г. Хабаровск |
|
09 сентября 2021 г. |
А73-339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: Богдаева О.В. по доверенности от 16.04.2021;
от департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу: Валиулина О.А. по доверенности от 15.02.2021 N 8; Мироненков П.А. по доверенности от 07.07.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на решение от 23.06.2021 по делу N А73-339/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области к департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании акта проверки и предписания,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО, территориальный орган) о признании незаконными акта внеплановой документарной проверки от 11.12.2020 N 86 и предписания от 11.12.2020 N 25/2020.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-339/2021.
Решением суда от 23.06.2021 в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 11.12.2020 N 25/2020 отказано, в части требования о признании недействительным акта проверки - производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным предписания отменить, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы Министерства по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 28.07.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Департамент лесного хозяйства по ДФО в представленном отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель Министерства на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить. Представители Департамента лесного хозяйства по ДФО в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу, выразили несогласие с доводами последней, просили оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Поскольку в порядке апелляционного производства Министерством обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части незаконности предписания.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела видно, что в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 18.02.2018 N АГ-П9-1110, пункта 18 Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеевым от 18.02.2019 N 1390п-П9, Департаментом лесного хозяйства по ДФО издан Приказ от 11.06.2019 N 196-п "О проведении внеплановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Амурской области и должностных лиц органа государственной власти Амурской области". Предметом проверки являлось соблюдение органом государственной власти Амурской области и должностными лицами органа государственной власти Амурской области обязательных требований и требований, установленных законодательством Российской Федерации в области лесных отношений.
В результате проведенной проверки Департаментом лесного хозяйства по ДФО, в том числе установлено следующее.
Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, на основании Приказов от 30.03.2018 N 389-ОД, N 386-ОД, N 388-ОД, N 387-ОД, N 390-ОД с АО "Дальлеспром" заключено 5 договоров аренды лесного участка на территории Амурской области.
При проверке формы и содержания договоров аренды лесного участка для заготовки древесины, действовавшим на момент заключения нормам законодательства (примерная форма, типовой договор), в нарушение Постановления Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" (начало действия со 02.10.2015), подпункта "д" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (начало действия с 08.03.2018), в договорах аренды, заключенных с АО "Дальлеспром" отсутствовал перечень оснований для досрочного расторжения указанных договоров по инициативе арендодателя (раздел 5 "Основания прекращения действия Договора).
По результатам проверки оформлен акт от 28.06.2019 N 44 и выдано предписание от 09.07.2019 N 19/2019 об устранении выявленных нарушений, пунктом 3 которого Министерству предписано в срок до 31.12.2019 устранить выявленные нарушения, в связи с отсутствием в договорах аренды лесных участков оснований для досрочного расторжения указанных договоров по инициативе арендодателя (договоры N 291 от 30.03.2018, N 292 от 30.03.2018, N 288 от 30.03.2018, N 290 от 30.03.2018, N 289 от 30.03.2018).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании Приказа Департамента лесного хозяйства по ДФО от 15.01.2020 N 5-п, Министерством была направлена информация (письмо от 17.01.2020 N 05-300) о мерах принятых для исполнения предписания от 09.07.2019 N 19/2019, из которой следует, что Министерством подготовлены и подписаны дополнительные соглашения от 01.10.2019 N б/н о внесении изменений в договоры аренды лесных участков; данные соглашения направлены второй стороне для подписания и регистрации в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
По результатам проверки оформлен акт от 10.02.2020 N 1, в котором отражено, что требования пункта 3 предписания от 09.07.2019 N 19/2019 исполнены частично, с учетом объективных причин (процедура согласования и подписания дополнительных соглашений) и с учетом объяснений Министерства, срок исполнения предписания от 09.07.2019 N 19/2019 продлен до 01.07.2020.
На основании приказа Департамента лесного хозяйства по ДФО от 02.07.2020 N 187-р была проведения повторная внеплановая документарная проверка, в ходе которой Министерство письмом от 08.07.2020 N 06-08/6069 сообщило, что подготовлены проекты дополнительных соглашений о внесении изменений в договоры аренды лесных участков от 01.10.2019 б/н, которые направлены арендатору для подписания и государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. По информации, представленной арендатором, в настоящее время указанные дополнительные соглашения подписаны, проводятся мероприятия по государственной регистрации.
По результатам проверки оформлен акт от 22.07.2020 N 55, в котором отражено, что Министерством предпринимаются меры для исполнения пункта 3 предписания от 09.07.2019 N 19/2019, с учетом объективных причин срок исполнения предписания от 09.07.2019 N 19/2019 продлен до 01.12.2020.
В ходе очередной внеплановой документарной проверки на основании приказа Департамента лесного хозяйства по ДФО от 10.11.2020 N 345-п, Министерство письмом от 10.12.2020 N 05-19/10882 сообщило о подготовленных и подписанных со стороны Министерства дополнительных соглашениях от 01.10.2019 N б/н о внесении изменений в договоры аренды лесных участков N 291 от 30.03.2018, N 292 от 30.03.2018, N 288 от 30.03.2018, N 290 от 30.03.2018, N 289 от 30.03.2018, которые получены нарочно 08.10.2019 представителем по доверенности АО "Дальлеспром" для подписания и дальнейшей регистрации, а также сообщило о том, что в виду смены организационно-правовой формы с открытого акционерного общества на акционерное общество, смены руководства, в адрес представителя по доверенности АО "Дальлеспром" посредством электронной почты были направлены дополнительные соглашения о внесении изменений в договоры аренды лесных участков в формате Word для подписания и направления их в адрес Министерства.
По результатам проверки оформлен акт от 11.12.2020 N 86, в котором отражено, что ранее Министерством предоставлялась аналогичная информация, при проведении внеплановых документарных проверок и отраженных в актах от 10.02.2020 N 1 и от 22.07.2020 N 55. Также указано, что согласно выписке из ЕГРЮЛ смена организационно - правовой формы в отношении АО "Дальлеспром" с открытого акционерного общества на акционерное общество завершена 18.03.2020, следовательно, у Министерства имелись основания исполнить предписание в срок; кроме того, Министерством документально не подтверждено повторное направление дополнительных соглашений о внесении изменений в вышеуказанные договоры аренды лесных участков.
Также выдано предписание от 11.12.2020 N 25/2020 об устранении выявленных нарушений, которым Министерству предписано в срок до 01.03.2021 устранить выявленные нарушения, в связи с отсутствием в договорах аренды лесных участков оснований для досрочного расторжения указанных договоров по инициативе арендодателя (договоры N 291 от 30.03.2018, N 292 от 30.03.2018, N 288 от 30.03.2018, N 290 от 30.03.2018, N 289 от 30.03.2018).
Не согласившись с вышеуказанным актом внеплановой документарной проверки от 11.12.2020 N 86 и предписанием от 11.12.2020 N 25/2020, Министерство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным предписания от 11.12.2020 N 25/2020 правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, поименованных в части 1 указанной статьи ЛК РФ.
Ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (часть 7 статьи 83 ЛК РФ).
Таким органом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В свою очередь, Департамент лесного хозяйства по ДФО является его территориальным органом, действующим на основании положений Приказа Рослесхоза от 19.06.2015 N 202 "Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу".
К числу полномочий департамент, в том числе, относится контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, что согласуется с полномочиями, определенными пунктами 2, 3 части 9 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно положениям пункта 2 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 5 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ определено, что внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
При контроле за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений должностные лица Рослесхоза и его территориальных органов руководствуются Положением о порядке действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2018 N 503.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 503 территориальный орган в ходе проведения проверки рассматривает поступившие от органа государственной власти субъекта материалы, а также документы, подтверждающие исполнение предписания (пунктов предписания).
Согласно пункту 7.3.1 Положения N 503 при исполнении предписания (пунктов предписания) об устранении выявленных нарушений документами, подтверждающими устранение нарушений являются дополнительные соглашения к договорам аренды, акты выполненных работ, материалы фото- и (или) видеофиксации лесных участков с устраненными нарушениями, судебные решения, вступившие в силу нормативно-правовые акты и правовые акты органов государственной власти, выписки из ЕГРН, отчеты об использовании лесов и прочие материалы и документы.
Согласно материалам дела, Министерством не исполнен пункт 3 предписания от 09.07.2019 N 19/2019, которым на заявителя возлагалась обязанность устранить выявленные нарушения, в связи с отсутствием в договорах аренды лесных участков, заключенных с АО "Дальлеспром" оснований для досрочного расторжения указанных договоров по инициативе арендодателя (договоры N 291 от 30.03.2018, N 292 от 30.03.2018, N 288 от 30.03.2018, N 290 от 30.03.2018, N 289 от 30.03.2018), в результате чего Министерству вновь выдано предписание об устранении тех же нарушений от 11.12.2020 N 25/2020.
Факт неисполнения пункта 3 предписания от 09.07.2019 N 19/2019, в установленный с учетом неоднократного продления срок - до 01.12.2020, Министерством не оспаривался.
Вместе с тем, в обоснование доводов о незаконности предписания, Министерство сослалось на наличие объективных причин, по которым предписание не было исполнено в срок.
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об АО "Дальлеспром", 09.03.2020 принято решение о реорганизации юридического лица; 17.04.2020 начата процедура реорганизации юридического лица в форме присоединения; 27.07.2020 завершена реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Кроме того, 13.05.2020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (на основании заявления от 30.04.2020), которым является общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РФП Групп" (далее - ООО УК "РФП Групп").
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об ООО УК "РФП Групп", 03.11.2020 внесена информация о назначении генеральным директором Лашкевича К.В.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статей 65, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами Департамента лесного хозяйства по ДФО о том, что у Министерства в период с июля 2019 (09.07.2019 выдано предписание N 19/2019) по март 2020 (09.03.2020 принято решение о реорганизации АО "Дальлеспром"), то есть до начала процедуры реорганизации юридического лица, а также в период с 28.07.2020 (с момента завершения реорганизации юридического лица) до 01.12.2020 было достаточно времени для исполнения предписания от 09.07.2019 N 19/2019.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, смена руководителя ООО УК "РФП Групп" не является объективным основанием для неисполнения предписания в срок, поскольку до того как на должность генерального директора был назначен Лашкевич К.В., обществом руководил иной директор.
Кроме того, с момента выдачи предписания от 09.07.2019 N 19/2019 и до 01.12.2020 (срок до которого предписание должно было быть исполнено) Министерство лишь единожды - 08.10.2019 вручило представителю АО "Дальлеспром" дополнительные соглашения от 01.10.2019 N б/н о внесении изменений в договоры аренды лесных участков, что представителем Министерства в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции также не оспаривалось, после чего никаких мер к их подписанию Министерство не предпринимало, доказательств тому, в силу требований статьи 65 АПК РФ, суду представлено не было.
Также, Министерство не воспользовалось своим правом, предусмотренным пунктом 43 Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного Приказом Минприроды России от 03.07.2019 N 434, в соответствии с которым при наличии разногласий по результатам проверки подконтрольный орган направляет их с соответствующим сопроводительным письмом в Рослесхоз (территориальный орган Рослесхоза) в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта проверки (получения акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении), по направлению разногласий на первоначальный акт проверки от 28.06.2019 N 44, в котором было отражено, в том числе нарушение, изложенного в пункте 3 оспариваемого предписания от 11.12.2020 N 25/2020, что свидетельствует о том, что возражений относительно выявленных нарушений у Министерства не имелось.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в ходе очередной внеплановой документарной проверки Департаментом лесного хозяйства по ДФО было установлено неисполнение Министерством предписания от 09.07.2019 N 19/2019, что отражено в акте проверки от 11.12.2020 N 86, Департамент лесного хозяйства по ДФО обоснованно, в соответствии с требованиями пункта 19 Положения N 503 выдал Министерству оспариваемое предписание от 11.12.2020 N 25/2020 об устранении указанных нарушений с указанием срока устранения.
Доводы Министерства о том, что акт проверки от 11.12.2020 N 86 не соответствует требованиям пункта 13 Положения N 503, а именно в заключительной части акта отсутствует предложение о признании пункта 3 предписания от 09.07.2019 N 19/2019 неисполненным, отклонены судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не является достаточным основанием для признания выданного на его основании предписания незаконным.
Также правомерно признан несостоятельным довод заявителя о том, что акт проверки от 11.12.2020 N 86 был направлен в адрес Министерства лишь электронной почтой, поскольку данный довод опровергается представленными в материалы дела сопроводительным письмом от 15.12.2020 N 08-31/6749 о направлении как акта проверки, так и предписания, а также списком внутренних почтовых отправлений от 18.12.2020. Согласно информации с сайта Почта России, указанное отправление получено Министерством 24.12.2020 (почтовый идентификатор 80091155750229).
Правомерно отклонены судом первой инстанции и доводы Министерства о том, что в нарушение пунктов 16, 16.1, 16.2 Положения N 503 решение о неисполнении пункта 3 предписания Департаментом лесного хозяйства по ДФО не принималось, поскольку как верно указал Департамент лесного хозяйства по ДФО Положением N 503 предусмотрено принятие решение, но не оформление его отдельным документом.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым предписанием на Министерство фактически возлагается обязанность внести изменения в договоры аренды лесных участков путем заключения сторонами дополнительных соглашений, что является вмешательством в гражданско-правовые отношения сторон, также отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 7.3.1 Положения N 503 одним из документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений является дополнительное соглашение к договору аренды, которые и были подписаны Министерством с АО "Дальлеспром" после выданного Департаментом лесного хозяйства по ДФО оспариваемого предписания от 11.12.2020 N 25/2020, что также свидетельствует о том, что оно являлось исполнимым, доступным для понимания по содержанию, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 11.12.2020 N 25/2020 соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании установленных обстоятельств, оспариваемое предписание является законным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.06.2021 по делу N А73-339/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-339/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: АС Амурской области