г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А41-10712/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "УниверсалРесурс" - Жуланов З.С. по доверенности от 08.01.2021,
от заинтересованного лица по делу - Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" - Ковальчук О.В. по доверенности от 20.08.2021,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ИФНС России по г. Красногорску - извещено, представитель не явился.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 по делу N А41-10712/21, по заявлению ООО "УниверсалРесурс" к Государственному бюджетному учреждению Московской области "Центр кадастровой оценки", Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения, действий и обязании, третье лицо: ИФНС России по г. Красногорску
УСТАНОВИЛ:
ООО "УниверсалРесурс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области и к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", содержащим с учетом уточнения, произведенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), требования о признании незаконными:
-действий Управления Росреестра по Московской области по включению объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:11:0040224:1003, 50:11:0040224:935, 50:11:0040217:1496, 50:11:0040217:1497, 50:11:0040224:1013, 50:11:0040224:980, 50:11:0040224:925, 50:11:0040224:1002, 50:11:0040224:926, 50:11:0040224:927, 50:11:0040224:923, 50:11:0040224:937, 50:11:0040224:916, 50:11:0040224:917 в Перечень объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки (далее также - Перечень), и по направлению 14.02.2019 этого Перечня для целей определения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости;
-решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", оформленного Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 29.03.2019 N 004д (далее также - Акт от 29.03.2019 N 004д), в части определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости;
-действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости на основании Акта от 29.03.2019 N 004д.
Также в данном заявлении ООО "УниверсалРесурс" содержится требование о возложении на Управление Росреестра по Московской области обязанности по исключению из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, внесенных в ЕГРН на основании Акта от 29.03.2019 N 004 д.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению 01.04.2019 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:11:0040224:1003, 50:11:0040224:935, 50:11:0040217:1496, 50:11:0040217:1497, 50:11:0040224:1013, 50:11:0040224:980, 50:11:0040224:925, 50:11:0040224:1002, 50:11:0040224:926, 50:11:0040224:927, 50:11:0040224:923, 50:11:0040224:937, 50:11:0040224:916, 50:11:0040224:917 на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 29.03.2019 N 004д. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:11:0040224:1003, 50:11:0040224:935, 50:11:0040217:1496, 50:11:0040217:1497, 50:11:0040224:1013, 50:11:0040224:980, 50:11:0040224:925, 50:11:0040224:1002, 50:11:0040224:926, 50:11:0040224:927, 50:11:0040224:923, 50:11:0040224:937, 50:11:0040224:916, 50:11:0040224:917, внесенные на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 29.03.2019 N 004д., в срок не позднее 10 дней с даты принятия судом решения по настоящему делу. В остальной части заявленных требований отказано.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствии представителей Управление Росреестра по Московской области и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представители ООО "УниверсалРесурс", Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" в своих выступлениях возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН, Общество является собственником следующих объектов недвижимости:
-кадастровый номер: 50:11:0040224:1003; площадь: 1253,4 кв.м; наименование: Торговый павильон N 5; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строен.7; запись рег. права собственности: N 50-50-11/111/2011-313 от 13.12.2011;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:935; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 7; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строен. 9; запись рег. права собственности: N 50-50-11/107/2011-392 от 13.12.2011;
-кадастровый номер: 50:11:0040217:1496; площадь: 1440 кв.м; наименование: Здание торгово-складского назначения N 2; кол-во этажей: 1; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строение 26; запись рег. права собственности: N 50-50-11/022/2014-192 от 24.03.2014;
-кадастровый номер: 50:11:0040217:1497; площадь: 1440 кв.м; наименование: Здание торгово-складского назначения N 1; кол-во этажей: 1; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строен. 25; запись рег. права собственности: N 50-50-11/022/2014-195 от 24.03.2014;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:1013; площадь: 1359,9 кв.м; наименование: Торговый павильон N 18; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр.23; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-279 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:980; площадь: 1384,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 17; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр.22; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-280 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:925; площадь: 1381 кв.м; наименование: Торговый павильон N 16; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр.21; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-278 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:1002; площадь: 1381,4 кв.м; наименование: Торговый павильон N 15; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский
район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр.20; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-277 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:926; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 14; кол-во этажей: 2; Адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр. 19; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-276 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:927; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 13; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр. 18; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-275 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:923; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 12; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр. 17; запись рег. права собственности: N 50-50-11/030/2012-274 от 27.06.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:937; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 11; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строен. 13; запись рег. права собственности: N 50-50-11/047/2012-224 от 04.05.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:916; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 10; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", стр. 12; запись рег. права собственности: N 50-50-11/039/2012-385 от 04.05.2012;
-кадастровый номер: 50:11:0040224:917; площадь: 1319,8 кв.м; наименование: Торговый павильон N 9; кол-во этажей: 2; адрес: Московская область, Красногорский район, 26 км а/д "Балтия", ТЦ "Строительный двор "Петровский", строен. 11; запись рег. права собственности: N 50-50-11/046/2012-403 от 03.05.2012 (далее также - Объекты недвижимости).
В отношении всех Объектов недвижимости в ЕГРН указано: назначение - нежилое здание; материал наружных стен - из прочих материалов.
Распоряжением Минмособлимущества от 27.11.2018 N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", принятым в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-03 "О налоге на имущество организаций в Московской области", Объекты недвижимости были включены в названный перечень на 2019 г.
Распоряжением Минмособлимущества от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки", принятым в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), были утверждены результаты государственной кадастровой оценки на дату государственной кадастровой оценки 01.01.2018, подлежащие применению с 01.01.2019, в том числе в отношении Объектов недвижимости, в связи с чем их кадастровая стоимость, определялась следующим образом (условные обозначения: КН - кадастровый номер; ОН - объект недвижимости; КС - кадастровая стоимость):
п/п |
КН ОН |
КС руб. |
ОН, |
п/п |
КН ОН |
КС руб. |
ОН, |
|
50:11:00402 24:1003 |
28 976,60 |
514 |
|
50:11:00402 24:1002 |
21 394,75 |
085 |
|
50:11:00402 24:935 |
20 145,49 |
145 |
|
50:11:00402 24:926 |
20 145,49 |
145 |
|
50:11:00402 17:1496 |
59 601,48 |
133 |
0 |
50:11:00402 24:927 |
20 145,49 |
145 |
|
50:11:00402 17:1497 |
59 133 601,48 |
1 |
50:11:00402 24:923 |
20 145 145,49 |
|
50:11:00402 24:1013 |
20 757 223,33 |
2 |
50:11:00402 24:937 |
20 145 145,49 |
|
50:11:00402 24:980 |
21 137 291,62 |
3 |
50:11:00402 24:916 |
20 145 145,49 |
|
50:11:00402 24:925 |
21 079 289,33 |
4 |
50:11:00402 24:917 |
34 510 467,78 |
Данная кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН с указанием даты начала применения - 01.01.2019.
Исходя именно из такой кадастровой стоимости Объектов недвижимости Общество в 2019 г. определяло объем своих налоговых обязательств по налогу на имущество организаций, предоставляло соответствующую отчетность в налоговый орган и уплачивало данный налог, в том числе авансовые платежи.
Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.11.2020 N 7891, принятым ИФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - Инспекция) по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, проведенной в отношении Общества по налогу на имущество организаций за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, было установлено, что Объекты недвижимости, согласно сведениям, поступившим из органов Росреестра, имеют более высокую кадастровую стоимость, чем по сведениям Общества, а именно:
п/п |
КН ОН |
КС руб. |
ОН, |
п/п |
КН ОН |
КС руб. |
ОН, |
|
50:11:00402 24:1003 |
64 527,95 |
773 |
|
50:11:00402 24:1002 |
41 260,14 |
171 |
|
50:11:00402 24:935 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 24:926 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 17:1496 |
61 024,10 |
132 |
0 |
50:11:00402 24:927 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 17:1497 |
61 024,10 |
132 |
1 |
50:11:00402 24:923 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 24:1013 |
40 909,03 |
517 |
2 |
50:11:00402 24:937 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 24:980 |
41 604,86 |
274 |
3 |
50:11:00402 24:916 |
45 464,99 |
172 |
|
50:11:00402 24:925 |
41 102,36 |
159 |
4 |
50:11:00402 24:917 |
71 841,48 |
212 |
Данная кадастровая стоимость была определена для всех Объектов недвижимости, за исключением объекта недвижимости с кадастровым номером 50:11:0040224:1013, на дату 01.06.2018, а для объекта недвижимости с кадастровым номером 50:11:0040224:1013 на дату 16.05.2018, и была внесена в ЕГРН в отношении всех Объектов недвижимости 01.04.2019.
Исходя из этого в названном решении Инспекции были сделаны выводы о том, что Общество неправомерно занизило начисленную сумму налога на имущество организаций за 2019 г. на 4 607 783 руб., в связи с чем обществу следует уплатить недоимку в указанном размере, пени в размере 243 368 руб., штраф в размере 115 195 руб.
В рамках рассмотрения материалов налоговой проверки, по результатам которого Инспекций было принято вышеуказанное решение, Инспекция письмом исх. от 04.09.2020 N 14-19/031238@ запрашивала в Учреждении сведения об основаниях изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2019 г., произошедшего после издания распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 N15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
На этот запрос Учреждение ответило письмом исх. от 02.10.2020 N 1-04/743, согласно которому кадастровая стоимость Объектов недвижимости была рассчитана Учреждением в соответствии с ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ и Методическими указаниями на основании сведений, переданных Управлением, в связи с изменением качественных и (или) количественных характеристик Объектов недвижимости. При этом в письме Учреждения не было указано, какие именно качественные и (или) количественные характеристики Объектов недвижимости изменились, когда такое изменение произошло и когда сведения об этом были включены в ЕГРН.
Письмом исх. от 23.10.2020 N 47/20 Общество самостоятельно запросило в Учреждении копию акта, на основании которого в ЕГРН были внесены новые (измененные) сведения о кадастровой стоимости Объектов недвижимости.
На этот запрос Учреждение ответило письмом исх. от 20.11.2020 N 1-04/847, согласно которому расчет кадастровой стоимости Объектов недвижимости был выполнен Учреждением в соответствии с ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ в рамках определения кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена Росреестром в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ. При этом копию запрошенного акта Учреждение предоставить отказалось.
Также письмом исх. от 03.11.2020 N 49/20 Общество запросило в Филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области информацию о том, изменялись ли качественные и (или) количественные характеристики Объектов недвижимости в период с 01.01.2018 по настоящее время, какие конкретно из указанных характеристик были изменены и когда именно.
На этот запрос Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области ответил письмом исх. от 11.12.2020 N 01-39/2514, согласно которому за период с 01.01.2018 по настоящее время в сведения ЕГРН в отношении Объектов недвижимости изменения вносились только в части кадастровой стоимости.
При таких данных, согласно которым основанием для изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости в сторону увеличения после утверждения результатов государственной кадастровой оценки послужили изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, тогда как в действительности изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости не происходило и сведения о таких изменениях в ЕГРН не вносились, общество посчитало, что оспариваемые действия Управления и решение Учреждения являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось с настоящим заявлением в суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Наряду с проведением ГКО закон предусматривает возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями в упрощенном порядке в период между датами проведения последней и очередной ГКО. При этом, однако, законом устанавливается ограниченный и исчерпывающий перечень оснований для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетными учреждениями в таком упрощенном порядке, а сам этот порядок также строго регламентирован.
Так, в ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО. Такое определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о ГКО.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, при недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Применительно к данному случаю определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с изменением его количественных и (или) качественных характеристик в п. 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 N 419, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Указания) установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки.
В соответствии с п. 12.2 Указаний результат расчета кадастровой стоимости применительно к рассматриваемому случаю оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из приведенных норм материального права следует, что орган регистрации прав вправе направить в бюджетное учреждение обращение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости (в данном случае - сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости). Причем одновременно бюджетному учреждению должна быть направлена информация о таких сведениях, внесенных в ЕГРН и влекущих изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, с указанием даты их внесения в ЕГРН.
Законными основаниями для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в период между датами проведения последней ГКО и очередной ГКО в связи с изменением количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости является одновременное наличие следующих обстоятельств:
1)изменение в вышеуказанный период количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, влекущее изменение его кадастровой стоимости;
2)внесение в тот же период сведений о названных изменениях количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости в ЕГРН.
Соответственно, изменение характеристик объекта недвижимости, сведения о которых не подлежат внесению в ЕГРН согласно закону, не может служить основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
Также не может служить основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ, такое изменение характеристик объекта недвижимости, которое не влечет изменение его кадастровой стоимости.
При этом, как видно из вышеизложенного, бюджетное учреждение не вправе по своей инициативе проводить рассматриваемое определение кадастровой стоимости, а равно самостоятельно определять перечень сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик, подлежащих учету при таком определении кадастровой стоимости.
Такое определение кадастровой стоимости бюджетное учреждение вправе осуществлять только в случае поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, и только в связи с изменением этих конкретных количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости, а не каких-либо иных.
Из представленных Учреждением копий письма Управления в адрес Минмособлимущества исх. от 14.02.2019 N 50-100-10-740/19, письма Минмособлимущества в адрес Учреждения исх. от 15.02.2019 N 15ИСХ-3387, письма Учреждения в адрес Управления исх. от 02.04.2019 N 3-04/52 видно, что поводом для принятия Учреждением оспариваемого решения послужили действия Управления по включению Объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки, и по направлению 14.02.2019 этого Перечня для целей определения Учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости. В Перечень были включены сведения в отношении 33408 объектов недвижимости, в том числе в отношении вышеуказанных Объектов недвижимости, принадлежащих Заявителю на праве собственности. При совершении данных действий Управление ссылалось на положения ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ.
Между тем в рассматриваемом заявлении об оспаривании и в своих письменных объяснениях (возражениях по отзывам) Общество последовательно указывало, что в период между датой проведения последней ГКО и датой проведения очередной ГКО, в том числе с 01.01.2018 по 31.12.2018 (год проведения ГКО), каких-либо изменений количественных и (или) качественных характеристик Объектов недвижимости не было и внесения сведений о таких изменениях в ЕГРН не происходило.
Данная позиция общества подтверждена имеющимися в деле техническими паспортами, свидетельствами о праве собственности и выписками из ЕГРН в отношении Объектов недвижимости, из которых видно, что на протяжении всего времени существования Объектов недвижимости, то есть с 2011 г., каким-либо изменениям их количественные и (или) качественные характеристики не подвергались и сведения об изменении таких характеристик в ЕГРН не вносились, в том числе не изменялись их адреса и материал стен. Также данная позиция общества подтверждена вышеупомянутым письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исх. от 11.12.2020 N 01-39/2514, согласно которому за период с 01.01.2018 по настоящее время в сведения ЕГРН в отношении объектов недвижимости изменения вносились только в части кадастровой стоимости.
Относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств обратного Управление и Учреждение суду не представили. При этом не являются такими доказательствами представленные Учреждением копии письма Управления в адрес Минмособлимущества исх. от 14.02.2019 N 50-100-10-740/19, письма Минмособлимущества в адрес Учреждения исх. от 15.02.2019 N 15ИСХ-3387, письма Учреждения в адрес Управления исх. от 02.04.2019 N 3-04/52, Акта от 29.03.2019 N004д, поскольку в этих документах отсутствуют сведения об изменении каких-либо количественных и (или) качественных характеристик Объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, и о внесении сведений об этих изменениях в ЕГРН в значимый период, а следовательно - отсутствуют сведения о законных основаниях для совершения Управлением оспариваемых действий по включению Объектов недвижимости в Перечень, по направлению этого Перечня для проведения кадастровой оценки Учреждением и для принятия Учреждением оспариваемого решения.
Вместе с тем в письменном отзыве управления по вопросу о наличии законных оснований для включения объектов недвижимости в перечень, направления этого перечня для целей определения кадастровой стоимости включенных в него объектов и для определения (пересмотра) учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости указано, что в рамках проведения мероприятий по верификации кадастровых сведений (вследствие которых выявляются сведения об объектах недвижимости, имеющих в своем описании несоответствия или технические ошибки, а также проводится их исправление) в отношении рассматриваемых объектов недвижимости уточнены в соответствии с Классификатором адресов Российской Федерации (КЛАДР) адресные элементы структурированного адреса и внесен код КЛАДР.
Уточнение (исправление) органом регистрации прав или бюджетным учреждением по своему усмотрению ошибочных сведений об адресных элементах структурированного адреса объекта недвижимости, а равно уточнение (исправление) ошибочно присвоенного объекту недвижимости кода подгруппы здания не является изменением количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости по смыслу положений ст. 16 и ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ, ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и поэтому не является законным основанием для определения (пересмотра) бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном названными законоположениями.
Основания и порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в том числе допущенных в рамках государственной кадастровой оценки, установлены иными положениями Федерального закона N 237-ФЗ, а именно - его ст. 20 и ст. 21, которые в данном случае Управлением и Учреждением не соблюдены.
В частности, в нарушение ч. 16 ст. 21 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно которой в случае исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения, в данном случае Учреждение своим спорным решением изменило кадастровую стоимость Объектов недвижимости в сторону повышения.
Кроме того, изменение кода подгруппы здания не может являться законным основанием для определения (пересмотра) кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетным учреждением в порядке, установленном положениями ст. 16 и ч. 9 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ, ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку код подгруппы здания не относится к числу характеристик объекта недвижимости, сведения о которых вносятся в ЕГРН согласно положениям ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ.
Представленная учреждением копия акта от 29.03.2019 N 004д в нарушение взаимосвязанных требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ и п. 12.2 Указаний не содержит оснований для пересчета кадастровой стоимости Объектов недвижимости.
Доводы Управления о том, что у него отсутствуют полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и поэтому оно является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 15, ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные данным Федеральным законом, направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из п. 6 ст. 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные ч. 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 ч. 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в ч. 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2 - 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
При этом под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Учитывая изложенное, следует прийти к заключению о том, что Управление обладает статусом органа регистрации прав, имеет неотчуждаемые полномочия по государственному кадастровому учету, в том числе по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, и поэтому является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2021 по делу N А41-10712/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10712/2021
Истец: ООО "УНИВЕРСАЛРЕСУРС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. КРАСНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29199/2021
18.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29199/2021
11.11.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21153/2021
09.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16357/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10712/2021