г. Вологда |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А13-13608/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Нутрихина Н.Н. по доверенности от 03.06.2021 N 238, от общества с ограниченной ответственностью промышленно - производственной фирмы "ЛИТ" Сахаровой Л.В. по доверенности от 09.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно - производственной фирмы "ЛИТ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2021 года по делу N А13-13608/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972; адрес: 160009, город Вологда, улица Ветошкина, дом 15, офис 209; далее - ООО "АкваЛайн") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью промышленно - производственной фирмы "ЛИТ" (ОГРН 1043500090160, ИНН 3525144142; адрес: 160004, город Вологда, улица Товарная, 1-А; далее - Фирма) о взыскании задолженности за оказанные за период с января 2019 года по декабрь 2019 года услуги по договору от 01.01.2019 N Ю-01858 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 37 312 руб. 82 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Бухарин Сергей Владимирович, индивидуальный предприниматель Щапин Александр Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Вторресурсы Белозерск".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что отношения между истцом и ответчиком не были урегулированы в течение 2019 года. Ответчик считает, что истец не представил достаточных достоверных и неоспоримых доказательств оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Таким образом, ответчик полагает, что нельзя считать доказанным факт вывоза ТКО, руководствуясь двумя комплектами не тождественными между собой копий маршрутных листов.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель истца отклонил доводы жалобы.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о государственной регистрации права ответчику на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201020:62, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Товарная, и помещения N N 38, 39, 39а, 22, 22а, 23а, 24, 24а, 31, 35-37, 40-44, 48, 49, 50, расположенные по адресу: г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 78, часть из которых передана иным лицам в аренду.
ООО "АкваЛайн" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области.
Претензионным письмом от 26.08.2020 ООО "АкваЛайн" уведомил Фирму о наличии задолженности за оказанные услуги.
Ввиду образования задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по декабрь 2019 года по договору от 01.01.2019 N Ю-01858, ООО "АкваЛайн" обратилось с иском к Фирме в Арбитражный суд Вологодской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В абзацах двадцать шестом и двадцать седьмом статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что: - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно абзацу пятидесятому статьи 5 и пункту 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО "АкваЛайн" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области.
На основании соглашения между Департаментом топливно - энергетического комплекса Вологодской области и ООО "АкваЛайн" от 10.04.2018 последнее является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной части Вологодской области.
В соответствии с пунктом 7.2 соглашения ООО "АкваЛайн" обязан приступить к исполнению обязательств регионального оператора с 01.01.2019.
Таким образом, с 01 января 2019 года никакие иные компании, помимо ООО "АкваЛайн", не имеют право заключать договоры на обращение с ТКО и оказывать услуги, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами. Соответственно, любая деятельность третьих лиц по оказанию услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в Восточной части Вологодской области не должна осуществляться с 01.01.2019.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, на ответчике - юридическом лице также лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В силу Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Указанные требования Правил были исполнены истцом, типовой договор был размещен в газете "Красный Север", а также в информационно-телекомуникационной сети Интернет.
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, законодательством не предусмотрены внедоговорные отношения по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае неподписания сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019, данный договор считается заключенным на условиях типового договора. Кроме того, доказательств того, что ответчик обращался в суд для рассмотрения разногласий, возникших при заключении договора, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что между сторонами отсутствовали договорные отношения, является несостоятельным.
Проект договора направлялся ответчику, ответчик от заключения договора уклонился.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО по адресам: г. Вологда, ул. Товарная, д. 1А и г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 78, истцом представлены УПД от 31.12.2019 N N РО000043595, РО000043596, РО000043597, РО000043598, РО000043599, РО000043600, РО000043601, РО000043602, РО000043603, РО000043604, РО000043605, РО000043594, корректировочных счетах-фактурах от 31.03.2020 NN РО000010110, РО000010111, РО000010112, РО000010113, РО000010114, РО000010115, РО000010116, которые ответчиком не подписаны, оставлены без оплаты.
Претензионным письмом от 26.08.2020 истец уведомил ответчика о наличии задолженности.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права ответчику на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201020:62, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Товарная, и помещения N N 38, 39, 39а, 22, 22а, 23а, 24, 24а, 31, 35-37, 40-44, 48, 49, 50, расположенные по адресу: г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 78, часть из которых передана иным лицам в аренду.
Истцом представлено уточнение требований с учетом возражений ответчика по заключению договоров аренды с иными лицами, согласно уточнению просил взыскать ответчика задолженность в сумме 37 312 руб. 82 коп.
Как указывает ответчик, помещения, не переданные в аренду, по адресу ул. Благовещенская, д. 78, ООО ППФ "ЛИТ" в 2019 году не использовались, закрыты ролетами, следовательно, ТКО не образовывались. Кроме того, контейнеры по адресу: ул. Товарная, д. 1 А, находятся на закрытой территории, истец или субподрядчики доступа к ним не имели. В подтверждении указанных доводов ответчиком представлены фотографии помещений по спорным адресам, договор оказания услуг по контролю территории от 09.01.2019.
Действительно, как следует из представленных ответчиком документов, контейнеры, расположенные по адресу: г. Вологда, ул. Товарная, д. 1А, находятся на огороженной забором территории.
Согласно договору оказания услуг по контролю территории от 09.01.2019, заключенному ответчиком (заказчик) с закрытым акционерным обществом "Вторцветмет" (исполнитель), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по круглосуточному контролю территории и имущества заказчика по адресу: г. Вологда, ул. Товарная, д. 1 А.
Вместе с тем, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные документы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ответчиком не подтвержден факт отсутствия ведения деятельности в 2019 году и, как следствие, не образования ТКО, поскольку выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений о прекращении деятельности ООО ППФ "ЛИТ" как юридического лица, в налоговый орган представляется бухгалтерская отчетность с доходом от реализации товаров и численностью сотрудников, в связи с чем, ответчик является действующей организацией, имеющей права и обязанности, установленные действующим законодательством. Взыскание неосновательного обогащения и процентов решениями суда по делам N N А13-2758/2017 и А13-21729/2017 подтверждает лишь наличие кредиторской задолженности ответчика, но не является доказательством приостановления деятельности. Представленные ответчиком фотографии территории и помещений не являются бесспорными доказательствами отсутствия ведения деятельности и отсутствия доступа к контейнерам за спорный период, поскольку установить дату съемки не представляется возможным.
Истцом указывается на наличие договоров субподряда по вывозу ТКО, заключенных с ИП Щапиным А.Н. и ООО "Вторресурсы Белозерск", согласно которым указанные лица осуществляют вывоз ТКО в пределах зоны регионального оператора. В отзыве на заявление ИП Щапин А.Н. подтвердил оказание услуг по транспортировке ТКО в 2019 году по договору субподряда.
Кроме того, вопреки доводам ответчика в материалы дела ИП Щапиным А.Н. представлены маршрутные журналы, согласно которым им осуществлялся вывоз ТКО по адресам: г. Вологда, ул. Товарная, и г. Вологда, ул. Благовещенская.
Ссылка ответчика на утверждение формы маршрутного журнала только в 2020 году приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 20.10.2020 N 253 судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку пунктом 30 Правил N 1156 установлена обязанность по ведению в отношении каждого мусоровоза маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, представляет региональному оператору копию маршрутного журнала. То есть маршрутные журналы являются надлежащим подтверждением факта оказания услуг и до принятия приказа от 20.10.2020. Кроме того, представление исполнителями услуг маршрутных журналов региональному оператору предусмотрено договорами субподряда.
Помимо прочего, обязанность по оплате оказанных услуг за 2020 год ответчиком не оспаривается, как и порядок вывоза ТКО, вместе с тем, документов, подтверждающих оказание услуг различными способами либо составлением иных документов в 2019 и 2020 годах, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, содержащие мотивированный отказ заказчика от приемки выполненных работ за спорный период, а также претензии относительно качества и объема оказываемых истцом услуг, не представлены доказательства уклонения регионального оператора от оказания услуг. Кроме того, ответчик доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами по вывозу ТКО, оказываемыми истцом, не представил.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что совокупность предъявленных в материалы дела доказательств свидетельствует о доказанности факта оказания истцом спорных услуг ответчику.
Расчет задолженности судом проверен, признан верным.
Ответчиком расчет истца не оспорен, доказательств оплаты в пользу других лиц и контррасчета в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Таким образом судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2021 года по делу N А13-13608/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно - производственной фирмы "ЛИТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13608/2020
Истец: ООО "АкваЛайн", ООО в/у "АкваЛайн" Бухарин Сергей Владимирович
Ответчик: ООО Промышленно-производственная фирма "ЛИТ"
Третье лицо: ИП Щапин Александр Николаевич, ООО "Вторресурсы Белозерск"