г. Тула |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А62-1725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Экспертная Компания" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1147847220740, ИНН 7842522360) - Кудрявцева Д.Л. (доверенность от 17.06.2020), в отсутствие представителей заявителя - департамента Смоленской области по социальному развитию (г. Смоленск, ОГРН 1046758309509, ИНН 6730052450), заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы (г. Смоленск, ОГРН 1086731007362, ИНН 6730076910), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспертная Компания" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2021 по делу N А62-1725/2021 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
департамент Смоленской области по социальному развитию (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о признании недействительными решений от 19.02.2021 N 067/06/31-30/2021, N 067/06/31-31/2021, N 067/06/31-32/2021, N 067/06/31-33/2021 и N 067/06/31-34/2021 в части выводов об установлении департаментом в конкурсной документации требований, не предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно: "наличие у участника закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), с приложениями (при наличии приложений, являющихся неотъемлемой частью лицензии) с указанием видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности", а также выданных на основании указанных решений предписаний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - главное управление) и общество с ограниченной ответственностью "Экспертная Компания" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2021 по делу N А62-11277/2020 требования удовлетворены частично, решения управления от 19.02.2021 N 067/06/31-32/2021 и N 067/06/31-34/2021 в части выводов об установлении департаментом в конкурсной документации требований, не предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: "наличие у участника закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), с приложениями (при наличии приложений, являющихся неотъемлемой частью лицензии) с указанием видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности", а также предписания управления от 19.02.2021 по делам N 067/06/31-32/2021 и N 067/06/31-34/2021 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что лицензией на оказание медицинских услуг должна обладать организация, в которую направляются дети, имеющиеся медицинские показания к оздоровлению, но не участник закупки, который может являться туроператором или турагентом. Считает, что суд первой инстанции не изучил представленные им в материалы дела отзыв на заявление и уточнение позиции по делу.
От департамента, управления и главного управления в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они, считая принятое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в управление поступили жалобы общества на положения конкурсной документации муниципального заказчика - департамента при проведении конкурсов с ограниченным участием в электронной форме: "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления проживающих на территории Смоленской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста до 17 лет включительно, детей школьного возраста до 17 лет включительно, находящихся в трудной жизненной ситуации" (извещение N 0163200000321000155), "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления проживающих на территории Смоленской области детей школьного возраста до 15 лет включительно, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении по медицинским показаниям" (извещение N 0163200000321000154), "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления проживающих на территории Смоленской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста до 17 лет включительно, детей школьного возраста до 17 лет включительно, находящихся в трудной жизненной ситуации" (извещение N 0163200000321000152), "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста до 17 лет включительно - отличников учебы, участников, международных, всероссийских, областных, районных (городских) олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, членов детских и молодежных общественных объединений и творческих коллективов" (извещение N 0163200000321000109) и "оказание услуг по организации отдыха и оздоровления проживающих на территории Смоленской области детей школьного возраста до 15 лет включительно, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении по медицинским показаниям" (извещение N 0163200000321000108).
По результатам рассмотрения указанных жалоб управлением приняты решения от 19.02.2021 N 067/06/31-30/2021, N 067/06/31-31/2021, N 067/06/31-32/2021, N 067/06/31-33/2021 и N 067/06/31-34/2021, содержащие выводы об установлении департаментом в конкурсной документации требований, не предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: "наличие у участника закупки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), с приложениями (при наличии приложений, являющихся неотъемлемой частью лицензии) с указанием видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности".
На основании данных решений управлением департаменту выданы предписания, в соответствии с которыми государственному заказчику и уполномоченному органу необходимо устранить допущенные нарушения путем:
- внесения изменений в конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и с учетом указанных выше решений комиссии управления;
- назначения новых дат и времени: окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме; рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в данном конкурсе и подачи участниками конкурса окончательных предложений о цене контракта;
- рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в данном конкурсе.
Также оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" предписано обеспечить возможность исполнения предписаний; уведомить участников закупок, подавших заявки, о внесении изменений в документацию конкурсов с ограниченным участием в электронной форме, а также аннулировать раннее поданные заявки участников закупок с уведомлением о прекращении действия заявок и о возможности участникам подать новые заявки на участие в конкурсах с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления проживающих на территории Смоленской области детей.
Не согласившись с решениями управления и выданными на их основании предписаниями в части выводов о необоснованности включения в конкурсную документацию условия о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на то обстоятельство, что департамент как заказчик вправе формировать требования к претендентам, участвующим в конкурсе, исходя из необходимости наиболее полно обеспечить круглосуточное медицинское обслуживание детей в период их оздоровительного отдыха, при этом, по мнению заявителя, именно наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности позволяет определить претендентов, соответствующих указанным требованиям, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его частично, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании частей 1 и 4 статьи 56.1 Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона N 44-ФЗ о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 этого закона.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 данного закона, указываются в числе прочего требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В пункте 4 части 1 статьи 54.3 названного закона определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе предусмотренные статьей 54.4 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Из пункта 3 части 6 статьи 54.4 рассматриваемого закона следует, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 и 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе прочего следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела следует, что объектом спорных закупок является оказание услуг по организации отдыха и оздоровления, проживающих на территории Смоленской области детей в санаториях, санаториях-профилакториях, оздоровительных лагерях круглогодичного действия стационарного типа, расположенных на территории Смоленской области.
При этом судом установлен, что департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте, утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 26.05.2014 N 391, согласно пункту 3.27 которого департамент осуществляет организацию работы по реализации областного закона "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Смоленской области", а именно реализацию основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Смоленской области, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Смоленской области; формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также размещение его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановлением администрации Смоленской области от 13.04.2018 N 192 утвержден Порядок приобретения, распределения и предоставления путевок в организации отдыха детей и их оздоровления детям, указанным в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 7 областного закона "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории смоленской области" (далее - Порядок), в котором сказано, что направление детей, указанных в пункте 1 Порядка, в организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется на основании путевок.
К путевкам в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Порядком относятся: путевки на отдых и оздоровление с предоставлением санаторно-курортных услуг (санаторные путевки); путевки на отдых и оздоровление без предоставления санаторно-курортных услуг (оздоровительные путевки), а также путевки на отдых и оздоровление детей-инвалидов, нуждающихся в индивидуальном сопровождении, с предоставлением санаторно-курортных услуг детям-инвалидам (путевки для детей-инвалидов с сопровождением).
Путевки, указанные в пункте 2 Порядка, предоставляются в следующие организации отдыха детей и их оздоровления (оздоровительные организации):
- санаторные путевки - в санатории, санатории-профилактории, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в порядке, установленном федеральным законодательством (оздоровительные организации санаторного типа);
- оздоровительные путевки - в организации отдыха детей и их оздоровления сезонного и круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации и Республики Беларусь;
- путевки для детей-инвалидов с сопровождением - в оздоровительные организации санаторного типа.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ) основанием для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является осуществление деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается представлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей сведений, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Организации для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в том числе, сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией.
Согласно пункту 2.1 статьи 12 данного закона организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Анализируя вышеизложенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принять участие в закупке на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей могут лишь организации, включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, имеющие при этом либо лицензию на медицинскую деятельность, либо договор об оказании медицинской помощи, заключенный между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией.
Обязательным условием для участия в конкурсе является нахождение организации-претендента в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Смоленской области (далее - реестр), для включения в который организация обязана предоставить необходимые документы, в том числе подтверждающие соответствие требованиям по организации медицинского обслуживания.
Как следует из размещенного на официальном сайте департамента реестра, по состоянию на 12.03.2021 в него включены 204 организации, из которых лишь 12 организаций имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, а остальные 192 организации - договор об оказании медицинской помощи, заключенный между данными организациями отдыха детей и их оздоровления и медицинскими организациями. При этом возможность оказывать услуги в рамках проведения подобных конкурсов имеют все организации, включенные в данный реестр.
В связи со сказанным суд первой инстанции обоснованно согласился с мнением управления о том, что департамент как заказчик, установив в конкурсной документации требование о наличии у организации отдыха детей и их оздоровления исключительно лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушил требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31 и части 1 статьи 56.1 N 44-ФЗ, необоснованно ограничив количество участников оспариваемых закупок в тех конкурсах, в которых услуги оказываются в организациях отдыха и оздоровления детей (оздоровительные путевки) (конкурсы под номерами 1-экоу, 3-экоу и 4-экоу).
При этом суд справедливо посчитал, что при объявлении конкурсов под номерами 2-экоу и 5-экоу департаментом в качестве организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, указаны конкретно санатории-профилактории, то есть предметом конкурса является приобретение санаторных путевок, что в силу положений статьи 15 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" требует наличия собственной лицензии на оказание медицинских услуг у организации-претендента, ввиду чего установленное департаментом требование о наличии лицензии является обоснованным, вследствие чего решения управления от 19.02.2021 N 067/06/31-32/2021 и N 067/06/31-34/2021 в оспариваемой части, а также выданные на основании указанных решений предписания недействительны.
Довод апелляционной жалобы о том, что лицензией на оказание медицинских услуг должна обладать организация, в которую направляются дети, имеющиеся медицинские показания к оздоровлению, но не участник закупки, который может являться туроператором или турагентом, подлежит отклонению, поскольку, как указано выше, принять участие в закупке на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей могут лишь организации, включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, имеющие при этом либо лицензию на медицинскую деятельность, либо договор об оказании медицинской помощи, заключенный между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией.
При этом туроператоры или турагенты, деятельности которых регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", не включенные в вышеуказанный реестр, не могут принять участие в закупке на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления.
В рассматриваемом случае общество в такой реестр не включено.
Более того, статья 780 ГК РФ устанавливает прямую обязанность исполнителя услуги по личному исполнению услуги, если иное не предусмотрено договором.
Как следует из материалов дела, в качестве организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, при объявлении конкурсов под номерами 2-экоу и 5-экоу департаментом указаны конкретно санатории-профилактории. Причем проекты государственных контрактов по этим конкурсам не предусматривают привлечение соисполнителей.
Указание общества на то, что суд первой инстанции не изучил представленные им в материалы дела отзыв на заявление и уточнение позиции по делу, является несостоятельным, поскольку то обстоятельство, что в решении суда не отражены все имеющиеся в деле пояснения и позиции, не свидетельствует об отсутствии судебной оценки и их проверки.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.06.2021 по делу N А62-1725/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1725/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, УФАС по Смоленской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ, ООО "ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ"