г. Владивосток |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А59-2063/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2",
апелляционное производство N 05АП-5494/2021
на решение от 12.07.2021
судьи Е.С. Логиновой,
по делу N А59-2063/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2" (ИНН 6501160937, ОГРН 1056500663603)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908)
о признании незаконным и отмене постановления N 121 от 06.04.2021 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ,
третье лицо: Администрация г. Южно-Сахалинска в лице Департамента общественной безопасности и контроля,
при участии в заседании: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖЭУ-2") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, административный орган) от 06.04.2021 N 121 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Определением суда от 25.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Государственной жилищной инспекции Сахалинской области привлечена Администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента общественной безопасности и контроля.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ-2" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.07.2021 признать незаконным и отменить.
В обоснование своей правовой позиции общество указывает на то, что расчистка кровель многоквартирных жилых домов (далее - МКД) от наледи и сосулек удалены подрядчиком в сроки, обусловленные договором, таким образом отсутствует событие административного правонарушения.
Также указывает, что проверка проводилась во время глубокого циклона с большим количеством выпавшего снега и активным его таянием, при таких погодных условиях уборка территории должна проводиться согласно нормативам, установленным в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Судом первой инстанции, по мнению апеллянта, не приняты во внимание отсутствие каких-либо вредных и опасных последствий для охраняемых интересов граждан, поскольку работы были выполнены именно 18.02.2021, доказательств иного времени по удалению сосулек и наледей не представлено.
ООО "ЖЭУ-2" обращает внимание, что ни в одном правовом акте (Постановление Госстроя N 170, Постановление Правительства N 491 и др.) не указан срок удаления наледи и сосулек. На основании чего считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Административный орган по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенного к материалам дела, выразил несогласие с изложенными в ней доводами, отмечает, что крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега - не допускается накопление снега слоем более 30 см, при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине, очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках. Кроме того, инспекция указывает в отзыве на апелляционную жалобу на тот факт, что высота сосулек, согласно фотоматериалам, представленным в материалы дела, свидетельствует о длительном их формировании и, соответственно, необходимости их удаления, особенно при наличии наледи (сосулек) на кровлях жилых домов, которые в том числе располагаются непосредственно над входами в подъезд и оконными проемами обследованных домов, что не исключает возможности появления на этой территории отдельных граждан, а следовательно, создает угрозу жизни и причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, своих представителей не направили. Учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
ООО "ЖЭУ-2" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.08.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1056500663603, ИНН 6501160937.
Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код по ОКВЭД 68.32.1).
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 30.04.2015 N 000072. При этом общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области по адресам - N 69 по ул. им. Космонавта Поповича, N76 и 93 по пр. Победы.
На основании заданий от 18.02.2021 N 0113, от 18.02.2021 N 0115 должностными лицами Департамента общественной безопасности и контроля аппарата администрации города Южно-Сахалинска произведено обследование территорий земельных участков по проспекту Победы и улице имени Космонавта Поповича.
В ходе проведения 18.02.2021 обследования установлено, что работа по очистке кровли от наледи и сосулек по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 93, пр. Победы, 76, ул. им. Космонавта Поповича, 69, не произведена.
По результатам обследования были составлены акты от 18.02.2021, к актам приложены фототаблицы.
Материалы проверки были направлены администрацией в инспекцию сопроводительным письмом от 19.02.2021 N 023-223.
03.03.2021 должностное лицо инспекции составило в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного производства должностное лицо инспекции вынесло постановление N 121 от 06.04.2021, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в суд, который обжалуемым решением в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, отзыве административного органа, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 3 которого предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требования законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
При этом, состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N491), в соответствии с подпунктами "б" и "в" которых к общему имуществу МКД относятся, в том числе, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, в который включены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд (пункт 24 перечня).
В число минимального перечня работ также входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш МКД, в том числе проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Так, в соответствии с пунктом 4.6.1.23 названных Правил, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Таким образом, общество в силу вышеприведенных норм законодательства обязано надлежащим образом содержать общее имущество МКД, включая придомовую территорию, в том числе, осуществлять уборку от льда и снега.
Из анализа указанных норм в их системном толковании следует, что в рассматриваемом споре административный орган должен доказать не только факт того, что общество, как лицо ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, не осуществило удаление наледи и сосулек, уборку снега, но и необходимость совершения данных действий, поскольку пункты Правил, нарушение которых вменяется заявителю, предусматривают обязанность совершения таких действий по мере необходимости. При этом, пскольку нормами действующего законодательства РФ не определен момент наступления необходимости очищения крыш домов от скопившегося снега, наледи и сосулек, данное обстоятельство носит оценочный характер и подлежит исследованию применительно к конкретной ситуации.
Из материалов дела судом установлено, что в ходе рейдового обследования территорий и земельных участков было выявлено, что обществом не проведены работы по очистке кровли от скопления снега, наледи и сосулек по адресам: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 93; Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 76, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. им. Космонавта Поповича, 69.
Вопреки доводам апеллянта, факт нарушения ООО "ЖЭУ-2" положений статьи 161 ЖК РФ, Правил N 491, Правил N 170, пункта 24 Минимального перечня N 290 подтвержден представленными в дело доказательствами, в том числе, актами обследования с приложенными фотографиями, и заявителем документально не опровергнут.
Таким образом, коллегия поддерживает вывод административного органа о том, что объективная сторона административного правонарушения в действиях управляющей компании доказана.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что ни в одном правовом акте не указан срок удаления наледи и сосулек, а также, что погодные условия послужили задержкой в устранении скопления снега, наледи и сосулек по ранее указанным адресам, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что длина сосулек и объема снега согласно приложенным к актам обследований фотографиям свидетельствуют о длительном их формировании и несении угрозы для жителей указанных домов. А учитывая время проведения обследования территорий (начиная с 15 час. 59 мин.), общество имело возможность очистить кровли домов до начала проведения проверки, исходя из представленных фотографий наличие неблагоприятных погодных условий не усматривается. При этом, доводы общества о неблагоприятных погодных условиях опровергаются актами выполненных работ, согласно которым очистка кровли домов произведена обществом 18.02.2021, то есть в день обследования, но после выявления нарушений.
Также из информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судом первой инстанции установлено, что погодные условия нормализовались 18.02.2021 (https://sakhalin.info/news/202766, https://sakhalin.info/news/202802).
На управляющую организацию, которой переданы полномочия по управлению многоквартирным домом на основании решения органа местного самоуправления, как на лицензиата, возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований, а учитывая ранее приведенные обстоятельства, суд расценивает доводы общества по существу спора, как заявленные с целью уйти от применения к нему мер административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких условиях, факт наличия вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленным.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не установлено.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения управляющей компании от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, нарушает лицензионные требования в области осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, то вмененное обществу правонарушение не может быть признано малозначительным, ввиду наличия существенной угрозы публичным интересам, а также правам потребителей услуг общества.
Учитывая вышеуказанное, а также то, что норма статьи 2.9 КоАП РФ предоставляет суду право, а не обязанность для применения положений о малозначительности совершенного правонарушения, допущенное заявителем нарушение не может быть признано малозначительным.
При определении меры наказания административным органом установлены основания для применения положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей, что составляет ниже низшего предела санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов в части определения наказания судом апелляционной инстанции не установлено.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.07.2021 по делу N А59-2063/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2063/2021
Истец: ООО "ЖЭУ-2"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Сахалинской области
Третье лицо: Администрация г. Южно-Сахалинска в лице Департамента общественной безопасности и контроля