г. Пермь |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А50-5542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красный октябрь": Тищенко И.М. - представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт (до и после перерыва в судебном заседании); Леготкин С.В. - представитель по доверенности от 19.04.2021, удостоверение адвоката (после перерыва в судебном заседании);
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика общества с ограниченной ответственностью "Красный октябрь"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 июня 2021 года по делу N А50-5542/2021
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
к обществу с ограниченной ответственностью "Красный октябрь" (ОГРН 1145958042658, ИНН 5903998727),
третье лицо: ГКУ "Управление лесничествами Пермского края",
об обязании провести мероприятия по очистке арендуемых земель,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красный октябрь" (далее - ответчик, общество) об обязании провести мероприятия по очистке арендуемых земель лесного фонда от захламления.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке находящегося в аренде лесного участка по договору N 826 от 21 января 2015 г. от захламления путем вывоза незаконно размещенных на территории Лобановского участкового лесничества Пермского лесничества в лесном квартале 125 выделах 13, 15 площадью 0,3 га (координаты N 57 514 74,7; Е056 206,1); в лесном квартале 142 выделе 20 площадью 1,0 га (координаты N 57 50 03,8; Е056 2754,5); в лесном квартале 156 выделе 1 площадью 0,1 га (координаты N 57 50 09,6; Е056 2252,1); лесном квартале 199 выделе 1 площадью 0,2 га (координаты N 57 50 10,9; Е056 2259,1); лесном квартале 246 выделе 17 площадью 0,2 га (координаты N 57 45 09,9; Е056 2705,1) твердых бытовых (коммунальных) отходов на специально предназначенный для этого лицензированный полигон.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что лесной участок передан в аренду по договору для заготовки древесины, входит в состав земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности; ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П, на то, что статья 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратила силу на момент обнаружения несанкционированной свалки, а также на внесение изменений Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принятие постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, заявляет, что ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям; по мнению апеллянта, несанкционированные свалки в лесах необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), соответственно, данными полномочиями наделен истец; ответчик считает, что он не вправе выполнять мероприятия, не предусмотренные проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы; кроме того, заявляет, что в иске неверно указаны координаты несанкционированных свалок, что не позволяет точно определить отношение свалок к арендуемому участку.
В письменном дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, действующие с 01.01.2021; пунктом 43 данных Правил предусмотрено, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, ввиду чего, по мнению ответчика, основания для возложения обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на арендатора лесного участка отсутствуют.
Участвовавшие в судебном заседании представители ответчика выразил несогласие с решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменном дополнении к жалобе, поддержали, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" в представленных в суд апелляционной инстанции отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами апеллянта, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, между Министерством (далее по тексту - Арендодатель) и обществом (далее по тексту - Арендатор) на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 N 2 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" заключен договор аренды лесного участка N 826 от 21 января 2015 г. (далее по тексту - Договор) на срок с 21.01.2015 г. по 04.06.2061 г. (п. 21 Договора), согласно которому Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок, определенный в п. 2 Договора.
В договор вносились изменения дополнительными соглашениями N 2 от 13.09.2017, N 3 от 15.12.2017, N 4 от 04.02.2019, N 5 от 19.02.2019 в части изменения площади лесного участка, его местоположения, объемов использования лесов.
Согласно п. 2 Договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.02.2019 лесной участок, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 22257,9570 га, категорию земель: земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Култаевское участковое лесничество кварталы (выделы) NN NN 62 (1-51), 72 (1-31, 45), 84 (1-31), 87 (1-36), 217 (1-9, 11-22), 218 (1-6, 8, 12-37, 39-41), 219 (1-4, 6-17), 220 (1, 3-9, 11-19), 221 (1-15), 232 (1-10), 233 (1-3, 5-13), 234 (1-18), 235 (1-18), 240 (1-12), 241 (1-21), 242 (1-13), 245 (1-10), 246 (1-13), 247 (1-10), 248 (1-14); Пермское лесничество, Лобановское участковое лесничество кварталы (выделы) NN 1 (1-17), 2 (1-28), 3 (1-16, 18-21), 4 (1-17), 5 (1-6, 8-21, 24-33), 6 (1-19, 21-24), 7 (1-5, 7-20), 8 (1-29), 10 (1, 2, 6, 8, 11, 13, 15-18, 21-32), 14 (1, 2, 4-7, 10, 13-20, 22-26, 30-34, 36-49, 51-55), 15 (1-4, 6-22, 24, 26-32), 16 (1-14, 16-19, 21-25), 18 (1-4, 6-9, 11-24), 20 (1, 2, 4, 6-7, 9-18), 21 (1-9), 22 (1-39), 23 (2-4, 6-23), 24 (1, 2, 4-16), 25 (1-22), 32 (1-12), 33 (1-21), 36 (1-32), 37 (1-15), 38 (1-13), 39 (1-20), 48 (1-32), 49 (1-22), 50 (1-21), 51 (1-13), 65 (1-34), 66 (1-25), 67 (1-20), 68 (1-6, 8-18), 71 (1-10, 13, 15, 17, 19-29), 72 (1-14, 16-34, 36-47), 73 (1-19), 74 (1-3, 5-20), 75 (1-19), 76 (1-23), 86 (1-44), 87 (1-26), 88 (1-30), 94 (1-48), 96 (1-32), 110 (3-10,12-17,19-27,30-32,34-37,39-40), 112 (1-27), 114 (1-28), 124 (1-22), 125 (1-13, 15-18), 131 (1-12), 132 (1-27), 142 (1-23), 143 (1-25), 144 (1-42), 145 (1-16), 146 (1-23), 152 (1-4, 6-27, 29-31), 156 (1-14, 16-35), 160 (1-50), 170 (1-18), 186 (1-25), 187 (1-25), 188 (1-44), 189 (1-40), 190 (1-24), 191 (1-34), 192 (1-19), 193 (1-39), 194 (1-20), 195 (1-23), 197 (1-19), 199 (1-3, 5-27), 201 (1-38), 202 (1-18), 203 (1-18), 204 (1-24), 205 (1-17), 206 (1-23), 213 (1-18), 214 (1-28), 215 (1-24), 216 (1-27), 217 (1-33), 218 (1-25), 219 (1-12,14-16,18-27), 220 (1-20), 221 (1-23), 222 (1-26), 223 (1-33), 224 (1-14), 225 (1-11), 226 (1-18), 227 (1-17), 228 (1-14), 230 (1-32), 231 (1-43), 232 (1-26), 233 (1-37), 234 (1-50), 236 (1-19, 21-22, 24-36), 237 (1-17), 238 (1-6, 8-12), 239 (1-13), 240 (1-4, 6-16), 241 (1-15), 242 (1-38), 243 (1-3, 5-6, 8, 10-13), 245 (1-20), 246 (1-23), 247 (1-18), 248 (1-18), 249 (1-19), 250 (1-31), 251 (1-10), 254 (1-22), 255 (1-23), 256 (1-28), 257 (1-38), 258 (1-41), 259 (1-17), 260 (1-30), 261 (1-31), 262 (1-27), 263 (1-27), 268 (1-16), 269 (1-14), 270 (1-11), 271 (1-12), 273 (1-17), 275 (1-35), 277 (1-37), 278 (1-34), 279 (1-35), 280 (1-44), 283 (1-5, 8-11), 284 (1-23), 285 (1-15), 287 (1-27), 288 (1-31), 289 (1-34), 292 (1-18), 293 (1-20), 294 (1-44), 296 (1-17), 297 (1-23), 298 (1-27), 299 (1-26), 300 (1-40); Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество кварталы (выделы) NN 46 (1-33), 47 (1-16, 18-25), 48 (1, 3, 5-21, 23-33), 49 (1-7, 9-11, 13-15, 17-20, 22-24, 26-76), 50 (1-37), 51 (1-19), 52 (1-30), 55 (1-41), 59 (1-15), 60 (1-36), 61 (1-36), 62 (1-31), 63 (1-33), 64 (1-36), 68 (1-24,28-34), 70 (1-16, 18-42, 44-48), 71 (1-51, 55-61), 72 (1-53, 57-62), 76 (1-9, 11-13, 16-35, 37-49), 77 (1-16, 20-68), 78 (1-36, 38-44, 46-69), 79 (1-60), 82 (1-29), 83 (1-13,15-31,33-42), 84 (1-9,11-27), 85 (1-2, 4-17, 19-25, 27-30, 32-36, 38-46). Договор, а также дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
В сентябре - октябре 2020 года Пермским лесничеством ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" (подведомственное учреждение Министерства, далее - Лесничество) в ходе патрулирования подведомственной территории Лобановского участкового лесничества Пермского лесничества и осуществления мероприятий по контролю за состоянием лесной территории выявлено захламление лесного участка, находящегося в аренде у ответчика, коммунальными и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором в лесном квартале 125 выделы 13, 15 площадью 0,3 га.; в лесном квартале 142 выдел 20 площадью 1,0 га.; в лесном квартале 156 выдел 1 площадью 0,1 га.; в лесном квартале 199 выдел 1 площадью 0,2 га.; в лесном квартале 246 выдел 17 площадью 0,2 га.
Результаты патрулирования оформлены актом осмотра лесного участка от 30.09.2020.
Уведомлением от 02.10.2020 Лесничество сообщило ответчику о необходимости принятия мер по уборке выявленных захламлений на арендованном им лесном участке.
Однако в ходе проведенных в октябре 2020 года повторных осмотров территории лесного участка вновь выявлены несанкционированные свалки. По результатам обследования составлены акты от 01.10.2020, 29.10.2020, 30.10.2020 в которых отражено, что ранее направленное в адрес общества требование не выполнено, свалки по состоянию на указанные даты не ликвидированы, а морфологический состав свалок представляет собой: полиэтиленовые пакеты, пленки, ветки деревьев, старые доски, металлом, покрышки, доски ДСП, что подтверждается приложенными к актам фототаблицам.
Также составлены акты о лесонарушении N N 11/2020, 12/2020, 13/2020, 14/2020, 15/2020 от 09.11.2020, в которых в качестве периода совершения выявленного нарушения указаны осень, весна 2018 года, что указывает на возникновение свалок после передачи лесного участка в аренду обществу.
Лесничество, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, направило материалы осмотра в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Министерство в соответствии с пунктом 22 Договора, в целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, направило в адрес Арендатора претензию с требованием провести мероприятия по очистке лесного участка.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что обязанность общества по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке была предписана как законом, так и условиями договора, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Также статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 2, 3).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (действовавшими до 01.01.2021), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Названными Правилами установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14); не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 25).
В соответствии с договором аренды лесного участка N 826, заключенного Обществом своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора (статьи 1 и 421 ГК РФ), арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами условиями Договора; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и лесоразведение на лесном участке на условиях, в объеме и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов; проектом освоения лесов; а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 13 договора).
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Заключив договор аренды лесного участка, общество в силу ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, статей 13, 42 Земельного кодекса РФ приняло на себя обязательство поддерживать арендуемое имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержанию, а также проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Содержащиеся в Правилах положения о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.
Таким образом, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов расположены на земельном участке лесного фонда, переданном Обществу по договору аренды лесного участка, они, как обоснованно указал суд, подлежат ликвидации арендатором.
Кроме того, учитывая, что выявленные в ходе осуществления мероприятий по контролю за состоянием лесной территории несанкционированные свалки расположены на земельном участке лесного фонда, переданном обществу по договору аренды лесного участка, свалки подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена на арендатора лесного участка.
При этом, отсутствие в проекте освоения лесов прямого указания на проведение очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на почву не освобождает общество как арендатора лесного участка от обязанности по осуществлению данных мероприятий в силу императивного характера вышеперечисленных норм.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, указанные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает верным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, вывод суда о том, что обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке предписана как законом, так и условиями договора, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 04.06.2020 N 307-ЭС20-8509, от 14.09.2020 N 307-ЭС20-11871, N 307-ЭС20-12144, от 01.04.2021 N 307-ЭС21-4786.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям являются несостоятельными, поскольку согласно части 1 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.
При этом, перечень мер санитарной безопасности не является исчерпывающим. Пунктом 5 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ и подпунктом "д" пункта 2 Правил предусмотрены иные меры санитарной безопасности в лесах, к которым по смыслу действующего законодательства относится и очистка лесных участков от загрязнений.
Доводы апелляционной жалобы об указании в иске неверных координат несанкционированных свалок и невозможности точно определить отношение свалок к арендуемому участку, несостоятельны, опровергаются имеющимися в материалах дела актами осмотра лесного участка, составленными участковыми лесничими и мастерами леса ГКУ "Управление лесничествами" Пермского края, обладающими специальными познаниями в области лесного дела, которые в ходе натурного осмотра лесного участка установили факты нахождения несанкционированных свалок мусора на арендуемом ответчиком лесном участке, в соответствующих кварталах и выделах, а также отобразили нахождение свалок географически на схемах лесного участка (лесоустроительных планшетах).
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Доводы ответчика, что в отличие от Правил N 607, утративших силу с 01.01.201, новыми Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047, урегулированы отношения, связанные с очисткой лесов от загрязнения отходами производства и потребления, подлежит отклонению, поскольку нарушения по размещению несанкционированных свалок выявлены истцом и обязанность по их ликвидации возникла у ответчика в период действия Правил N 607.
Кроме того, положение п. 45 Правил N 2047, в котором указывает, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, не исключает предусмотренной действующим законодательством обязанности арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств, подтверждающих совершение действий, направленных на ликвидацию твердых бытовых (коммунальных) отходов, размещенных на арендуемом им лесном участке.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств, подтверждающих совершение обществом действий, направленных на проведение мероприятий по очистке арендуемого лесного участка от захламления, суд правомерно признал исковые требования министерства обоснованными и удовлетворил иск.
Полномочия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на обращение в арбитражный суд с настоящим иском следуют из положений ч. 1, п. 12 ч. 3 ст. 96 ЛК РФ и истцом не оспариваются.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2021 года по делу N А50-5542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5542/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНИЧЕСТВАМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ"