г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-27602/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Стешана Б.В., Петровой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "АРИС УПАК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2021 года по делу N А40- 27602/21, по иску Общество с ограниченной ответственностью "АРИС УПАК" (ОГРН: 1117746243108) к ответчику Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195) третьи лица ФНС России; Государственное учреждение - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о признании действий незаконными.
при участии в судебном заседании:
от истца - Смирнова Ю.А. по доверенности от 05.02.2021;
от ответчика - Виноградова В.В. по доверенности от 15.04.2019;
от третьих лиц:
ФНС России - не явился, извещен;
Государственное учреждение - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области - Жариков В.Н. по доверенности от 10.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АРИС УПАК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "СБЕРБАНК РОССИИ", с привлечением ФНС России и Государственного учреждения - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о признании незаконным перевод ПАО "Сбербанк" заключенного между ООО "Арис Упак" и ПАО "Сбербанк" кредитного договора N9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F от 25.06.2020 в период погашения с 01.12.2020, об обязании ПАО "Сбербанк" перевести кредитный договор N9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F от 25.06.2020 в период наблюдения с 01.12.2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 года по делу N А40-27602/21 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "АРИС УПАК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующее:
- суд пришел к необоснованному выводу об уменьшении численности сотрудников истца с 16 до 12 человек.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица ФНС России, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда стороны дали пояснения по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционный суд считает доводы подателя жалобы необоснованными в силу следующего.
В соответствии с положениями статей 307 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как усматривается из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью "Арис Упак" (далее также - Истец) 25.06.2020 заключен кредитный договор N 9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F в форме присоединения к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 (далее - Кредитный договор или Договор) с ПАО "Сбербанк" (далее - Банк или Ответчик) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N696 от 16.05.2020 года "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее Постановление N696).
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев:
численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик -индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При переводе получателем субсидии кредитного договора (соглашения) на период погашения по кредитному договору (соглашению) получатель субсидии направляет до 30 ноября 2020 г. соответствующее уведомление заемщику.
В соответствии с кредитным соглашением "Условием перехода на период наблюдения" является, выполнение условия "численность работника заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80% численности работников Заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.".
При переводе получателем субсидии кредитного договора (соглашения), т.е. банком на период погашения по кредитному договору (соглашению) получатель субсидии направляет до 30 ноября 2020 г. соответствующее уведомление заемщику.
Как указал истец, в нарушение п.11 правил банк сообщил о переводе кредитного договора на период погашения 09.12.2020 г., т.е с нарушением установленного срока для уведомления заемщика.
Истец указывает, что им в полном объеме были выполнены условия кредитного договора N 9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F, в связи с чем требует в судебном порядке перевести кредитный договор в период наблюдения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Постановления N 696).
Согласно пункту 8 Постановления N 696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 696 кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в том числе в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г.
В абзацах 3-5 пункта 24 Постановления N 696 установлено, что (1) численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и (2) в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников Истца по состоянию на 01.06.2020 составляла 16 человек, и снизилась по итогам июня, июля, августа, сентября и октября 2020 года до 12 человек, то есть упала ниже 80% от численности работников заёмщика, что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем Банк соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения.
Указание о снижении численности работников Истца более 20% доведено до Банка путём размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка определении возможности перевода заёмщика на период наблюдения по договору.
В силу пункта 13. (1) Правил предоставления субсидий кредитный договор переведённый получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил период погашения, может быть переведён получателем субсидии на период наблюдения на основании уточнённых сведений о численности работников заёмщика, в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчёта месяцев, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы позднее 25 декабря 2020 года.
Между тем, Истец в порядке указанных положений Правил предоставления субсидий не воспользовался правом уточнения сведений о количестве сотрудник сервисах ФНС.
Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий обязан использовать только данные, размещённые на платформе ФНС и не вправе получать сведения о численности сотрудников Заёмщика из иных источников, в том числе руководствоваться сведениями, представленными самим Заёмщиком.
Следовательно, основываясь на Правилах предоставления кредитов, а также положениях Постановления N 696, Банк правомерно перевел Договор в период погашения по причине снижения численности работников Истца по сравнению с численностью на 1 июня 2020 г.
16.05.2020 Постановлением Правительства РФ N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления субсидий).
03.06.2020 ООО "Арис Упак" обратилось в ПАО Сбербанк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников Истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 16 человек, а максимальная сумма кредитного лимита, рассчитанная исходя из численности сотрудников, равняется 1 513 824 рублей.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия Заемщика в программе кредитования Банк принял решение о выдаче кредита.
После обработки заявки Истца на Платформе ФНС и отражения данных по численности работников Истца и установленного кредитного лимита, в соответствии с Правилами предоставления субсидий между Банком и Истцом был заключен кредитный договор от 25.06.2020 N 9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F, в форме заявления Истца о присоединении к общим условиям кредитования о предоставлении кредитных средств в общей сумме 1 513 824 рублей, рассчитанной исходя из численности сотрудников 16 человек.
ООО "Арис Упак" было подписано заявление о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя от 25.06.2020 N 9038C2N06ANRGQ0QQ0QZ3F об открытии невозобновляемой кредитной линии, посредством присоединения Заемщика к Общим условиям кредитования (далее - Кредитный договор).
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца по итогам июня, июля, августа, сентября и октября 2020 года (снижение численности до 12 человек) упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита на основании сведений Платформы ФНС по состоянию на 01.06.2020 (16 человек), Кредитный договор в силу п. 11 Правил предоставления субсидий и п. 7 Кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
ПАО Сбербанк предъявило ООО "Арис Упак" требование о погашении долга по Кредитному договору, в связи с переводом долга ООО "Арис Упак" с 01.12.2020 в период погашения, в связи с тем, что по данным информационного сервиса Федеральной налоговой службы по состоянию на 25 декабря 2020 года условие по сохранению штатной численности ООО "Арис Упак" не было выполнено.
Несогласие ООО "Арис Упак" с указанными действиями Банка явилось основанием для предъявления рассматриваемого иска в суд.
Суд первой инстанции правомерно учел тот факт, что кредитные отношения регулируются Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696, которыми предусмотрено, что Банк не проводит расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
В преамбуле кредитного договора, заключенного с ООО "Арис Упак" указано, что кредитование Заемщика осуществлено в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее также - Правила предоставления субсидий).
В п.3.9 Общих условий кредитования также установлено, что Правила предоставления субсидий имеют приоритетное значение при регулировании правоотношений сторон.
Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и ООО "Арис Упак".
В силу указанных Правил предоставлении субсидий (п. 5), в Заявлении о присоединении, в рамках общего срока кредитования предусмотрены три периода: Базовый период, Период наблюдения, Период погашения.
В силу пункта 11 Правил предоставления субсидий Кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по Кредитному договору по окончании базового периода Кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода Кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы Кредитного договора в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий.
Согласно п.24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Кредитным договором.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 N Д13и-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 N 37876-ТИ/Д13и при снижении численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и, соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.
Подтверждение выполнения Заемщиком условий о численности работников осуществляется Получателем субсидии (Банком) на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020, и к которому получатель субсидии должен иметь доступ в обязательном порядке (п.п. 18, 24 Правил предоставлений субсидий). Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
В силу абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абз.3 п.24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474
П.1.2. Дополнительного соглашения N 1 от 10.08.2020 к Кредитному договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в т.ч., но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
В самом информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые Заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации указанных Правил предоставления субсидий (п. 24 Правил предоставления субсидий). Доступ получателей субсидий к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках исполнения обязательств по Кредитному договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников Истца по состоянию на 01.06.2020 составляла 16 чел. и снизилась по итогам июня, июля, августа, сентября и октября 2020 года до 12 человек, т.е. упала ниже 80% от численности работников заемщика, что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения.
Указание о снижении численности работников Истца более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.
Судом первой инстанции установлено, что действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям Кредитного договора, довод об обратном не соответствует действительности.
Судом первой инстанции верно установлено, что численность работников заемщика определяется Банком на основании сведений информационного сервиса ФНС, отображающего данные о поданных заемщиком в ПФР отчетов о численности работников по форме СЗВ-М.
Суд обоснованно указал, что Истец ошибочно предлагает считать численность работников на 1 июня 2020 г. иным образом, нежели это установлено Постановлением N 696.
В силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (п.24 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с пп.1 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно п.3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Так, данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 ст.11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 г. В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Также в данном Письме Минэкономразвития указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с изложенным для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных п.п.11, 12 Правил предоставления субсидий, а также п.7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС на момент заведения заявки клиента.
Порядок направления ПФР информации в ФНС установлен Дополнительным соглашением от 28.04.2020 г. N 5 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 года N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/СОГ/79, в соответствии с п.1.2. которого ПФР представляет ФНС информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) по следующим показателям: ИНН, КПП, ОКВЭД работодателя; отчетный период; численность застрахованных лиц, указанная в отчетности. Срок представления информации, сформированной на основании отчета по форме СЗВ-М, -15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
На момент заведения заявки Истца и расчета суммы кредитного лимита по заявке на Платформе ФНС имелись сведения о численности работников заемщика в количестве 16 человек, поданные Истцом по итогам апреля 2020. Данные сведения являлись обязательными для Банка как при рассмотрении заявки на выдачу кредита, так и при проверке соблюдения заемщиком требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников для перевода договора на период наблюдения.
Положение абз.5 п.24 Правил предоставления субсидий о допустимости использования для определения численности работников заемщика сведений, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам апреля 2020 года, не создает для Банка права произвольного определения численности работников Истца, так как данные сведения Банк получает исключительно с Платформы ФНС. В рамках рассматриваемого дела на Платформе ФНС были размещены сведения о численности работников Истца по состоянию на 01.06.2020 в количестве 16 человек на основании поданных Истцом сведений о численности по итогам апреля 2020 года, так как на момент подачи заявки (03.06.2020) сведения о численности работников истца по итогам мая 2020 на Платформе ФНС отсутствовали.
При этом доводы Истца о том, что Банку необходимо было использовать данные о фактической численности работников Истца по состоянию на 01.06.2020 прямо противоречат требованиям Правил предоставления субсидий (п.п.11,24) и являются необоснованными.
Численность за май не могла быть отражена на Платформе ФНС, так как срок предоставления сведений от ПФР в ФНС - 15 числа месяца следующего за отчетным. В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития (Письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474), численность работников заемщика определяется на основании сведения Платформы ФНС по состоянию на 01.06.2020, при этом источником для определения данной численности являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М по итогам апреля или мая 2020 года в зависимости от того, какая численность работников отражена на Платформе ФНС на дату подачи заемщиком заявки на получение кредита. При подаче заявки Заемщиком в связи с тем, что на 1 июня 2020 г. система ФНС России не содержала данные о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М за май 2020 г., то использовались фактические сведения по отчету СЗВ-М (за апрель 2020 г., по состоянию на 1 мая 2020 г.). Указанная численность сотрудников фиксируется для осуществления расчетов и мониторинга. Получатель субсидии мог обратиться за кредитом после 15 июня 2020 г. (после обновления сведений в информационной системе ФНС России) (Кейс 1 Письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474).
Вопреки доводам Истца о том, что им была подана в ПФР отчетность за май, которая не была учтена судом при вынесении Решения, отчетность о численности работников заемщика за отчетный месяц май 2020 года не была и не могла быть размещена на Платформе ФНС на момент заведения заявки на участие в программе льготного кредитования (05.06.2020), так как срок направления указанных сведений от ПФР в ФНС - 15 числа месяца, следующего за отчетным (фактически отчет по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года тоже отражает численность 16 человек).
Таким образом, необходимо отметить, что по итогам мая 2020 года численность работников Истца также составила 16 человек. Следовательно, даже если численность работников Истца по итогам мая 2020 года была отражена на Платформе ФНС, договор все равно бы подлежал переводу на период погашения.
Таким образом, на момент заведения заявки Истца на получение льготного кредитования в рамках государственной программы (05.06.2020) на Платформе ФНС были размещены сведения о численности работников по состоянию 01.06.2020 в количестве 16 человек на основании поданного Истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года.
Истцу было достоверно известно, что на момент обращения в Банк за льготным кредитование иные отчеты по форме СЗВ-М не могли быть размещены на Платформе ФНС с учетом сроков их передачи от ПФР в ФНС (15 числа месяца, следующего за отчетным), что также свидетельствует о необоснованности доводов Истца о неверном определении численности.
В силу прямого указания абз.4 п.24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется на основании Платформы ФНС, на которой размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
В связи с изложенным для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных п.п.11, 12 Правил предоставления субсидий, а также п.7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные о численности работников, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020.
При этом для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС до момента регистрации заявки клиента.
Таким образом, при вынесении решения суд первой инстанции учел, что в соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для проверки соблюдения Истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.
Закрепленный Правилами предоставления субсидий порядок определения численности работников заемщика используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора, при этом Истцом получена сумма кредита в расчете на сохранении численности в количестве 16 человек, которую он обязан был соблюдать в целях получения субсидии на списание задолженности.
В соответствии с положениями Правил предоставления субсидий (п.п. 11, 12, 24) установленный порядок определения численности работников заемщика используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора.
В соответствии с абз.1 п.24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития от 29.05.2020 N Д13и-16887, при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п.24 Правил под базовым периодом понимается количество полных календарных месяцев в сторону увеличения, при этом для определения расчетного размера оплаты труда используется федеральный МРОТ (12 130 рублей), а для целей контроля выполнения требований п. 24 Правил используются данные, размещенные в системе ФНС на 01.06.2020.
Следовательно, сумма предоставляемого заемщику кредита определяется исходя из численности его работников, в связи с чем довод истца о том, что он не был осведомлен, какое количество сотрудников будет использоваться для определения возможности перевода договора на период наблюдения, является необоснованным.
В соответствии с условиями Кредитного договора лимит кредитной линии для заемщика составил 1 513 824 рублей, рассчитываемый по формуле: 12 130 х 1,3 х 16 х 6, где "12 130" - расчетный размер оплаты труда, "1,3" - коэффициент страховых выплат, "16" -численность работников Истца по данным ФНС по состоянию на 01.06.2020, "6" - количество месяцев базового периода договора.
Следовательно, Истцу на момент получения кредита было известно о том, что определенная численность его сотрудников при определении максимальной суммы кредитования согласно п. 24 Правил предоставления субсидий составляет 16 человек, так как сумма предоставленного льготного кредитования была рассчитана исходя из данного количества человек с целью сохранения указанной численности работников.
Каких-либо возражений со стороны Истца по лимиту кредитной линии при заключении договора не заявлялось.
Порядок расчета максимальной суммы кредитования зафиксирован в Правилах предоставления субсидий, при этом Истец при заключении кредитного договора был осведомлен, что договор заключается в соответствии с Правилами предоставления субсидий, при это в силу п.3.9 Общих условий кредитования обязался самостоятельно ознакомиться с ними и выразил согласие с их приоритетным значением при регулировании правоотношений сторон. Кроме того, на официальном сайте Банка была размещена информация об условиях льготного кредитования, в т.ч. о порядке расчета суммы кредитования.
В настоящий момент истец нарушает запрет на противоречивое (непоследовательное) поведение (эстоппель), установленный ст. 10, п. 5 ст. 166 ГК РФ. Стороны Договора в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 696 заключили сделку в размере максимально доступного заемщику кредита на основании размещенных в информационном сервисе ФНС России данных о численности работников заемщика.
Учитывая, что сумма кредита является существенным условием кредитного договора, Банк не заключил бы кредитную сделку на сумму 1 513 824 рублей, если бы на информационном сервисе ФНС России была информация о численности работников истца в количестве менее 16 человек.
Суд первой инстанции обосновано указал, что Заемщик не воспользовался своим правом уточнения сведений о количестве работников в ФНС.
Заемщик был заблаговременно уведомлен Банком о переводе на период погашения и был вправе предоставить уточняющие сведения о количестве работников в ФНС.
В соответствии с п.11 Правил предоставления субсидий при переводе получателем субсидии по итогам базового периода кредитного договора на период погашения по кредитному договору получатель субсидии направляет соответствующее уведомление заемщику.
В силу п.13 (1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с п.11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития от 23.12.2020 N 44202-ТИ/Д13и.
Банк, исполняя указанные требования Правил предоставления субсидий, направил заемщику уведомление о переводе Кредитного договора на период погашения, а также сообщил о праве заемщика подать уточненные сведения о количестве работников для их размещения на Платформе ФНС в срок до 25.12.2020.
Банк своевременно направил Заемщику уведомление о переводе Кредитного договора на период погашения, а именно 29.11.2020, однако Заемщик не воспользовался правом предоставления уточненных сведений о численности своих сотрудников в ПФР для их размещения на Платформе ФНС, а также не оспорил отраженную на Платформе ФНС информацию, при этом Банк согласно Правил предоставления субсидий не вправе получать сведения о численности работников заемщика из иных источников.
Суд первой инстанции верно установил, что перевод кредитного договора в период погашения произведен Банком в полном соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий и условий Кредитного договора, права Истца Банком не были нарушены, следовательно, исковые требования не подлежали удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи, с чем оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2021 года по делу N А40- 27602/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27602/2021
Истец: ООО "АРИС УПАК"
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"