г. Киров |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А28-5855/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радио нашего города"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.07.2021 по делу N А28-5855/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (ОГРН 1044316540586; ИНН 4345084190)
к обществу с ограниченной ответственностью "Радио нашего города" (ОГРН 1084345138987; ИНН 4345243361)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (далее - заявитель, Управление Роскомнадзора по Кировской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Радио нашего города" (далее - ответчик, ООО "Радио нашего города", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области заявленное требование удовлетворено, ООО "Радио нашего города" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом в части назначенного административного наказания, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить и назначить на основании статьи 3.4 КоАП РФ наказание в виде предупреждения.
Управление Роскомнадзора по Кировской области в отзыве на жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением суда от 30.08.2021 на основании статьи 113 АПК РФ дата судебного заседания по рассмотрению жалобы изменена на 09.09.2021.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Радио нашего города" имеет лицензию на осуществление радиовещания радиоканала от 07.12.2017 серия РВ N 29049, срок действия лицензии до 30.09.2029 (т.1 л.д.75).
В лицензии от 07.12.2017 установлены следующие лицензионные требования:
осуществление радиовещания радиоканала;
наименование распространяемого средства массовой информации - "Радио города" (свидетельство о регистрации от 28.12.2012 серия Эл N ФС77-52354) (далее - СМИ);
общий объем вещания в неделю - 168 часов. Соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания - 168 часов в неделю;
направление вещания: информационно-развлекательное, музыкальное - 100%;
место осуществления лицензируемого вида деятельности: 610001, Кировская область, г. Киров, Октябрьский проспект, д. 120.
Согласно реестру лицензий на деятельность по телерадиовещанию лицензией от 07.12.2017 определена территория вещания:
в Кировской области на следующих частотах:
- 100,0 МГц в г. Котельнич, мощность передатчика 0,1 кВт;
в Нижегородской области на следующих частотах:
- 105,6 МГц в г. Арзамас, мощность передатчика 0,05 кВт,
- 97,4 МГц в г. Выкса, мощность передатчика 0,1 кВт,
- 104,7 МГц в г. Лысково, мощность передатчика 0,1 кВт,
- 102,7 МГц в г. Павлово, мощность передатчика 0,1 кВт,
- 98,7 МГц в г. Саров, мощность передатчика 0,02 кВт,
- 90,9 МГц в г. Сергач, мощность передатчика 0,1 кВт,
- 100,9 МГц в г. Шахунья, мощность передатчика 0,1 кВт;
в Республике Татарстан на следующих частотах:
- 106,4 МГц в г. Буинск, мощность передатчика 0,1 кВт,
- 104,4 МГц в с. Шемордан, мощность передатчика 2 кВт,
- 88,2 МГц в г. Тетюши, мощность передатчика 0,5 кВт.
Радиоканал "Радио города" зарегистрирован в качестве средства массовой информации, учредителем выступает ООО "Радио нашего города", территория распространения Российская Федерация, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 28.12.2012 ЭЛ N ФС77-52354.
На основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по Кировской области в 2021 г., утвержденного приказом руководителя от 26.11.2020 N 74-нд, сотрудники административного органа провели плановое систематическое наблюдение за исполнением ООО "Радио нашего города" лицензионных условий и обязательных требований в сфере радиовещания при осуществлении деятельности в соответствии с лицензией от 07.12.2017.
В ходе систематического наблюдения Управлением обнаружены следующие нарушения обязательных требований, а именно:
1. Несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии радиоканала.
Так, в результате анализа записи эфира за контролируемый период в г.Котельнич (пункт установки передатчика - Наймушины, на частоте 100,0 МГц) административным органом установлено, что выходы в эфир радиоканала "Радио города" сопровождаются объявлением полных выходных данных: "Вы слушаете средство массовой информации радиоканал "Радио города". Регистрационный номер: ЭЛ N ФС77-52354. Зарегистрировано 28 декабря 2012 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Для лиц старше 16 лет".
Запись эфира за контролируемый период показывает, что 07.04.2021 в 06:03:12, 09.04.2021 в 05:02:38, 06:02:56, 23:02:07 выходы в эфир радиоканала сопровождаются объявлением следующих полных выходных данных: "Средство массовой информации - радиоканал "Мария FM". Регистрационный номер: ЭЛ N ФС77-75038, дата регистрации: 11.02.20219 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Продукция предназначена для лиц старше 16 лет".
2. Нарушение соотношения вещания СМИ "Радио города" к общему объему вещания в неделю, определенного лицензией от 07.12.2017.
В результате анализа записи эфира за период с 00:00 05.04.2021 по 24:00 11.04.2021 (контролируемый период), осуществленной в пункте вещания - г.Котельнич, заявителем установлено, что выходы в эфир радиоканала "Радио города" сопровождаются объявлением полных выходных данных: "Вы слушаете средство массовой информации "Радио города". Регистрационный номер: ЭЛ N ФС77-52354. Зарегистрировано 28 декабря 2012 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Для лиц старше 16 лет".
При этом запись эфира за контролируемый период показывает, что 07.04.2021 в 06:03:12, 09.04.2021 в 05:02:38; 06:02:56; 23:02:07 выходы в эфир радиоканала сопровождаются объявлением следующих полных выходных данных: "Средство массовой информации - радиоканал "Мария FM". Регистрационный номер: ЭЛ N ФС77-75038, дата регистрации: 11.02.2019 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Продукция предназначена для лиц старше 16 лет".
Таким образом, имело место вещание СМИ - радиоканала "Мария FM", не указанного в лицензии от 07.12.2017 N 29049. Соотношение вещания СМИ "Радио города" к общему объему вещания составило 132 часа 18 минут 43 секунды в неделю, отклонение от установленного лицензией объема вещания - 35 часов 41 минуту 17 секунд. Указанные нарушения зафиксированы в акте систематического наблюдения от 23.04.2021 N А-43/5/17 (т.1 л.д.21-35).
По факту нарушения Обществом требований о вещании указанного в лицензии радиоканала и соотношении вещания СМИ "Радио города" к общему объему вещания в неделю, определенного лицензией от 07.12.2017, Управление составило протоколы от 29.04.2021 N АП-43/5/156, N АП-43/5/158 об административных правонарушениях по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протоколы составлены при участии представителя Общества по доверенности, о времени и месте составления протоколов законный представитель извещен надлежащим образом (т.1 л.д.14-19, 20, т.2 л.д.14-19, 20).
На основании статей 202 - 204 АПК РФ и статьи 23.1 КоАП РФ административный орган направил в Арбитражный суд Кировской области заявления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением от 29.06.2021 суд объединил дела N А28-5855/2021, А28-5856/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения в рамках дела NА28-5855/2021.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в деянии Общества события и состава вменяемого правонарушения, не выявив существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлек ответчика к административной ответственности, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований (условий), предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания.
В силу статей 2 и 3 указанного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1529.
Согласно подпункту "а" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, среди прочего, являются соблюдение лицензиатом следующих параметров телевизионного вещания или радиовещания, указанных в лицензии: вещание предусмотренного лицензией телеканала или радиоканала; соблюдение объемов вещания, периодичности и времени вещания.
Как следует из материалов настоящего дела, в нарушение изложенных выше норм при осуществлении радиовещания Обществом не соблюдены требование о вещании предусмотренного лицензией от 07.12.2017 радиоканала, а также объем вещания, соотношение вещания продукции СМИ к общему вещанию в неделю. Факт наличия названных нарушений Обществом подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, ответчиком по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Вина Общества в совершении вмененного правонарушения доказана.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при установленном правовом регулировании рассматриваемых отношений не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по административному делу не установлено. Срок давности привлечения Общества к ответственности за допущенные нарушения не пропущен.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 919-О-О, положения главы 4 КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.
В связи с этим применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Суд первой инстанции, исследовав материалы настоящего дела, счел необходимым в данном случае назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Из апелляционной жалобы Общества следует, что ответчик не согласен с решением суда в части примененной им меры административной ответственности в виде штрафа, полагает, что в данном случае имеются основания для назначения наказания в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда охраняемым законам объектам и ценностям, а также при отсутствии имущественного ущерба
Вместе с тем при производстве по делу установлено, что ранее решением Арбитражного суда Кировской области от 21.04.2021 по делу N А28-2701/2021 Общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Таким образом, мера административного наказания (административный штраф), вопреки позиции ответчика, определена Обществу исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (минимальный размер санкции) в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Чрезмерности подлежащей взысканию суммы административного штрафа в настоящем деле не усматривается.
Поскольку санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, то в силу положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение исключена.
Из имеющихся материалов дела апелляционный суд не усматривает условий, позволяющих квалифицировать совершенное ответчиком правонарушение в качестве малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ). Исключительных обстоятельств, которые свидетельствовали бы о малозначительности правонарушения, не установлено. Общество, будучи профессиональным участником рынка, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, допустило нарушение лицензионных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 07.07.2021 по делу N А28-5855/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.07.2021 по делу N А28-5855/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радио нашего города" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5855/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области
Ответчик: ООО "Радио нашего города"
Третье лицо: Министерство связи