г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А41-12622/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз": не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2021 года по делу N А41-12622/21, по иску АО "Мособлгаз" к Управлению Росреестра по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 26.11.2020 N КУВД-001/2020-11035123/6 незаконным, об обязании Управления Росреестра по Московской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности АО "Мособлгаз" на газопровод высокого давления Р <= 0,6 МПа, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Ершовский с.о., с. Сватово, протяженностью 826,1 п. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2021 года по делу N А41-12622/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Мособлгаз" обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области через Многофункциональный центр Московской области с заявлением от 08.08.2020 N MFC - 0555/2020-430480-1 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и с заявлением и постановке на кадастровый учет газопровода высокого давления Р <= 0,6 МПа, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Ершовский со., с. Сватово, протяженностью 826,1 п. м.
Уведомлением от 26.11.2020 N КУВД-001/2020-11035123/6 (далее - Уведомление от 26.11.2020) Управление Росреестра Московской области отказало АО "Мособлгаз" в государственной регистрации права на недвижимое имущество и постановке на кадастровый учет газопровода высокого давления.
С принятым решением Заявитель не согласен, полагает его необоснованным, незаконным, противоречащим положениям Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Частью 10 ст. 40 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
26.08.2020 АО "Мособлгаз" получено уведомление о приостановлении государственного и кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество до 26.11.2020;
В уведомлении Управления Росреестра по Московской области о приостановлении 26.08.2020 указано, что в представленных на регистрацию документах отсутствует волеизъявление собственника земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050523:484; представленные документы не заверены ЭЦП; некорректно заполнена строка "7" раздела "Характеристика объекта недвижимости".
При этом Управлением Росреетсра по Московской области не конкретизировано, в чем именно выразилась некорректность заполнения строки "7" раздела "Характеристика объекта недвижимости".
23.09.2020 АО "Мособлгаз" представило в Управление Росреестра по Московской области дополнительные документы;
28.09.2020 АО "Мособлгаз" получено уведомление о неустранении причин приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав, которое по сути содержит новые основания приостановления государственной регистрации.
05.10.2020 АО "Мособлгаз" представило дополнительные документы.
12.10.2020 АО "Мособлгаз" получено уведомление о неустранении причин приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав так же с иными новыми замечаниями государственного регистратора.
03.11.2020 АО "Мособлгаз" представило дополнительные документы.
В связи с тем, что после 03.11.2020 от Управления Росреестра по Московской области не поступало документов относительно регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового государственного учета, АО "Мособлгаз" 24.11.2020 направило в Управление Росреестра по Московской области заявление о приостановлении оказания услуг.
26.11.2020 АО "Мособлгаз" получило отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Отказывая АО "Мособлгаз" в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете, Управление Росреестра по Московской области указало, АО "Мособлгаз" не устранены причины послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Исходя из изложенного, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно п. 71 Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, Управлением Росреестра по Московской области были нарушены обязательные требования пункта 71 Административного регламента, являющегося нормативным правовым актом.
В тоже время АО "Мособлгаз" представлены на регистрацию все правоустанавливающие документы на земельные участки, в пределах которых расположен газопровод.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления.
Согласно п. 3. Закона о регистрации поступление в орган регистрации прав заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прерывает течение соответствующего срока, установленного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Указанный срок, истекший до поступления данного заявления, не засчитывается в новый срок.
Таким образом, при наличии принятого заявления о приостановлении государственной регистрации прав на шесть месяцев, поданного АО "Мособлгаз", в пределах срока, на который была приостановлена государственная регистрация прав, у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права заявителя в отношении объекта недвижимости.
Решение от 26.11.2020 N КУВД-001/2020-11035123/6 об отказе в осуществлении государственной регистрации является незаконным, поскольку принято в нарушение ст. 26, 30 Закона о регистрации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует требованиям нормам действующего законодательства. Незаконное решение нарушает права и законные интересы Общества при осуществлении полномочий правообладателя объекта недвижимости.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2021 по делу N А41-12622/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции..
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12622/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ", РОСРЕЕСТР
Ответчик: Красногорский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Красногорский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии