г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А56-133054/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: Боцман А.Н. (доверенность от 18.08.2021)
от 3-го лица: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23127/2021) администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 по делу N А56-133054/2019 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лонд Транзит" 3-е лицо: администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о взыскании и по встречному иску о признании недействительными уведомления, извещения
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Лонд Транзит" (далее - Общество) о взыскании 4228 409,79 руб. задолженности по договору N 6326/1.6-08 от 16.05.2017 (далее - Договор за период с 01.05.2017 по 01.10.2019 (включая начисление за 3 квартал 2019 года), 5 185 238,14 руб. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация района).
Определением от 14.08.2020 суд принял к совместному рассмотрению встречное исковое заявление Общества о признании недействительными уведомления Администрации поселения от 01.03.2018 об одностороннем изменении арендной платы по Договору на 2018 год, извещения от 19.06.2019 исх. N 956/01-06 об изменении арендной платы по Договору на 2019 год.
Решением от 30.06.2021 суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Лонд Транзит" в пользу администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области 135 544 руб. долга, 60 000 руб. пеней. В остальной части в удовлетворении первоначального иска и в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением в части отказа в удовлетворении первоначального иска, Администрация поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой, указав на необоснованное неприменение судом при расчете арендной платы коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), просила удовлетворить первоначальный иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Администрация района (арендодатель) и Общество (арендатор) 26.05.2017 заключили Договор в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0505006:29, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, Ленинградское шоссе, N 2-Б, общей площадью 20 000 кв.м. С 1 января 2019 года вступил в силу Областной закон Ленинградской области от 25.12.2018 N 141-03 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, и признании утратившими силу некоторых областных законов", согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 которого признаны утратившими силу Областной закон от 22 декабря 2015 года N 137-оз "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области" и Областной закон от 28 декабря 2015 года N 141-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области".
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, расположенными на территории городского поселения, осуществляются органом местного самоуправления городского поселения.
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего спора Администрация поселения является администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений.
В соответствии с п.п. 3.2, 3.4 Договора размер арендной платы на момент заключения Договора составляет 1 876 000 руб. без учета НДС; арендная плата перечисляется арендатором равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября путем перечисления на счет УФК по Ленинградской области.
Согласно п. 3.8 Договора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном (одностороннем) уведомительном порядке в случае изменения порядка определения арендной платы, утвержденного Правительством Ленинградской области, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не чаще одного раза в год.
В уведомлении от 01.03.2018 исх. 137/4.4.-40 арендодатель сообщил арендатору об увеличении годовой арендной платы по Договору до 4 102 398 руб. без учета НДС.
В извещении от 19.06.2019 исх. N 956/01-06 арендодатель уведомил арендатора об увеличении арендной платы по Договору до 4 545 349,06 руб. без учета НДС.
Арендная плата начисляется с 01.05.2017 (п. 3.5 Договора).
Согласно п. 3.6 Договора арендная плата за первый подлежащий оплате период в размере 312 666,67 руб. вносится арендатором в срок до 15.06.2017.
В соответствии с п. 5.2 Договора в случае нарушения Арендатором п. 3.4 Договора начисляются пени в размере 0,15% с просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки.
В направленной арендатору претензии от 26.08.2019, исх. N 2128/01-06, арендодатель потребовал погасить задолженность по арендной плате.
Неисполнение Обществом указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Администрации поселения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и п. 1 ст. 65 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ЗК РФ и ст. 39.7 ЗК РФ плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Поскольку ставки арендной платы за земельный участок являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
22.02.2018 советом депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Совет депутатов) принято решение N 16 "Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков, из земель государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов" (далее - решение N 16).
Пунктом 1 решения N 16 установлен коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) равным согласно приложению к этому решению.
В приложении к решению N 16 установлены коэффициенты инженерного обеспечения для МО "Кузьмоловское городское поселение": для д. Варколово, д. Куялово - 2,290; для остальных населенных пунктов - 2,323.
11.04.2019 Советом депутатов принято решение N 27 "О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 22.02.2018 N 16" (далее - решение N 27), которым приложение к решению N 16 признано утратившим силу и установлен Кио для земель населенных пунктов согласно приложениям 1 - 19.
Согласно пункту 5 решения N 27 оно вступает в силу в даты официального опубликования и распространяется на правоотношения: по вновь заключенным договорам с даты официального опубликования; по ранее заключенным договорам с 01.01.2020.
Таким образом, установленный решением N 27 коэффициент Кио не может быть применен в расчете арендной платы за период до 01.01.2020.
В отношении коэффициента Кио, установленного решением N 16 в редакции до его изменения, суд установил, что решением Ленинградского областного суда от 06.08.2018 по делу N 3а-113/2018 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение N 16 в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, для "остальных населенных пунктов" в муниципальном образовании "Заневское городское поселение" в размере 2,323. Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 33-АПГ18-25 указанное решение Ленинградского областного суда от 06.08.2018 оставлено без изменения.
Обосновывая дифференцированный размер Кио, Администрация поселения сослалась на информацию, полученную от администраций городских (сельских) поселений Всеволожского района Ленинградской области о наличии либо отсутствии инженерных коммуникаций и подъездных путей с учетом отчета экономического обоснования от 29 августа 2017 г. N 1-1-2017, предоставленного Ленинградским областным Комитетом по управлению имуществом, указав, что установление дифференцированного размера Кио обусловлено наличием либо отсутствием на территории населенного пункта возможности подключения к системам коммунальной инфраструктуры с целью снабжения теплом, водой, газом и электричеством; дифференцированный размер применен не в отношении конкретных земельных участков, а в отношении территорий населенных пунктов исходя из представленной администрацией муниципального образования информации.
Между тем самого отчета N 1-1-2017, позволившего проверить примененные в расчете коэффициенты, учитывающие наличие электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализация), теплоснабжения и транспортной доступности земельного участка, а также правильность установления Кио с учетом вида разрешенного использования земельных участков во Всеволожском районе, расположенных на территории поселения, предназначенных для строительства торгово-складской базы, истец и третье лицо в материалы дела не представили.
Таким образом, в отсутствии доказательств, обосновывающих применение при расчете коэффициента Кио максимально возможных коэффициентов в отношении земельных участков, к которым относится и занимаемый Обществом на основании Договора, суд пришел к правильному выводу, что о нарушении процедуры расчета коэффициента Кио с учетом дифференциации вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории населенного пункта.
При этом суд учел, что в результате применения истцом при расчете размера арендной платы оспариваемого коэффициента Кио разница в размере годовой арендной платы по Договору за 2018 год составила 2 226 398,01 руб. (4 102 398,01 руб. - 1 876 000 руб.), за 2019 год - 2 588 677,06 руб. (4 545 349,06 руб. - 1 956 672 руб.), что более чем в 2 раза превышает установленную Договором годовую арендную плату за 2017 год.
При разрешении спора судом принято во внимание, что решением Ленинградского областного суда от 08.10.2019 по делу N 3а-227/2019 по аналогичным основаниям признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение N 16 в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио), применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, для населенных пунктов МО "Город Всеволожск", за исключением п. 6-й километр и п. Щеголово (торфопредприятие), в размере 2,323.
Исходя из совокупности представленных доказательств, суд пришел к правильному выводу о необоснованности предложенного истцом расчета арендной платы.
Согласно справочному расчету без применения повышающего коэффициента Кио, представленного Администрацией поселения, размер задолженности Общества по Договору за период с 01.05.2017 по 01.10.2019 составил 135 544 руб. Указанный расчет судом проверен и признан правильным.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционного суда не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
В остальной части решение сторонами не обжалуется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 по делу N А56-133054/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133054/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗЬМОЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛОНД ТРАНЗИТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ