г. Хабаровск |
|
14 февраля 2024 г. |
А73-17209/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края
на решение от 06.12.2023
по делу N А73-17209/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению первого заместителя прокурора Хабаровского края в публичных интересах
к Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью "Вигор ДВ"
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Хабаровского края (далее - прокурор) в публичных интересах обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1052740125635, ИНН 2711006733, далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Вигор ДВ" (ОГРН 1172724015243, ИНН 2711003235, далее - общество, ООО "Вигор ДВ") о признании недействительным договора аренды муниципального имущества N 09 от 28.06.2023, заключенного между Администрацией и обществом, применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания общества вернуть Администрации переданное по договору аренды муниципального имущества N 09 от 28.06.2023 имущество (66 позиций, поименованных в исковом заявлении).
Решением суда 06.12.2023 договор аренды муниципального имущества N 09 от 28.06.2023, заключенный между Администрацией и обществом, признан недействительным. В остальной части требований отказано.
Законность, обоснованность принятого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по апелляционной жалобе Администрации, которая просит решение суда первой инстанции от 06.12.2023 отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы указывается на то, что общество является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории городского поселения, заключение спорного договора обеспечивает решение вопросов местного значения в области организации теплоснабжения. Признание договора недействительным, по мнению заявителя жалобы, не приведет к восстановлению публичных интересов, напротив возврат переданного в аренду имущества повлечет нарушение прав публично-правового образования, интересов граждан городского поселения "Город Вяземский", возникновению чрезвычайной ситуации вследствие прекращения обслуживания населения теплоснабжением в отсутствие возможности заключения концессионного соглашения, к заключению которого Администрацией приняты меры.
Отзывы на жалобу не представлены.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о судебном процессе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 28.06.2023 между Администрацией городского поселения "Город Вяземский" Вяземского муниципального района Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Вигор ДВ" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества N 09.
Согласно пункту 1.1, предметом договора является передача в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, согласно приложению N 1 к договору в соответствии с постановлением Администрации от 26.06.2023 N 435 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "Вигор ДВ".
Объекты передаются для гарантированного обеспечения населения коммунальными услугами на основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 1.2 договора, далее - Закон N 131-ФЗ).
Срок договора установлен в пункте 5.1 - с 01.07.2023 по 01.07.2026 включительно.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора арендатор обязуется использовать имущество исключительно по целевому назначению, указанному в договоре.
Полагая, что оспариваемой сделкой нарушаются права и законные интересы городского поселения "Город Вяземский", интересы потребителей коммунальных ресурсов, в том числе населения, прокурор Хабаровского края обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд руководствовался следующим.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу положений статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; применении последствий недействительности таких сделок.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом, в силу части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских поселений осуществляют полномочия по организации водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования в отношении действий и решений, в том числе органов местного самоуправления, при разрешении ими вопросов местного значения.
Так, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона (т. е. в порядке муниципальной преференции). При этом частью 2 названной статьи установлено, что указанный в части 1 порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии со статьями 1, 3, 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях, Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 названного Закона).
Из приведенных нормоположений следует, что действующим законодательством определена обязанность органа местного самоуправления при реализации своих полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения разрешать эти вопросы только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды или концессионных соглашений, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в ином порядке, в случаях, прямо установленных в законе.
Одним из исключений соблюдения такого порядка является установленная пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции возможность предоставления государственной или муниципальной преференции в соответствии с главой 5 данного закона.
Между тем, Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон о концессионных соглашениях, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Закон о водоснабжении и водоотведении, в том числе введены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Так, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ со дня официального опубликования данного Федерального закона (08.05.2013) и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона водоснабжении, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
То есть, как верно указал суд, в случае, если срок эксплуатации объекта водоснабжения и водоотведения, находящегося в муниципальной собственности, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, то предоставление такого имущества юридическому лицу осуществляется исключительно на основании концессионного соглашения. При этом, возможность заключения договора аренды в отношении указанного имущества существовала только до 01.01.2015.
Таким образом, орган местного самоуправления, имея намерение принять решение о передаче прав владения и (или) пользования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося муниципальной собственности, обязан учитывать специальные нормы законодательства, в том числе положения Закона о концессионных соглашениях.
Судом установлено, что переданное по договору аренды N 09 имущество находится в собственности городского поселения "Город Вяземский" (значится в реестре муниципального имущества, права на недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРН), является объектами жилищно-коммунального назначения, используется для обеспечения теплоснабжения населения, ввод его в эксплуатацию произведен более 5 лет назад, соответственно, принимая во внимание приведенные выше нормы права, не может быть передано в пользование в порядке предоставления муниципальной преференции, а только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам проведения конкурса или аукциона.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Далее, в силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку при заключении договора аренды муниципального имущества N 09 от 28.06.2023 нарушен выраженный в изложенных нормах императивный запрет в части порядка передачи во владение и пользование муниципальных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, суд пришел к выводу о ничтожности оспариваемой сделки, как посягающей на публичные интересы и на этом основании признал правомерными требования прокурора о признании договора недействительным.
При этом, отказывая в удовлетворении требования прокурора о применении последствий недействительности указанной сделки в виде обязания ООО "Вигор ДВ" возвратить муниципальное имущество Администрации, суд исходил из того, что применение последствий недействительности сделки не отвечает публичным интересам муниципального района, может повлечь крайне неблагоприятные последствия для населения муниципального образования по причине прекращения обслуживания систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в силу того, что в настоящее время ООО "Вигор ДВ" является единственной ресурсоснабжающей организацией, которая для бесперебойной транспортировки и обеспечения граждан и организаций (потребителей) коммунальными ресурсами, осуществляет содержание и обслуживание сетей. Кроме того, возврат спорного имущества и прекращение выполнения мероприятий по его надлежащему содержанию и обслуживанию специализированной организацией могут привести к гибели такого имущества, его отдельных элементов и узлов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считает принятый судебный акт соответствующим нормам права, установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Учитывая, что доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, сводятся к несогласию с ними, были предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2023 по делу N А73-17209/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17209/2023
Истец: Заместитель прокурора Хабаровского края в интересах РФ, Заместитель прокурора Хабаровского края в публичных интересах
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "ГОРОД ВЯЗЕМСКИЙ" ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ООО "Вигор ДВ"