г. Ессентуки |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А18-301/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2021.
Постановление в полном объёме изготовлено 30.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В., судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведённом путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Ингушетия, дело N А18-301/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033), о понуждении к заключению прямых договоров с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" - Ужахова А.К.А. (по доверенности N 4-ЮР от 01.01.2021) (до перерыва), и Харсиева М. М (по доверенности N 219 от 01.01.2021) (после перерыва),
в отсутствие неявившихся представителей истца, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" (далее - ответчик, компания, ПАО "Россети Северный Кавказ"), в котором просит обязать филиал ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Ингушэнерго" на основании ст.ст. 309-310, 330, п. 2 ст. 422, 539-547 ГК РФ перейти с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на прямые договоры с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020 исковые требования учреждения удовлетворены в полном объёме. Суд обязал компанию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу перейти с бюджетным учреждением на прямые договоры с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения. Взыскал с компании в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик - компания, не согласившись с принятым решением суда от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований учреждения в полном объёме. Также просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, признав причины пропуска уважительными.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.01.2021 в удовлетворении ходатайства компании о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на решение от 12.10.2020 отказано, жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2021 определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А18-301/2020 отменено, дело направлено в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020 к производству.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.04.2021 ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" удовлетворено, апелляционная жалоба ответчика принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 11.05.2021. Этим же определением апелляционный суд обязал стороны исполнить Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2021 по делу N А18-301/2020 и представить суду доказательства, указанные в постановлении.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.05.2021 судебное разбирательство по апелляционной жалобе ответчика - ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" отложено на 21.06.2021. Апелляционный суд обязал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России уточнить заявленные исковые требования и представить уточнение суду апелляционной инстанции, а также направить его в адрес ответчика с указанием о том, какие именно договоры должны быть заключены, в отношении каких домов и какого населения. ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" обязал уточнить апелляционную жалобу (доводы жалобы) и направить заблаговременно в адрес учреждения и суду апелляционной инстанции с доказательствами ее направления истцу.
19.05.2021 в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой Арбитр" от представителя ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором ответчик просит отменить решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2020 полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России.
07.06.2021 в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой Арбитр" от представителя бюджетного учреждения поступило уточнение исковых требований, в котором просит обязать филиал ПАО Филиал "Россети Северный Кавказ" - "Ингушэнерго" заключит договор ОДН с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО в отношении населения многоквартирного дома, расположенного по адресу, указанному в уточнении, также просит обязать ответчика перейти на прямые договора в части оказания услуг на получения электроснабжения с населением, расположенных по адресу, указанному в заявлении.
Определением и.о. председателя второго судебного состава Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 о замене судьи по делу N А18-301/2020 в связи с нахождением судьи Луговой Ю.Б. в отпуске произведена замена на судью Сулейманова З.М. при рассмотрении апелляционной жалобы по настоящему делу.
Определением от 28.06.2021 (резолютивная часть от 21.06.2021) суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции в связи с допущенными нарушениями извещения ответчика о судебном разбирательстве в суде первой инстанции, и назначил рассмотрение дела N А18-301/2020 к судебному разбирательству на 15.07.2021. Этим же определением апелляционный суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации представить суду в обоснование исковых требований следующие сведения: кому, и на каком праве принадлежит жилой дом 64, расположенный по адресу: РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная; кому предоставлены и на каком праве квартиры NN 1-11 в доме 64; с кем именно истец просит заключить договоры на помещения, расположенные по адресу: 1. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 1 по г/п N 79; 2. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 2 по г/п N 63; 3. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 3 по г/п N 58; 4. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 4 по г/п N 55; 5. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 5 по г/п N 54; 6. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 6 по г/п N 53; 7. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 7 по г/п N 56; 8. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N8 по г/п N 64; 9. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 9 по г/п N 65; 10. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 10 по г/п N 61; 11. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 11 по г/п N 67; 12. РИ, Сунженский р-н, ст. Троицкое, ул. Шоссейная, 64, N 5 по г/п N 72. Ответчику представить мотивированный отзыв на уточнение к исковому заявлению.
Определением председателя второго судебного состава Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 о замене судьи по делу N А18-301/2020 ввиду болезни судьи Егорченко И.Н. и отпуска судьи Сулейманова З.М. произведена замена на судей Луговую Ю.Б. и Марченко О.В. при рассмотрении апелляционной жалобы по настоящему делу.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства 15.07.2021, судом апелляционной инстанции установлено, что истцом не представлены суду документы, запрошенные в определении от 28.06.2021, что в свою очередь, не позволило апелляционному суду рассмотреть дело по иску учреждения к компании о понуждении к заключению прямых договоров с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения, в связи с чем судебное разбирательство отложено определением апелляционного суда от 15.07.2021 на 16.08.2021, в связи с тем, что суд повторно обязал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации представить в обоснование исковых требований сведения, которые апелляционный суд запрашивал ранее.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
03.08.2021 в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" от представителя истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором бюджетное учреждение просит обязать ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Ингушэнерго" заключить договор на общедомовые нужды с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЮВО и в отношении населения многоквартирных домов, расположенных по адресам, указанным согласно списку в уточнении к иску.
09.08.2021 в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" от представителя компании поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просит в удовлетворении исковых требований ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации отказать полностью.
16.08.2021 в судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв по делу на 23.08.2021.
В судебных заседаниях 16.08.2021 - 23.08.2021 (после объявленного перерыва), проведённых путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Ингушетия, представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, в котором ответчик просит в удовлетворении исковых требований ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации отказать полностью.
В судебные заседания 16.08.2021 - 23.08.2021 истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил, своих представителей для участия в деле, не направил, каких-либо ходатайств не заявлял, в связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по рассмотрению дела проведено в отсутствие неявившихся представителей истца.
Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" является гарантирующим поставщиком на территории Республики Ингушетия и осуществляет поставку электрической энергии для нужд Министерства обороны России в специализированный жилой фонд, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, станица Троицкое, ул. Шоссейная, дом 64.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управления" Минобороны России на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами Российской Федерации от 20.09.2017 N З-УЖФ-ЮВО-01 (далее - договор управления) осуществляет управление объектами жилищного фонда со 100 % долей собственности Минобороны России.
Поставка электроэнергии на объекты, принадлежащие Министерству Обороны, в том числе жилые дома, осуществляется на основании государственных контрактов - договоров ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, заключаемых Публичным акционерным общество "Россети Северный Кавказ" (гарантирующий поставщик) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управления" Министерства обороны России в лице начальника Жилищно-коммунальной службы N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России по Южному военному округу (исполнитель).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Министерство.
Реализуя указанные правомочия, Министерство обороны в лице своих представителей Наткиной Е.А. в г. Ростов-на-Дону по доверенности от 16.03.2018 N 61АА5687800 и Магомедова М.М. в г. Владикавказ по доверенности от 16.03.2018 N 61АА5687800 приняло решение собственника помещений в многоквартирных домах 21.11.2018 и 22.11.2018 соответственно о заключении с 01.01.2019 нанимателями жилых помещений, арендаторами и иными законными пользователями жилых (нежилых) помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (том 1, л.д. 11-12, 13-14).
Учреждением в адрес компании были направлены обращения от 30.10.2019 N 370/ЦЖКУ/5/7/909 о заключении прямых договоров с нанимателями на основании пункта 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
В связи с тем, что компания обращение учреждения не исполнило, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры).
Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.
В случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. Дата начала исполнения обязательств гарантирующим поставщиком по договору купли-продажи электрической энергии (мощности), договору энергоснабжения определяется в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков.
В случае отсутствия у лица, обратившегося за заключением договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договора энергоснабжения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств такое лицо, а также действующая от своего имени или от имени указанного лица и в его интересах энергосбытовая организация не вправе требовать от гарантирующего поставщика заключение договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договора энергоснабжения.
При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
В пункте 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений Специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В данном случае 100% собственником заявленного дома и одновременно учредителем управляющей организации (учреждения) является Министерство обороны.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018, а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 ЖК РФ пунктом 4.4. Особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы в статье 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, в том числе договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
То есть законодатель дает возможность собственникам перейти на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги, но не делает такой переход обязательным.
В целях управления своим имуществом Министерство заключило договор управления от 29.09.2017 N 3-УЖФ/БФ-2 с учреждением, которое оказывает услуги управления.
Статус управляющей организации истец приобрел по решению собственника специализированного жилого фонда Минобороны РФ, с передачей ответчику по перечню жилых домов, принадлежащих на праве собственности Министерству Обороны РФ и расположенных в Республики Ингушетия, под управление.
Отношения по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирные дома в целях оказания коммунальных услуг собственниками и нанимателям помещений в этих домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
Согласно частям 1, 2, 12 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в частности предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме (часть 7 статьи 46 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае Министерство обороны Российской Федерации приняло решение от 21.11.2018 и 22.11.2018 о заключении нанимателями жилых помещений договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Однако из буквального содержания части 1 статьи 157.2 ЖК РФ следует, что коммунальные услуги собственникам помещений и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах оказываются в предусмотренных названной нормой случаях ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В материалы дела не представлены доказательства и о том, что между собственником помещений и нанимателями помещений были заключены договоры найма помещений в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовые договоры найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, и доказательств того, что в договорах найма жилых помещений, оформленных между наймодателем и нанимателями, предусмотрено заключение прямых договоров между нанимателями и ресурсоснабжающей организацией.
ФГГБУ "ЦЖКУ" в свою очередь не может изъявлять волю нанимателей жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома (МКД), поскольку при обращении к ответчику с заявлением о заключении прямых договоров каких-либо доверенностей от граждан-потребителей не представило, как и не представило их в материалы дела.
На основании пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена этим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Таким образом, понудить к заключению договора посредством суда можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу Гражданского кодекса или иного закона.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заявлено требование о понуждении Публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" заключить договоры непосредственно с нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, станица Троицкое, ул. Шоссейная, дом 64, что статьей 157.2 ЖК РФ не предусмотрено, поскольку заключение прямых договоров по снабжению коммунальными ресурсами между нанимателями помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями действующим законодательством не предусмотрено.
В силу пункта 4 части 2 статьи 65 ЖК РФ обеспечить предоставление нанимателю жилого помещения по договору социального найма необходимых коммунальных услуг обязан наймодатель такого помещений.
Основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Таким образом, как управляющая организация ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязано приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела, в том числе условия договора управления и государственного контракта, учитывая статус сторон по делу, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложении на публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" обязанности заключить договоры с жителями, проживающими в доме 64 по ул. Шоссейная станицы Троицкое Сунженский район.
В данном случае заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Доказательств принятия решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке, не представлено.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика установлено, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм процессуального права, а именно, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что привело к нарушению норм процессуального права, которое в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене решения суда и рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Следовательно, выявленные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием к отмене решения суда от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020.
Таким образом, в соответствии со статьями 269 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020 надлежит отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" о понуждении к заключению прямых договоров с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2020 по делу N А18-301/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к публичному акционерному обществу "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго" о понуждении к заключению прямых договоров с населением в части снабжения коммунальными ресурсами электроснабжения отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-301/2020
Истец: ПАО Филиал "Россети Северный Кавказ"-"Ингушэнерго", ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ
Ответчик: АО "Ингушэнерго", ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Ингушэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11976/2021
30.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-240/2021
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2888/2021
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-301/20