г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А41-62568/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Администрации города Пущино: не явились, извещены;
от Комитет лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от Управление Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: не явились, извещены;
от Министерство имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года по делу N А41-62568/20 по исковому заявлению Администрации города Пущино к Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Пущино обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- внести в ЕГРН изменения в сведения координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 общей площадью 69534 кв. м, категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения кладбища, расположенного по адресу: Московская область, г. Пущино, путем установления границы в соответствии с геодезическими данными.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2021 года по делу N А41-62568/2 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Пущино Московской области от 20.12.2010 N 444-П утверждена схема расположения земельного участка для расширения кладбища площадью 6,9597 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Пущино.
Согласно выписке из ЕГРН и кадастровой выписке на основании указанного постановления на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 общей площадью 68597 +/- 92 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Пущино, о чем в ЕГРН внесены соответствующие сведения от 03.03.2011, в том числе о местоположении границ участка.
Постановлением Главы города Пущино Московской области от 07.04.2011 N 151-П земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования - для размещения кладбища.
Выпиской из ЕГРН и материалами регистрационного дела подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Городской округ Пущино Московской области" и права постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Ритуал городского округа Пущино Московской области, о чем в реестр внесены регистрационные записи от 13.12.2017.
Актом осмотра от 07.12.2020 подтверждается, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 имеется 1025 захоронений, начиная с 2002 года.
При этом в процессе реализации Администрацией городского округа Пущино полномочий в сфере похоронного дела установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 полностью накладываются на земли лесного фонда Филиал "Русский лес", Заокское участковое лесничество, квартал 12 выделы 5, 6, 8, 9, 10, 11. Данное обстоятельство также подтверждается схемой наложения, представленной в материалы дела Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, поскольку пересечение границ земельный участков препятствует реализации полномочий органа местного самоуправления в области похоронного дела, Администрация городского округа Пущино обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, кладбище, расположенное в г. Пущино в границах земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 относится к общественным кладбищам.
При данных обстоятельствах, исходя из положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 15, 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Закона Московской области от 30.10.2007 N 189/2007-ОЗ, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10, занятый кладбищем, находится в муниципальной собственности в силу закона.
Кроме того, в силу закона и в соответствии с постановлениями Главы города Пущино Московской области от 20.12.2010 N 444-П, от 07.04.2011 N 151-П фактически переведены из земель лесного фонда в категорию - земли населенных пунктов.
При этом постановления Главы города Пущино Московской области от 20.12.2010 N 444-П, от 07.04.2011 N 151-П об утверждении схемы расположения земельного участка, установлении категории земель и вида разрешенного использования равно как и право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10, не оспорены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Являясь собственником земельного участка, Администрация просит установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10, а также исключить из государственного лесного реестра сведений о местоположении границ лесного участка, пересекающего границы земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В обоснование местоположения границ лесных участков Комитетом лесного хозяйства Московской области представлены в материалы схема наложения земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 на земли лесного фонда, Проект организации и ведения лесного хозяйства опытного лесного хозяйства "Русский лес" (Таксационное описание Заокского лесничества) 2001 года, Планшет N 7 лесоустройства 2000 года, выписку из государственного лесного реестра.
Вместе с тем, указанные документы не содержат сведения о местоположении точек координат границ спорных лесных участков.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11 содержится правовая позиция, согласно которой, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Схема наложения земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 на земли лесного фонда, Проект организации и ведения лесного хозяйства опытного лесного хозяйства "Русский лес" (Таксационное описание Заокского лесничества) 2001 года, Планшет N 7 лесоустройства 2000 года не могут быть положены в основание отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 к землям лесного фонда, поскольку координаты наложения границ определено при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, поскольку лесной участок Филиал "Русский лес", Заокское участковое лесничество, квартал 12 выделы 5, 6, 8, 9, 10, 11 не поставлен на кадастровый учет, граница участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Границы муниципального образования Городской округ Пущино установлены в соответствии с Законом Московской области от 25.10.2004 N 129/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Пущино".
В соответствии с координатами границ, утвержденных указанным законом, земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, о чем принято постановление Главы города Пущино Московской области от 07.04.2011 N 151-П.
С 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Между тем, исходя из обстоятельств настоящего спора, поскольку право муниципальной собственности и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 зарегистрированы 13.12.2017, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда не подлежит устранения в порядке статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Определением от 21.12.2020 суд первой инстанции по ходатайству истца назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручено ООО "Геоцентр "Южный", экспертам Лукьяновой Н.Б., Якушину А.А.
Перед экспертами суд поставил следующие вопросы:
1) Определить с выездом на место, возможно ли установить на местности границы земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10? Соответствуют ли фактические границы такого участка сведениям ЕГРН о местоположении границ земельного участка? Отобразить графически.
2) Определить, входила ли территория, составляющая земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10, в границы муниципального образования Городской округ Пущино в соответствии с Законом Московской области от 25.10.2004 N 129/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Пущино" в 2004 и в 2011 году?
3) Определить, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 на границы земель лесного фонда в квартале 12 Заокского участкового лесничества, лесничества Русский лес? Определить границы и площадь наложения. Отобразить графически.
4) При положительном ответе на вопрос 3) определить, имеются ли захоронения на территории, составляющей пересечение границ, и давность таких захоронений. Отобразить графически.
5) Определить, возможно ли установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10, исключающие наложение на границы земель лесного фонда с учетом имеющихся захоронений, в том числе захоронений, выявленных при исследовании по вопросу 4). Отобразить графически.
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение от 05.02.2021 N 1/164, в котором эксперты пришли к следующим выводам: установить на местности границы земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 возможно, фактическая площадь участка составляет 69534 кв. м и соответствует юридической площади в пределах допустимого расхождения. Определено местоположение фактических границ земельного участка.
Экспертами также установлено, что с 2004 года земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 располагается в границах муниципального образования городского округа Пущино Московской области.
При обследовании территории лесного участка не обнаружены межевые знаки с курганами, квартальные столбы, какие-либо лесоустроительные знаки по которым можно было бы определить фактическое местоположение границ квартала 12 выделов 5, 6, 8, 9, 10, 11 Заокского участкового лесничества филиала "Русский лес" ГКУ МО "Мособллес".
По планшету N 7 лесоустройства 2000 г нет технической возможности определить наложение границ спорного участка с КN 50:60:0010101:10 на границы квартала 12 выделов 5, 6, 8, 9, 10, 11 Заокского лесничества филиала "Русский лес".
При сопоставлении представленных Филиалом "Русский лес" ГКУ МО "Мособллес" координат наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 со сведениями государственного кадастра недвижимости усматривается границы земельного участка с КN 50:60:0010101:10 накладывается на квартал 12 Заокского лесничества филиала "Русский лес".
Однако, установить достоверность такого наложения границ не представляется возможным, в связи с отсутствием документов о государственной регистрации права на участок лесного фонда и сведений Государственного кадастра недвижимости об установленных границах участка лесного фонда квартала 12 Заокского участкового лесничества филиала "Русский лес".
Площадь захоронений в границах лесного участка составляет 13693 кв. м.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что указанное экспертное заключение является ненадлежащим доказательством.
Между тем, представленное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности, содержит полные и однозначные выводы на поставленные вопросы, в исследовательской части содержится мотивированное описание исследования и произведенных измерений, в связи с чем данное заключение отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств, в связи с чем суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства.
Следовательно, принимая во внимание выводы судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:60:0010101:10 имеет привязку к местности, координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке внесены в ГКН в момент их формирования, кадастровое дело подтверждает наличие первичных документов, на основании которых сформирован земельный участок, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования - под размещение кладбища.
Доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:60:0010101:10 к землям лесного фонда и включения данного участка в состав лесного массива в материалах дела не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Следовательно, из государственного лесного реестра подлежат исключению сведения о местоположении границ лесного участка площадью 69534 кв. м.
Апелляционный суд отклоняет доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является ТУ Росимущества в Московской области в связи со следующим.
Согласно статье 44 АПК РФ истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов, а ответчиками - лица, к которым предъявлен иск.
Исходя из смысла статьи 44 АПК РФ, ответчиками являются обязательные участники дел искового производства, субъекты спорного материально-правового отношения, относительно которого возник спор.
Поскольку частью 3 статьи 8 АПК РФ установлено, что арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон, лица, в отношении которых имеется спор о праве, должны иметь возможность реализовать свои права, предусмотренные нормами процессуального права для ответчиков.
Таким образом, правовой статус лиц, в отношении которых имеется спор о праве собственности, предполагает их участие в деле в качестве соответчиков.
Согласно статьям 125, 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункты 1, 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", - далее Положение N 736).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" Положение N 736 дополнено пунктом 5.20.3, согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях реализации указанных полномочий приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.02.2018 N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке" утвержден Регламент работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2021 по делу N А41-62568/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62568/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПУЩИНО
Ответчик: Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ТУ ФАУГИ В Московской области, управление росреестра по московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31154/2021
06.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17348/2022
01.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31154/2021
09.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15434/2021
18.06.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-62568/20