), связанных со строительством (приобретением) жилья для военнослужащих и объектов социально-бытового назначения.
Контракт не заключался на торгах в соответствии с законодательством о госзаказе, а заключён с единственным исполнителем на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 N 2270-р, таким образом, исполнитель при заключении Контракта был лишён права отказаться от его заключения или повлиять на договорные условия.
Таким образом, включая в проект государственного контракта заведомо невыгодное для контрагента условие (выполнение работ в очень короткие сроки, а так же не изменение сроков выполнении работ при увеличении объемом работ уже после окончания сроков Контракта), от которого единственный исполнитель не может отказаться, Заказчик нарушает закон. Однако Генподрядчик, будучи введенным в заблуждение авторитетом Заказчика, внешней правомерностью этого требования и невозможностью от него отказаться, мог посчитать себя связанным им и добросовестно действовать вопреки своим интересам.
Включение в контракт явно несправедливого договорного условия, ухудшающего положение стороны в договоре (исполнителя), оспаривание которого осложнено особенностями процедуры, установленной Законом о размещении заказов, поставило Заказчика в более выгодное положение и позволило ему извлечь необоснованное преимущество.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 8 постановления от 14.03.2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах", в случаях, когда будет доказано, что сторона злоупотребляет своим правом, вытекающим из условия договора, отличного от диспозитивной нормы или исключающего ее применение, либо злоупотребляет своим правом, основанным на императивной норме, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает этой стороне в защите принадлежащего ей права полностью или частично либо применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 ГК РФ, что в дальнейшем не исключает применение статьи 333 ГК РФ.
Поскольку, как указано выше, Ответчик распоряжением Президента РФ был определен единственным исполнителем ремонтных работ у него отсутствовала возможность отказаться от заключения спорного Контракта или внести в него изменения в части пролонгации сроков выполнения работ при изменении объемом выполнения работ уже после окончания сроков Контракта и применения формального подхода при привлечении к ответственности (способе расчета неустойки) за нарушение срока выполнения работ.
Ответчик полагает, что взыскиваемые денежные средства явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства и просит применить положения ст. 333 ГК РФ.
В свою очередь, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в последнем абзаце п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 г. N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации", как следует из статьи 10 ГК РФ, отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление. Таким образом, непосредственной целью названной санкции является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, пострадавшего от этого злоупотребления.
Следовательно, для обеспечения баланса прав сторон суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающего соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства. Поэтому упомянутая норма закона может применяться как в отношении Истца, так и в отношении Ответчика.
Предъявленная к взысканию сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 г. N 263-0, при применении статьи 333 ГК РФ суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выражен в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 г. N 263-0, согласно которому предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституционный суд резюмировал, что именно поэтому в статье 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой мерой ответственности и размером причиненного в результате правонарушения ущерба.
Такая правовая позиция согласуется с разъяснениями пункта 42 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Перечисленные обстоятельства в целом свидетельствуют о необходимости продления срока исполнения обязательств ввиду просрочки Кредитора
Принимая во внимание встречное неисполнение Истцом своих обязательств по Контракту, выразившееся в позднем предоставлении согласованной программы комплексного обследования здания объекта: "Многоквартирный жилой дом N 420" по адресу: Саратовская область, г. Вольск-18 (шифр объекта Ц-11/15-124) с учётом дополнительного объёма работ, увеличивающего цену Контракта на 72,14 % (письмо от 23.07.2018 NФКП/ЦВО/19/5403), а также ввиду отсутствия лимитов финансирования в 2017-2018 годах Контракт содержал неисполнимое условие в части сроков исполнения работ, а следовательно отсутствуют основания для взыскания неустойки.
Судом первой инстанции по вышеуказанным доводам дана надлежащая оценка с учетом норм действующего законодательства.
Все доводы апелляционной жалобы Минобороны России не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, АО "ГУОВ" считает, что доводы жалобы являются несостоятельными и не могут служит основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2021 по делу N А40-34203/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34203/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"