г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-22939/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2021 года
по делу N А40-22939/21, принятое судьей Ереминой И.И.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ПАО "Первая Грузовая Компания"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 35 200 рублей,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
Публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик) штрафа в размере 19 36 руб. (согласно уменьшенному в порядке ст.49 АПК РФ размеру исковых требований).
Решением суда от 15 июня 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в размере принятого уменьшения.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 15 июня 2021 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, в обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
В адрес грузополучателя АО "Автогрейд" на станцию Покровск-Приволжский Прив ж.д. по накладной N 33108967 прибывали под выгрузку вагоны N N 52323243, 52479649, 53147047, 60474186 собственности ПАО "Первая Грузовая Компания". Согласно памятки приемосдатчика N 597 на уборку вагонов (оформлена и имеются у перевозчика) вагоны поданы, выгружены и убраны с подъездного пути грузополучателя. На вагоны, заявленные в уведомлениях о завершении грузовой операции, перевозочные документы оформлены в установленном порядке в соответствии с договором об ЭОД ПАО "ПГК" (дата и время указаны в таблице).
В соответствии с разделом 4 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 года N 374, для осуществления перевозки порожнего вагона отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона (в качестве формы запроса используется бланк накладной) не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке. В графе 2 оборотной стороны бланка накладной "Особые заявления и отметки отправителя" проставлена отметка о дате и времени предъявления порожнего вагона для перевозки. Перевозчик обязан рассмотреть запрос в течение трех часов с момента получения запроса от отправителя. В случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в накладной, уполномоченное лицо перевозчика проставляет отметку "Согласовано". Порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная в соответствии с договором об ЭОД.
Перевозчик, нарушив порядок и сроки по разделу 4 Правил, не осуществлял прием к перевозке порожних вагонов со станции выгрузки, несмотря на то, что сам согласовал перевозку по накладной N 33875067. Задержка в оформлении приема груза к отправлению вагонов и нахождение их на путях общего пользования станции Покровск-Приволжский свидетельствует о самовольном использовании его перевозчиком ОАО "РЖД" без разрешения владельца.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции взыскал с ответчика штраф за самовольное использование вагонов в порядке ст.99 УЖТ РФ в размере 18 000 руб.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Из анализа ст.ст. 39, 99, 100 Устава следует, что термин "использование" применяется в буквальном смысле именно к фактическому использованию вагонов, контейнеров для перевозок грузов. Для случаев необоснованного простоя вагонов Уставом применяется термин "задержка".
В части первой ст. 99 Устава установлена ответственность за использование перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, иными организациями (например, контрагентами владельца железнодорожного подъездного пути) не принадлежащих им вагонов, контейнеров для собственных перевозок, хранения грузов, подачи под погрузку без согласия их законного владельца. Такое использование чужого подвижного состава влечет за собой имущественную ответственность.
Самовольное использование перевозчиком чужих вагонов, контейнеров означает, что между ним и владельцем вагонов, контейнеров нет договоренности об использовании для перевозок не принадлежащего перевозчику подвижного состава.
Самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров означает их использование вне установленного Уставом порядка предоставления перевозчиком принадлежащих ему вагонов, контейнеров для перевозки грузов или иных потребностей грузоотправителя, грузополучателя, иных организаций.
Грузоотправители, грузополучатели, предъявляя иски о взыскании штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев, должны представить соответствующие документы, подтверждающие факт самовольного использования их перевозчиком. К числу таких документов относятся: транспортная железнодорожная накладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, заявление о розыске грузов и другие подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельца документы, расчет суммы штрафа в случае отказа перевозчика от составления акта общей формы, документы об обжаловании этого отказа. Однако ни один из перечисленных документов истцом не предоставлен. И данный факт, по мнению ОАО "РЖД", безосновательно оставлен судом без внимания.
Позиция ОАО "РЖД" подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2013 N 14948/12 по аналогичным вопросам, классифицируемым истцами как "самовольный захват вагонов", также принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований по причине иного предмета правонарушения - "задержка вагонов".
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 3 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2021 года по делу N А40-22939/21 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ПАО "Первая Грузовая Компания" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22939/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"