г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А56-65490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Чугунков П.И. по доверенности от 01.02.2021,
от ответчика: 1 - Янсон Т.М. по доверенности от 30.12.2020, 2 - Демидова Н.А. по доверенности от 19.08.2021,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции, дело по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Администрация Невского района
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, ГУ ЖА) о взыскании:
- 23 690,33 рублей неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии в помещении 5-Н расположенного по адресу: Санкт - Петербург, Рабфаковский переулок, дом 5, литер А, за период с 01.11.2019 по 31.05.2020,
- 1 104,95 рублей пени по состоянию на 01.08.2020,
- 10 134,58 рублей неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии в помещении 6-Н расположенного по адресу: Санкт - Петербург, улица Глазурная, дом 10, литер А за период с 01.11.2019 по 31.05.2020,
- 446,88 рублей пени по состоянию на 01.08.2020,
- 24 210,44 рублей неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии в помещении 5-Н расположенного по адресу: Санкт - Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 287, корпус 1, литер А за период с 01.11.2019 по 31.05.2020,
- 1 093,35 рублей пени по состоянию на 01.08.2020,
с последующим начислением пени с 02.08.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства, в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2021 требования удовлетворены.
В ходе судебного разбирательства по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Поскольку спорные помещения находятся в долевой собственности Российской Федерации и Санкт-Петербурга, суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности лица, уполномоченного представлять интересы собственника спорного имущества - Администрации Невского района Санкт-Петербурга, исходя из чего суд привлек ее к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании от 06.07.2021 от Предприятия поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве Ответчика-2 Администрации Невского района Санкт-Петербурга (ИНН: 7811020096, ОГРН: 1027806078552, адрес: 192131, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 163), а также о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора Орден Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (Россия, 105094, Москва, ул. Семёновский Вал, 4, ИНН: 7712005121, ОГРН: 1027739426802).
Как следует из материалов дела, нежилое помещение по адресу: 1-й Рабфаковский пер., д. 5 литера А, помещение 5-Н согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости правообладателями данного помещения являются Российская Федерация, Санкт-Петербург и Ордена Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (ИНН 7712005121). Согласно ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ) (выписка из ЕГРН прилагается). Из расчета приложенного к иску не возможно понять за какую часть начислено.
Нежилое помещение по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 287, корп. 1, литера А, помещение 5-Н в целях реализации проекта строительства первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 02.08.2002 N ОС-657-р и от 03.02.2003 N ОС-45-р МКД по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 287, корп. 1, литера А попал в полосу строительства санитарно-защитную зону кольцевой автомобильной дороги в границах Санкт-Петербурга и подлежит расселению (распоряжение губернатора СПБ от 07.05.2003 N 990-ра) (прилагается в материалы дела).
Указанный МКД в исковой период находился в Федеральной собственности Российской Федерации, доказательств исполнения пункта 3 вышеназванного распоряжения Администрацией не представлено.
Кроме того, вышеуказанные помещения не передавались Невскому РЖА по акту приема-передачи объекта недвижимости. Иного не доказано.
Исходя из пояснений истца, данных суду апелляционной инстанции, в отношении начислений в отношении Объекта теплоснабжения, расположенный по адресу г. Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д.5, лит. А, пом. 5-Н (акт N 384.046.н.), согласно акту N 384.046.н. начисления по спорному объекту выставлены Ответчику только за часть помещения - площадью 52.4 кв. м. За остальную часть помещения 5-Н, начисления выставлялись третьему лицу - Ордену Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" в соответствии с заключенным на часть помещения 5Н договору N 6934.046л и в настоящем споре не рассматриваются и не предъявляются.
Согласно техническим характеристикам к договору, часть площади помещения за которое отвечает третье лицо составляет - 12.4 кв.м.
Данная площадь определена в соответствии с судебным актом, вступившим в законную силу по делу N А56-57690/2015, в соответствии с которым за третьим лицом признана площадь помещения - 12.4 кв. м.
Поскольку Орден Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" в спорный период занимало часть помещений, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство и привлек указанное лицо к участию в деле в качестве третьего лица.
Ходатайство о привлечении соответчика по делу также было удовлетворено, в силу того, что за спорный период Предприятие поставило в спорное помещение, являющееся собственностью Санкт-Петербурга, тепловую энергию.
В силу абзаца третьего пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 (далее - Правила N 354) с 01.01.2017 собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны заключать с ресурсоснабжающей организацией прямые договоры ресурсоснабжения в письменной форме для обеспечения своих помещений коммунальными услугами.
В письменной форме договор на поставку тепловой энергии между Предприятием и каким-либо лицом, уполномоченным представлять интересы собственника в отношении спорных помещений в рассматриваемом периоде не был заключен, однако, отсутствие подписанного договора не освобождает собственника помещений от оплаты потребленного ресурса.
Поскольку Администрация Невского района Санкт-Петербурга представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, и является распорядителем бюджетных средств, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, в том числе в виде оплаты коммунальных услуг.
Так, в пункте 3.4.34 положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 (далее - Положение N 1078), действовавшего до 26.12.2017 и в пункте 3.13.18 положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), действующего с 27.12.2017, закреплено, что администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.
К компетенции администрации района в силу пункта 2.4.1 Положения N 1078 отнесена организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
Положением N 1078 (пункт 3.2.7) и Положением N 1098 (пункт 4.23) полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации района.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
Пунктом 3.14.1 Положения установлено, что Администрация района Санкт-Петербурга осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам.
Согласно ч.4.23. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (ред. от 18.07.2018) "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", к полномочиям администрации относится осуществление функций государственного заказчика Санкт-Петербурга, полномочий главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга, полномочий главного администратора доходов бюджета Санкт-Петербурга.
В связи с указанными выше обстоятельствами, принимая во внимание, что спорные помещения находятся в долевой собственности Российской Федерации и Санкт-Петербурга, суд апелляционной инстанции привлек Администрацию Невского района в качестве соответчика по делу.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал свои требования, указав на то, что начисления по спорному объекту - Рабфаковский пер. д.5 лит А, пом.5-Н выставлялись согласно техническим характеристикам на часть площади, находящуюся в федеральной собственности - 52,4 кв.м, остальная сумма предъявлялась к оплате третьему лицу, занимающему часть помещения площадью 12,4 кв.м. также даны пояснения относительно того, что от системы отопления дома, в которых расположены спорные помещения, не отключены, доказательств иного материалы дела не содержат.
Представитель Администрации полагает, что требования должны предъявляться к ГУ ЖА района, поскольку именно в его адрес выделялись соответствующие бюджетные средства на оплату услуг.
Представитель ГУ ЖА против удовлетворения требований возражал.
Также ответчики заявили, что дома расселены, исключены из системы оказания коммунальных услуг, несмотря на то, что в выписке из ЕГРЮЛ указано на наличие собственников - Санкт-Петербурга и Российской Федерации в долях, оснований для оплаты услуг, которые не были оказаны, не имеется.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание позиции сторон, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно части 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации обязаны проводить проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для этого потребления в целях выявления бездоговорного потребления. При выявлении факта бездоговорного потребления составляется акт, требования к составлению которого перечислены в названном пункте.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (часть 9 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации (часть 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя энергоресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, факт потребления тепловой энергии без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения является самостоятельным основанием для возникновения обязательства по оплате потребленной энергии.
В материалы дела предоставлены акты, которые полностью отвечают требованиям законодательства, предъявляемым к актам о бездоговорном потреблении, поскольку содержит все необходимые сведения, предусмотренные пп. 8 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении", а именно о лице, осуществляющем бездоговорное потребление, о способе осуществления бездоговорного потребления, о месте осуществления бездоговорного потребления, описание приборов учета, объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление, относительно выявленного факта, претензии к составленному акту. В связи с отказом потребителя от подписания акта, факт зафиксирован в установленном законом порядке -два свидетеля.
Таким образом, представленные в материалы дела акты проверки соответствуют законодательству и являются надлежащим доказательством.
Ответчик содержание акта не оспаривает, договор теплоснабжения не представил, не доказал, что тепловые сети в надлежащем порядке были отключены от системы теплоснабжения. Следовательно, теплоснабжение объекта в данном случае осуществлялось без договора.
С учетом изложенного требования Предприятия о взыскании с собственника помещения неосновательного обогащения, в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии, являются правомерными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Администрация, вопреки ее позиции, выраженной в суде апелляционной инстанции, является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку она представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, и является распорядителем бюджетных средств, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, в том числе в виде оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Так, в пункте 3.13.18 положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
Положением N 1098 (пункт 4.23) полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации района.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
Ссылки на то, что в настоящем случае требование должно быть предъявлено к ГУ ЖА Невского района, подлежат отклонению, доказательств того, что спорные нежилые помещения были переданы в аренду, равно как и того, что ГУ ЖА выделялись в спорный период денежные средства из бюджета по соответствующим статьям, в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Объекты теплоснабжения - нежилые помещения, расположенные по адресу г. Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д.5, лит. А, пом. 5-Н, г. Санкт-Петербург, ул. Глазурная, д. 10, лит. А, пом. 6-Н, г. Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, д. 287, корп. 1, лит. А. пом. 5-Н находятся в собственности Санкт-Петербурга.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ спорное имущество по адресу г. Санкт-Петербург, 1-й Рабфаковский пер., д.5, лит. А, пом. 5-Н является нежилым, находится в долевой собственности Санкт-Петербурга и Российской Федерации, распоряжения, на которые ссылались ответчики в своих пояснениях о том, что имущество находится полностью в федеральной собственности, надлежащими доказательствами не являются, изменения не зарегистрированы должным образом.
Проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что задолженность за спорный период составляет 56 486,14 рублей, данная сумма подлежит взысканию с Администрации в пользу Предприятия.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 9.1. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить теплоснабжающей организации пени н размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
За просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной за период с 01.11.2019 по 05.04.2020, с учетом действующего моратория на ее взыскание, установленного постановлением Правительства РФ от 02.04.2020, законная неустойка составляет 702,78 рублей. Вместе с тем, с 01.01.2021 неустойка также может быть начислена, соответственно, требование в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в части ее присуждения по дату фактического исполнения обязательств по оплате основного долга правомерно.
Ссылка Ответчика на невыставление счетов-фактур отклоняется арбитражным судом, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг возникает в силу закона и невыставление счетов на оплату не освобождает ответчика от несения таких расходов.
Расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку, истцом не представлены оригиналы платежных поручений в материалы дела, вместе с тем, из назначения платежа не следует, по какому спору произведена оплата, с ответчика в пользу истца денежные средства в возмещение взысканию не подлежат, основания для взыскания с ответчика государственной пошлины в федеральный бюджет Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2021 по делу N А56-65490/2020 отменить.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 56 486,14 рублей задолженности за период с 01.11.2019 по 31.05.2020, неустойку с 11.12.2019 по 05.04.2020 в размере 702,78 рублей, а также неустойку с 01.01.2021 по день фактического исполнения обязательства исходя из закона "О теплоснабжении".
В удовлетворении требований к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" отказать.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65490/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Невского района, ФГУП Ордена Трудового Красного знамени "Российские сети вещания и оповещения"