город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2021 г. |
дело N А53-16969/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Барановой Ю.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.08.2021 по делу N А53-16969/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Маркт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маркт" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожной накладной N ЭЧ919106 в размере 25 857 руб., 12 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 16.07.2021 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана пеня за просрочку доставки груза по железнодорожной накладной N ЭЧ919106 в размере 25 857 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
19.08.2021 суд изготовил мотивированное решение.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным расчетом неустойки. Истец неверно считает дни просрочки. Согласно железнодорожной ведомости N ЭЧ919106 срок доставки истекал 21.04.2021, а дата фактического прибытия 17.04.2021, таким образом, просрочка по данной накладной отсутствует. Срок доставки указывается именно в договоре перевозки (21.04.2021), а не в Правилах исчисления сроков доставки грузов.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
В материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно железнодорожной накладной N ЭЧ919106 груз был принят к перевозке 02.04.2021, протяженность маршрута составила 2 298 км, что согласно п. 2.2.1 Правил N 245 соответствует 7 суткам в пути (2298/330 = 6,9), к которым прибавляется 2 суток (п. 5.1 Правил N 245), в результате чего, нормативный срок доставки составляет 9 суток, который истекает 11.04.2021. Фактически груз прибыл 17.04.2021. Просрочка доставки груза составила 6 суток.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил пеню в размере 25 857 руб. и направил в адрес ответчика претензию, которая оставлена без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В процессе рассмотрения спора перевозчик не доказал отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Как верно указано судом первой инстанции, факт нарушения сроков доставки груза истца подтвержден представленной в материалы дела железнодорожной транспортной накладной N ЭЧ919106, согласно которой срок доставки груза истекает 11.04.2021, тогда как груз прибыл 17.04.2021, просрочка груза составляет 6 суток.
Пеня была рассчитана по формуле: 71 825 руб. (провозная плата) х 6 (количество дней просрочки) х 6% (процент неустойки) = 25 857 руб.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о его верности.
С учетом положений статьи 97 УЖТ РФ сумма пени в рамках рассматриваемого спора составила 25 857 руб.
Отклоняя доводы железной дороги о продлении срока доставки груза на 10 суток в соответствии с договором от 28.04.2016 N 779/ТЦФТО/ГП, суд первой инстанции исходил из того, что срок доставки груза определяется в порядке статьи 33 Устава и Правил N 245, если стороны в договоре не предусмотрели иной срок. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о достижения сторонами соглашения об изменении срока доставки груза. Железная дорога увеличила срок доставки, установленного Правилами N 245, в рамках договора, стороной которого общество не является, что нарушает права грузоотправителя. Спорные вагоны не принадлежали перевозчику, следовательно, он не мог самостоятельно определять условия перевозки. (Аналогичная позиция изложена в постановлении АС СКО от 10.09.2021 г. по делу N А53-35994/2020).
Поскольку общество не могло повлиять на информацию о продлении срока доставки, отраженную перевозчиком в одностороннем порядке в транспортной железнодорожной накладной, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку железной дороги о конклюдентном согласовании обществом спорного условия.
Железная дорога заявила о необходимости снижения неустойки и применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации из-за явного несоответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательства.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, заявляя о ее снижении, ответчик не представил суду доказательств несоразмерности заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушенного обязательства.
Основаниями для отмены в апелляционной порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права (пункт 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В данном случае выводы суда первой инстанции о наличии или отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации носят оценочный характер.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
В части взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб. возражений сторонами не заявлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции решение суда в указанной части не проверяет.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования в заявленном размере.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы госпошлина ответчиком не была уплачена, постольку с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2021 по делу N А53-16969/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16969/2021
Истец: ООО "МАРКТ"
Ответчик: ОАО "РЖД"