г. Самара |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А65-8355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энтузиаст"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года по делу N А65-8355/2021 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энтузиаст", г.Набережные Челны (ОГРН 1071650012664, ИНН 1650158981),
к Набережночелнинской зональной жилищной инспекции Государственной жилищной инспекции РТ (ОГРН, ИНН 1653015798),
об отмене постановление N П-НЧ-1054/21ж от 01.04.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энтузиаст", г.Набережные Челны (далее по тексту - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Набережночелнинской зональной жилищной инспекции Государственной жилищной инспекции РТ (далее по тексту - ответчик) об отмене постановления N П-НЧ-1054/21ж от 01.04.2021 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года по делу N А65-8355/2021 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором Набережночелнинская зональная жилищная инспекция Государственной жилищной инспекции РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года по делу N А65-8355/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 19.03.2021 г. по 22.03.2021 г. Набережно-Челнинской зональной жилищной инспекцией Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан проведена внеплановая выездная проверка жилого дома N 10 (2/11) пр-кт Хасана Туфана г.Набережные Челны.
В соответствии с распоряжением заместителя начальника инспекции - начальника зональной жилищной инспекции от 18.03.2021 г. N НЧ-1054 проверка проведена с целью проверки по обращению граждан (вх.N Г-3415 от 01.03.2021 г.) соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), Правил предоставления содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в многоквартирном дома по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, д.10).
В ходе проверки установлено следующее:
- управляющая компания ООО "Энтузиаст" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований выразившейся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома расположенного г.Набережные Челны, пр-кт Хасана Туфана, д.10, а именно организацией по управлению жилищного фонда не обеспечена защита от увлажнения конструкций от протечек кровли: выявлены неисправности, являющиеся причиной протечек кровли;
- на момент проверки 22.03.2021 г. в квартире N 168 дома 2/11 выявлены мокрые следы протечек с кровли в верхней части стены в коридоре на обоях и в зале в верхней части стены над межкомнатной дверью на обоях, частично в коридорах и в зале обои отошли от стен. На лестничной клетке 5 этажа выявлены мокрые следы затопления на потолке вокруг ливневой канализации;
- не обеспечено исправное состояние конструкций, кровли и системы водоотвода; защита от увлажнения конструкций от протечек кровли; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей;
- допущено дальнейшее развитие деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев), неисправности кровли из рулонных материалов отслоение от основания, расслоение в швах и между полотнищами;
- не обеспечена прочная приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой. Не допускается отслоение рулонных материалов. Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли;
- на лестничной клетке 5 этажа вокруг ливневой канализации имеются следы, подтеки в результате протечек с кровли. Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность, не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки.
Квалифицировав выявленные действия как нарушение Постановлений Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г., N 290 от 03.04.2013 г., N 416 от 15.05.2013 г., N 1110 от 28.10.2014 г., ПиН 3.2.8, 4.6.3.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2, ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162, ч.1,2 ст.193 Жилищного кодекса РФ, должностным лицом административного органа в отношении ООО УК "Энтузиаст" составлен протокол об административном правонарушении от 22.03.2021 г. N НЧ-1054/21ж по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении, административным органом 01.04.2021 г. в отношении заявителя вынесено постановление N П-НЧ-1054/21ж по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
ООО УК "Энтузиаст" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 10 (2/11) пр-кт Хасана Туфана г.Набережные Челны на основании лицензии N 176 от 20.04.2015 г.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 3.2.8 Правил установлено, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В соответствии с пунктом 4.6.3.3 Правил приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п. Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций, от протечек кровли или инженерного оборудования; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2 Правил следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 22.03.2021 г. N НЧ-1054, протоколом об административном правонарушении от 22.03.2021 г. N НЧ-1054/21ж, подтверждается факт ненадлежащего содержания заявителем общедомового имущества - кровли многоквартирного жилого дома по ул.Хасана Туфана, д.10, г.Набережные Челны, что является нарушением приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ и Правил, и в свою очередь является несоблюдением пункта 3 Положения о лицензировании.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о совершении заявителем правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав заявителя, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении административным органом не допущено.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
В связи с отсутствием отягчающих вину обстоятельств, а также с учетом того обстоятельства, что допущенные нарушения заявителем устранялись, административным органом штраф обоснованно назначен с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера, установленного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ - 125 000 руб.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ООО "Энтузиаст" о соблюдении Предельных сроков устранения неисправностей при выполнении внепланового (непридвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования (Приложение N 2 к Постановлению Госстроя от 27.09.2003 N 170).
Согласно материалам проверки и настоящего дела, о течи кровли вышеуказанного дома управляющая компания знала с 2020 года, однако ООО "Энтузиаст" не были проведены достаточные работы, которые привели бы к устранению нарушений, на момент проверки факт протечки подтвержден.
Факт правонарушения - нарушение лицензионных требований (ненадлежащее содержание заявителем общедомового имущества - кровли многоквартирного жилого дома по ул.Хасана Туфана, д.10, г.Набережные Челны), подтвержден материалами настоящего дела и подателем жалобы не опровергнут.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года по делу N А65-8355/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8355/2021
Истец: ООО "Энтузиаст", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Набережночелнинская зональная жилищная инспекция, г.Набережные Челны
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан , г.Казань