г. Владимир |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А43-23231/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021 по делу N А43-23231/2020, принятое по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449) к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (ИНН 5235007853, ОГРН 1175275009986) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 391, при участии в судебном заседании: от заявителя жалобы (ответчика) - общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" - Смирнова С.В. (по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 и диплому); от истца - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - Казакова П.С. (по доверенности от 29.03.2021 N 3 сроком действия 3 года и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) (в настоящее время - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 391.
Решением от 10.01.2020 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил и внес изменения в договор аренды в редакции, представленной истцом.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о внесении изменений в договор аренды в редакции ответчика.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Определением от 29.07.2021 рассмотрение апелляционной откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права и применение норм права, не подлежащих применению. Считает предложенный истцом размер арендной платы объективно завышенным. Указал на необоснованность двойного применения коэффициента индексации. Кроме того, отметил, что в постановлении Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Нижегородской области" определено, что коэффициенты индексации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Полагает неправомерным применение коэффициентов индексации, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 и от 12.10.2019 N 1318.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от 26.08.2021 представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца подтвердил позицию, изложенную в возражениях.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.12.2009 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Ковернино-Лес" (арендатор) заключен договор N 391 аренды лесного участка площадью 3385 га, расположенного в Семеновском районном лесничестве, Красно-Усадском участковом лесничестве, номер государственного учета в лесном реестре N 1097-2009-12.
Договор заключен по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Пунктом 25 договора срок действия договора установлен до 20.12.2058.
В соответствии с дополнительным соглашением от 20.03.2018 к договору права и обязанности арендатора по договору перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Узола", впоследствии на основании соглашения от 07.02.2020 к договору - к Обществу.
В соответствии с пунктом 14.3 договора арендатор принял на себя обязательство разработать и представить проект освоения лесов для утверждения в установленном порядке. Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
Приказом Департамента от 04.12.2018 N 2014 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемом ответчиком лесном участке.
В соответствии с названным проектом изменились количественные и качественные характеристики насаждений лесного участка.
В связи с указанными обстоятельствами Департамент обратился в арбитражный суд с иском к Обществу о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 391.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 391 в редакции, представленной истцом, с чем суд апелляционной инстанции соглашается в силу следующего.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации была введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Проанализировав представленные в дело доказательства, в том числе проект освоения лесов, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора аренды от 21.12.2009 N 391, и, соответственно, оснований для внесения изменений в договор аренды.
Не отрицая необходимости внесения изменений в договор, ответчик возражает против принятия в редакции Департамента пункта 6 договора аренды, которым определяется размер арендной платы на 2020 - 2028 годы.
Как следует из материалов дела, при заключении договора аренды стороны согласовали порядок изменения арендной платы при изменении товарной структуры изымаемых ресурсов и объема изъятия ресурсов на арендуемом лесном участке.
В частности, в пункте 9 договора стороны определили, что размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке при изменении товарной структуры изымаемых ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке или установлении иных ставок платы (новых или дополнительных), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок расчета изменения арендной платы осуществляется следующим образом: P = (S ? k) ? Q, где:
P - арендная плата;
S - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, сформировавшаяся по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (протокол);
k - коэффициент индексации ставок видов платежей за пользование лесными ресурсами;
Q - нормативный ежегодный объем изъятия лесных ресурсов.
Судом установлено, что предметом договора аренды в рассматриваемом случае является лесной участок, находящийся в собственности Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Нижегородской области в целях его аренды в значениях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с учетом коэффициентов индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, с коэффициентом 2,0.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости внесения изменений в пункт 6 договора аренды в редакции, предложенной истцом, согласно которой расчет арендной платы произведен в соответствии с формулой, указанной в пункте 9 договора аренды.
При этом судом рассмотрены и обоснованно отклонены возражения Общества относительно того, что исходя из буквального содержания пункта 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792, поскольку начиная с 2015 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год не устанавливались коэффициенты индексации, правовые основания для применения при расчете арендной платы на 2020-2028 годы коэффициентов индексации отсутствуют.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов использования лесов является платность такого пользования.
Как указывалось выше, условиями договора определен порядок расчета изменения арендной платы и одной из составляющих формулы является коэффициент индексации ставок.
С 2015 года коэффициенты индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка устанавливались не федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 135, от 11.11.2017 N 1363.
На 2021 - 2028 годы повышающий коэффициент определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318.
Соответствующие коэффициенты индексации применяются с целью объективного определения размера арендной платы с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и инфляционных процессов.
Необходимость применения данных коэффициентов следует как из постановлений Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 135, от 11.11.2017 N 1363, так и из постановления Правительства Нижегородской области от 03.11.2009 N 792 и пункта 9 договора аренды.
Довод заявителя жалобы относительно двойного применения коэффициента индексации при изменении размера арендной платы отклонен как необоснованный и не нашедший своего документального подтверждения. Произведенный истцом расчет арендной платы соответствует формуле, указанной в пункте 9 договора аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования и внес изменения в договор аренды в редакции, предложенной истцом.
При этом, разрешая спор, суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаны несостоятельными.
Убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить (изменить) обжалуемый судебный акт, в суде апелляционной инстанции Обществом не приведено. Обстоятельств, существенно влияющих на результат рассмотрения исковых требований и подтверждающих незаконность принятого судебного акта, судом не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2021 по делу N А43-23231/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23231/2020
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ