г. Владивосток |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А59-90/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки "ОРОН"-"Олень",
апелляционное производство N 05АП-4376/2021
на решение от 20.05.2021
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-90/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенки "ОРОН"-"Олень" (ОГРН 1036505403868, ИНН 6502004360)
к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501312393, ОГРН 1206500007075), Министерству экологии Сахалинской области (ИНН 6501231673, ОГРН 1106501008701)
третье лицо: государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" (ИНН 6503012451, ОГРН 1076504002486)
о признании незаконным указания об обязанности до 30.12.2020 согласовать с соответствующими филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества" ведомость и схему учетных маршрутов на закрепленных территориях, изложенного в письме от 10.12.2020 N 3.28-13427/20,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенки "ОРОН"-"Олень" (далее - заявитель, община, ТСОКМНЭ "Орон"-"Олень") обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным указания об обязанности до 30.12.2020 согласовать с соответствующими филиалами государственного казенного учреждения "Сахалинские лесничества" ведомость и схему учетных маршрутов на закрепленных территориях, изложенного в письме Министерства экологии Сахалинской области (далее - министерство экологии) от 10.12.2020 N 3.28-13427/20.
Определением от 18.02.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" (далее - третье лицо, ГКУ "Сахалинские лесничества"), в качестве заинтересованных лиц Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - третье лицо, агентство) и Министерство экологии Сахалинской области (далее -министерство)
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, община обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что охотхозяйственное соглашение, методические указания не содержат обязанности согласовывать с третьими лицами ведомость и схему учетных маршрутов на закрепленных территориях. Оспариваемое письмо не является рекомендательным, \поскольку содержит указание по проведению согласования к определенному сроку.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании 30.08.2021 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 06.09.2021, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
17.03.2020 между ТСОКМНЭ "Орон"-"Олень" (охотпользователь) и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области заключено охотхозяйственное соглашение N 17, согласно которому охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания, и создание охотничьей инфраструктуры, а министерство обязуется предоставить в аренды в срок, равный сроку действия соглашения. Лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению.
В соответствии с пунктом 8.2.5 соглашения охотпользователь обязуется осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания.
На основании пункта 8.2.13 соглашения община обязуется предоставлять в министерство сведения о численности, добыче, гибели, встречах охотничьих ресурсов, регулировании численности охотничьих животных, сведения по организации и проведению охоты, охотхозяйственной деятельности, иные сведения, необходимые для ведения государственного охотхозяйственного реестра, осуществления мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
10.12.2020 министерством экологии составлено письмо N 3.28-13427/20 "О проведении зимних маршрутных учетов объектов животного мира" следующего содержания: "Министерство экологии Сахалинской области в соответствии с Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", заключенными охотхозяйственными соглашениями, сообщает о необходимости проведения учета охотничьих и редких животных в 2021 году на закрепленной территории.
Министерство настоятельно рекомендует проводить зимний маршрутный учет в строгом соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11.01.2012 N 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета".
Общая протяженность, количество учетных маршрутов, а также сроки проведения полевых работ определяются Методическими указаниями. В срок до 30 декабря 2020 года согласовать с соответствующими филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества" ведомость и схему учетных маршрутов на закрепленных территориях_."
Не согласившись с указанием в письме на обязанность до 30.12.2020 согласовать с соответствующими филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества" ведомость и схему учетных маршрутов на закрепленных территориях, изложенным в письме министерства экологии, община обратилась в суд с рассматриваемым заявлением, которое осталось без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 36 Законом N 209-ФЗ порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На момент издания оспариваемого письма министерства действовал Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 06.09.2010 N 344 (документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496).
В соответствии с пунктом 7.2.2 Порядка N 344, в закрепленных охотничьих угодьях сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов и групп видов объектов животного мира (пункт 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 22.12.2011 N 963).
Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее - Методические указания).
Методические указания предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте (пункт 1 Методических указаний).
Государственный учет численности лося, косуль, кабана, благородного оленя, пятнистого оленя, дикого северного оленя, кабарги, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куниц, хорей, росомахи, горностая, колонка, белок, зайца-беляка, зайца-русака (далее - звери), рябчика, тетерева, глухарей, белой и серой куропаток, фазана (далее - птицы) методом зимнего маршрутного учета осуществляется с использованием Методических указаний.
Согласно пункту 3 Методических указаний данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктами 8, 8.1, 8.2 Методических указаний до начала проведения работ по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета: осуществляется подготовка схемы территории, пригодной для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и птиц (далее - исследуемая территория) с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц; составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания зверей и птиц.
Из изложенного следует, что обязанность проведения государственного мониторинга посредством учета численности зверей и птиц возложена на органы публичной власти с целью определения квот их добычи для охотпользователей, которые в свою очередь обязаны предоставлять в уполномоченный орган сведения, необходимые для осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.
В целях обеспечения общиной установленных охотхозяйственным соглашением N 17 положений в части осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в условиях изменения нормативного регулирования, министерством всем охотпользователям, в том числе общине, направлено письмо о необходимости проведения учета охотничьих животных на закрепленной территории в соответствии с Методическими указаниями и согласовании с филиалом ГКУ "Сахалинские лесничества" ведомости и схемы учетных маршрутов.
В данном случае заинтересованным лицом всем охотпользователям указано на необходимость исполнения установленной в соглашении обязанности по учету, оценке и по предоставлению сведений в соответствии с Методическими указаниями, то есть заинтересованным лицом свое право на получение статистической информации, установленное в охотхозяйственном соглашении, реализовано в пределах полномочий и исходя из установленных в действующем законодательстве РФ требований к порядку, способам и форме учета в соответствии с Методическими указаниями.
Вместе с тем, как верно указано заявителем, Методические указания, а также охотхозяйственное соглашение не содержат обязанности охотпользователей по согласованию с кем-либо ведомости и схемы учетных маршрутов на закрепленных территориях.
Соответственно, возложение такой обязанности на заявителя незаконно.
Однако как следует из оспариваемого письма, информация о согласовании носит рекомендательный характер и направлена на оказание информационного содействия охотпользователям по проведению учета охотничьих животных в соответствии с Методическими рекомендациями в условиях изменения правового регулирования спорных правоотношений.
Кроме того, ни самим письмом ни законодательством Российской Федерации не установлены санкции за неисполнение указания, изложенного в письме от 10.12.2020 N 3.28-13427/20, о согласовании ведомости и схемы учетных маршрутов с лесничеством.
Доказательства несения неблагоприятных последствий в связи с неисполнением оспариваемых указаний общиной не представлены.
Таким образом, судебной коллегией не установлено доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Сахалинской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.05.2021 по делу N А59-90/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-90/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННОГО МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА ЭВЕНКИ "ОРОН"-"ОЛЕНЬ"
Ответчик: Агенство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Третье лицо: ГКУ "Сахалинские лесничества", Министерство экологии Сахалинской области